…На приёме женщина. У неё проблема. Точнее, не у неё, у сына. Однако прежде чем его привести, она пришла «в разведку», разузнать, занимаюсь ли я, эзотерик, такими «случаями»?.. Так как имеющаяся проблема, на самом деле, не смертельная, не мистическая, не из области «потустороннего», с ней, по-хорошему, - и женщина это понимает, - надобно обращаться к психологам. И они обращались. Но… Но стало еще хуже. Парень замкнулся в себе, сделался угрюмым и злым. И боясь, что всё однажды может закончиться суицидом, она, его мать, принялась ходить по «бабкам» и храмам, «заговаривать» и «замаливать» проблему. Теперь вот ей посоветовали еще и меня…
А суть случившейся с парнем заморочки и в самом деле была «простой», не поражала воображение: поступив пару лет назад в мединститут, он его попросту «не потянул», отчислился. И теперь опасаясь повторения «позора», боялся идти куда-либо учиться или работать. Комплекс неполноценности сделал его крайне уязвимым, нервным, больным, неуверенным в собственных силах. А еще парнишка очень завидовал своим однокашникам-студентам, ему было бесконечно больно осознавать свою по сравнению с ними «никчемность» и их по сравнению с ним «состоятельность». И угадывая его состояние, друзья сделались заносчивыми, высокомерными, подтрунивали над ним, каждым словом и жестом подчёркивали своё над ним превосходство. Боясь таких отношений, человек с некоторых пор стал избегать любых с кем-либо контактов, буквально не выходил из квартиры, не отвечал на звонки.
Такое положение вещей было тем болезненнее, что было непонятным. Ведь еще недавно всё было по-другому. Объективно, парень был «золотым» - способным, толковым, у которого никогда не случалось никаких затруднений с пониманием и усвоением даже самого сложного учебного материала. В школе он отлично учился, посещал всевозможные факультативы, участвовал в различных олимпиадах, был их призёром, отличался отменной памятью и трудоспособностью, а еще талантливостью практически во всех областях знаний. Ему одинаково легко давались любые предметы – математика, физика, химия, литература. Он мог, как казалось, стать и «гуманитарием» и «технарём», достигнуть на выбранном поприще самых высоких результатов. И вдруг такой облом…
…Учеба в медвузе не задалась с самого начала. Будучи неслабохарактерным и хорошо подготовленным, он, тем не менее, был отчего-то поражен огромным объёмом нового, совершенно незнакомого материала. Сидя над горой толстенных книг, он пугался их, временами не зная с какой начать… И, возможно, именно этот, чисто психологический, сбой подкосил и его память, способность к обучаемости. Они стали очень слабыми.
…Он пытался зубрить, писать шпаргалки, которыми… совершенно не умел пользоваться. И чувствуя свою слабую подготовленность, был на зачётах унизительно жалок.
…Нет, конечно, такая растерянность была свойственна и другим. Очень много первокурсников испытывало те же трудности. И, возможно, окажись он в одной группе с ними, не так остро чувствовал бы свою «отстойность», со временем выровнялся бы, вернулся в нормальное рабочее русло. Но проблема оказалась в том, что именно его группа была на курсе самой сильной.
Правду сказать, и его одногруппники, случалось, «плавали» на зачетах, пересдавали, давали взятки преподавателям. Но такие проблемы не носили у них вид катастрофы, как у него, когда изучаемый материал он не усваивал, потому что элементарно не понимал…
Скоро это стало заметным. Его однокашники стали относится к нему с заметной снисходительностью и даже брезгливостью, как к «глупенькому». Теперь они, успевающие, держались обособленной группкой, замолкали, когда он подходил, не отвечали на его шутки, не разделяли его озабоченности по поводу предстоящих зачетов. Да и какая у них, отличников, могла быть в этом деле «озабоченность»? Они-то зачёты сдавали, а вот он… И однажды один из парней, посмотрев на него с высоты своего роста, ухмыльнулся
- А ты, вообще, зачем в медицину пошел?.. Выбрал бы, что попроще… Зачем мучатся?..
Эта реплика была, как отрезвляющий душ. Он словно очнулся. А очнувшись, вдруг понял, что нужно уходить. И здесь без вариантов.
…Новую порцию обиды ему добавила семья. Бабушка, узнав, что он уходит из академии, изумленно вздёрнула брови
- Как уходишь?! В каком смысле?! А… а…а как же хирургия?.. Ведь ты же мечтал…
Случившийся рядом двоюродный брат, тоже студент медик, только отмахнулся
- Какая «хирургия», бабуля?.. На эту специальность отбираются только лучшие из лучших, студенты-отличники. А наш парень и элементарного не потянул…
Бабушка ойкнула, потрясенно опустилась в кресло.
…Он молча отвернулся, ушел в свою комнату, закрыл дверь, привалился к ней спиной. Он не мог даже дышать. Такого унижения он еще не испытывал. А главное от кого? От родственника-«дуба». Который из неудов и сам не вылезал.
Но… Но брат продолжал учиться. Как-то справлялся с непростыми медвузовскими реалиями, к слову, совершенно по их поводу не комплексуя. Да и чего расстраиваться-то?! Ну, не сдал он зачет сегодня, сдаст завтра. Ведь всё равно же сдаст. Непременно. А вот он, еще недавний школьный отличник, сдать не мог. Никак. И промучившись однажды в двенадцати(!) попытках сдать не самый сложный зачет, написал заявление об отчислении...
Теперь его мучил вопрос: почему так? Почему его одноклассники и двоюродный брат, которые были объективно много слабее, умудрялись, тем не менее, учиться, усваивать сложнейшую программу, а он, сильнейший, с отличной памятью, ее не потянул?..
…Поход к психологу ответа не дал. Спец, едва он озвучил проблему, поднял его на смех. Дескать, нашел, о чем печалиться! Мол, ни ты первый, ни ты последний, брат! Медицинские вузы, – это чтоб ты знал, - есть самые сложные вузы на свете. Не потянул его, иди в другой и не парься!
Он возразил, что не хочет в другой, что мечтает быть только хирургом-онкологом, спасть людей, заниматься наукой…
Психолог поморщился: мол, а я мечтаю быть космонавтом, и что?.. Потом помолчал, по-отечески пожурил: нужно уметь соизмерять способности с потребностями и не пытаться прыгать выше головы. Это жизненная аксиома. Мама разве не учила? А зря. Вся твоя проблема, парень в том, что ты много о себе возомнил. Дескать, и «знаменитым ты будешь онкологом», и «блистательным ученым», и «виртуозом- хирургом», которому благодарные пациенты будут буквально руки целовать, и «спасителем», и «мессией»… Ага… А когда жизнь тебя обломала, ты и сник. Разочарование есть там, где есть ожидания. И, наоборот, нет ожиданий, нет и разочарований…
Короче, рекомендация специалиста свелась к одной единственной реплике: живи проще…
Однако проще не получалось.
…Клиентка смахнула слезу: она чувствовала, сын загнал себя в угол. И никто не знал, что в этой ситуации следовало делать. Женщина вдруг потянулась ко мне влажными испуганными глазами: а, может, его сглазили, а?!! Может, "по-чёрному" позавидовали?!!
Если нет, тогда в чем проблема?! Как и чем здесь можно помочь?..
Хороший вопрос. А еще не частный. Который в том или ином виде звучит повсеместно. Давайте сформулируем его еще раз, обобщив имеющуюся в социуме проблему. Итак: отчего так редко исполняются наши мечты и желания о профессии, «деле всей жизни»? Почему умные и талантливые люди не могут реализовать себя в медицине или юриспруденции, а бездарности, троечники, прекрасно с этим справляются?.. Почему очень часто таланты оказываются в загоне, а бездарности в фаворе?
Но поговорим мы об этом парадоксе в продолжении статьи.
(продолжение следует…)