О нем сказано в "Слове о полку Игореве" где Всеслав, превращавшийся в Волкодлака, будучи смертным, состязался в скорости бега с самим солнцем.
По мнению Соколова в его труде "Старорусские Солнечные Боги и Богини":
"Волкодлак Всеслав, как славянин и русский, не боится богов, не признает какой-нибудь судьбы, грозной для человека, и смело выступает как бы в состязание с великим Хорсом...".
Вещему князю действительно удалось добраться до Тьмутаракани до того, как поднялся Хорс-солнце.
Хорса не забывали не только в 14-м и в 15-м веках, но и в 16-м и 17-м веках. В беседе трех старцев святителей он наравне с Перуном назван ангелом. Но назван Хорс (Нахор) почему-то израильтянином.
По мысли Соколова, образ Хорса смешивается с библейским Нахором и такое смешение не единственное. Так, в Никоновской летописи сын Свенельда Лют, назван Лотом. Исследователь считает, что беседа трех святителей - туманное и путаное свидетельство, и по нему нельзя делать выводов о действительном происхождении Хорса.
При этом некоторые исследователи во времена Соколова считали, что Хорс был не просто чужеземцем, а имел еврейское происхождение.
Так, И. Забелин отмечал, что:
"Это (ж...во Хорса) подает намек на самое место, где существовало поклонение Хорсу именно у Хозар, перешедших потом в Моисеев закон и оттого известных более под именем ж...в хазарских...".
Соколов с такой версией происхождения Хорса был не согласен, и отмечал следующее:
"...если следовать такому приему в науке, то, пожалуй, придется признать татарско-магометанское происхождение того же самого Хорса и Перуна, потому что в сказании о Мамаевом побоище и тот и другой признаются татарскими богами...".
Во времена Соколова темное предание о Хорсе сохранялось в образе зловещего Карачуна, злого бога скотского падежа. И при том из всех русских племен более всего помнят и знают Карачуна, по свидетельству И. Снегирева карпато-руссы.
Очерк для прочтения: