Не бойтесь, я не о криминальных авторитетах. Я о людях, которые являются для вас авторитетом, начиная родителями и заканчивая людьми с мировым именем. Перед ними мы пасуем, замолкаем, и частот кажемся себе жалкими глупыми, никчемными.
«Вот приедет барин, барин нас рассудит»
Психологи утверждают, что страх перед авторитетами зарождается в детстве, с той самой поры, когда авторитетами для нас были родители у учителя. Дети растут как послушными, так и непослушными. Одни сразу реагируют на «нельзя», других родителям приходится запугивать. Тогда появляется страх наказания за непослушание. Но есть и третья категория, которая быстро перерастает страх перед авторитетами и идет своей дорогой.
Печально то, что большинство из нас, так и не может выйти из детского инфантилизма и научиться думать и принимать решение самостоятельно. Остается два варианта – либо человек полностью доверяет авторитету и считает его мнение единственно верным, либо делает то, что ему сказали, потому что он «вынужден». В любом случае страх перед авторитетными людьми присутствует.
Во многих наших соотечественниках живет некое доверие к авторитетам и преклонение перед ними. Возможно, что оно сохранилось еще с времен крепостничества, когда народ верил в доброго барина и доброго царя. Принятие собственных решений было невозможно и мнение крепостных не учитывалось. Все решал барин.
Не лучше была ситуация во времена Советского Союза. Вспоминается фильм «Любовь с привилегиями». В главных ролях Николай Тихонов (пенсионер, бывший крупный чиновник с привилегиями) и Любовь Полищук (обычная таксистка). Герой Тихонова влюбляется и женится. Когда выясняется, что герой Тихонова подписал смертный приговор отцу своей жены, героиня Полищук уходит от мужа.
В фильме было несколько интересных диалогов. Когда Полищук упрекает Тихонова, что он не может принять решение о том, где они будут встречаться, герой отвечает: «Я привык, чтобы мне их готовили». И еще в одном он был твердо уверен, что его подпись ничего не значила, потому что подписывали все. Он же был просто винтиком в огромной государственной машине.
Вот и прошли путь от «барин рассудит» к «партия приказала». Строй сменился, мышление – нет.
Мы и великие люди
Цитатами великих людей пестрят все сайты и социальные сети. И если великий сказал, то это уж точно, и оспаривать его слова не положено. И ничего, что цитата порой вырвана из контекста, искажена, и человек, возможно имел в виду другое, или позже изменил свое мнение.
Честно сказать, сама этим грешу. Люблю цитировать Чехова, Есенина, Пастернака. Но только потому что полностью согласна с их высказываниями.
Если подумать и присмотреться, то даже великие противоречат друг другу, а иногда и сами себе. Мы можем ими восхищаться, можем с ними соглашаться или не соглашаться, но не стоит делать из них икону. Прежде всего они тоже люди, со своими страхами и комплексами. Они тоже могли ошибаться, или просто изменилось время, и сказанное ими устарело или приобрело иной смысл.
Хуже всего, когда вчерашние «иконы» делают посмешищем, или начинают обливать грязью и презирать. Недавно были в моде пародии на Ленина, а во времена Советов за это в лучшем случае ждала психиатрическая лечебница. Вот так у нас испокон веков: или возносим человека до небес или опускаем ниже плинтуса, потому что барин приказал, либо партия решила… И молчим. Почему бы не научиться принимать великих и известных людей такими, как они есть, ценя их заслуги и давая право на ошибку?
Про начальников и молчальников
Никогда не боялась начальников. Может быть потому, что они у меня как на подбор были добрые и хорошие, а может быть потому, что с детства жила в определенных рамках и начальству не перечила. Если с какими не складывались отношения – сразу уходила.
Вообще многое зависит от того, с кем ты работаешь и как привык общаться.
В одном детском саду шел ремонт. Бригада строителей уже отделала часть помещений, и заведующая пригласила художников расписать стены. В остальных помещениях работали штукатуры-маляры.
Художники пришли в 9.00 и начали роспись. Бригада отделочников тоже была на месте, но к работе приступать не спешила. Кто на столах лежал досыпал, кто ходил из комнаты в комнату, кто рассказывал анекдоты. Работа с места не двигалась.
Немногим позже на работу пришел бригадир, который задержался, так как был на планерке.
- Что расселись, лодыри? А ну (последовала нецензурная тирада). Быстро начали работать!
Вот тут работа закипела, да еще как!
Художники были просто в шоке. А для штукатуров-маляров – это норма. Они привыкли работать вот так, пока не надавят сверху.
Насколько мне известно, в некоторых офисах люди тоже работают по такой схеме.
В каждом коллективе – свои порядки. Какой коллектив – такой и начальник. Позволяют люди себя оскорблять – значит, это и получают. Бояться криков не стоит. Уходить надо от такого начальника и из такого коллектива. Остаемся, значит со всем соглашаемся и авторитетному начальнику не перечим. Значит, все устраивает.
Интересный случай описывает в своей книге «Психокибернетика» Максуэл Мольц. Один его пациент очень пугался, когда его вызывали к «большому начальству» Тогда доктор спросил его: «Готовы ли вы вползти в кабинет начальника и пасть перед ним ниц?» Пациент возмутился. Уж такого бы он никогда не позволил! И тогда доктор указал ему на то, что если он не раболепствует перед начальником в прямом смысле, то делает то же самое мысленно, потому что озабочен тем, как его примут. Тем самым он как бы умоляет его признать в нем человека и личность.
«Мы одной крови»
Мне очень долго казалось, что есть взрослый мир и взрослые люди, до которых я не дотягиваю. У меня это из детства, когда была проведена грань между мной и взрослыми людьми. Например, я не смела называть дядю, который был всего лет на 8 меня старше Колей, а только дядей Колей. Я и в 20 еще чувствовала себя ребенком и даже позже, пока у самой не появился ребенок.
Только тогда я поняла, что никакого «взрослого» мира нет, и практически все равно 20 тебе, 30, 40 и т.д. И взрослыми также легко, и в то же время также сложно управлять, как и детьми. И взрослые и дети капризничают, доказывают какие они крутые или классные, возмущаются по пустякам. Порой дети, честное слово, ведут себя гораздо разумнее взрослых!
Да, кто-то стал хорошим специалистом, кто-то добился высокого положения в обществе, кто-то заработал много денег, но от этого люди не стали ни лучше, ни хуже. Все что они доказывали, доказывали сами себе или своим родителям. Конечно классно, что они чего-то добились и у них есть чему поучиться, но у каждого свой путь. Не лучше ли обратиться к своему потенциалу, а не испытывать постоянный страх перед тем, что скажут начальник или другой авторитетный для вас человек? Не хочется ведь как чеховский дядя Ваня когда-нибудь сказать самому себе: «Пропала жизнь!»