Найти тему
Русь Изначальная

Всеслав Полоцкий и его помощь Полабской Руси в борьбе с католичеством

Помощь князя Всеслава-чародея полабским славянам, неразрывно связана с христианской деятельностью князя ободритов - Готшалка.

Источник: Яндекс-карты.
Источник: Яндекс-карты.

В юности, будущий ободритский князь, обучался в монастыре в Люнебурге. После того, как в 1028-м году его отец Удо был убит саксом-перебежчиком, Готшалк вернулся домой. На родине он и отрекся от христианства.

В "Славянской хронике" Гельмольда из Босау сказано, что новый князь ободритов, собрал войско и напал на саксонские земли.

По словам того же Гельмольда, в 1030-м году Готшалк добровольно попал в плен к саксонскому герцогу Бернхарду Второму, из династии Биллунгов. Что значит добровольно попал в плен, да просто сдался, предав свой народ. Он якобы раскаялся в своих жестоких поступках, которые совершал на землях Саксонии в течение трех лет. Моря крови ему не давали покоя. Саксонцы приняли его раскаяние в том, что он отрекся от веры и такое зверство творил с саксами. Условием саксонского герцога, был отказ Готшалка от власти в землях ободритов, становление его на путь искупления вины и совершение рыцарских подвигов во славу церкви.

После этого Готшалк заключил с саксами договор, а сам отправился к датскому королю - Кнуду по прозвищу Великий.

Около 12-ти лет он был на службе у Кнуда, а после его смерти, у его сыновей и племянника. Вероятно он отличился в походах. Заслуги были настолько значимыми, что за него замуж выдали Сигрид - дочь Свена Эстридсена.

После гибели в 1043-м году князя бодричей Ратибора, при защите города йомских витязей, а также после гибели всех 8-х его сыновей, у Готшалка появился шанс захватить власть среди бодричских племен.

Готшалк вернулся на родину и начал борьбу за престол. Со временем ему удалось образовать, что-то в виде прообраза державы. При этом он пытался не ссориться с саксами, которым платил дань. После свары произошедшей в племенном союзе лютичей, племя хижан и племя черезпинян вошли в состав созданного Готшалком образования.

При строительстве своей державы Готшалк умудрился в 1062-м году, как следует из грамоты императора Генриха, отдать Ратцебург в Полабской Руси саксонцам. Неудивительно, что тесная дружба ободритского князя с датчанами и саксонцами привела к тому, что он плохо кончил.

Видимо, было много недовольных среди ободритов и лютичей, которых он не так давно, присоединил к вновь созданной им державе. В 1066-м году его убили восставшие полабские славяне в городе Лучине. Все миссионеры, которые пытались крестить полабов, также были убиты. Случился даже один казус. Вдову Готшалка-предателя и ее придворных дам раздели догола и выгнали прочь из Велиграда.

Языческое восстание было возглавлено Блюссо мужем сестры Готшалка. Впрочем, он был разменной монетой, потому как власть в итоге захватил язычник Крут, из племени руян - союза лютичей. Восставшие сожгли Гамбург и уничтожили Шлезвиг. Церкви и построенные Готшалком монастыри горели. Так полабские славяне отомстили Готшалку за предательство.

Очень знаменательно, место убийства Готшалка. В 929-м году в борьбе с саксами при Лучине (сейчас земля Бранденбург в Германии) полабские славяне потерпели поражение, и здесь же был убит Готшалк в 1066-м году , который некогда сдался тем же саксам и предал свой народ.

Существует мнение, что между восстанием 1066-го года в землях ободритов и полоцким князем Всеславом-чародеем имеется связь. Якобы он был его организатором, равно как и организатором восстания в Швеции в 1067-м году. Цель заключалась в том, чтобы изолировать скандинавскую помощь для Ярославичей, с которыми Всеслав воевал.

Применительно к Швеции это еще понять можно, но в чем заключается связь между изоляцией Ярославичей и восстанием ободритов? Всеслав известный своей терпимостью к языческим верованиям подданных, скорее всего оказал помощь ободритам из побуждений, направленных на противостояние с агрессивностью католицизма, который начал свое наступление после 1054 года.

Также следует отметить, что сильное влияние в ходе восстания, было проявлено со стороны крестьянства именно лютичей, которые были руководимы жрецами из Ретры - сакрального центра вильцев или лютичей. Причиной этому, на мой взгляд, была завоевательная политика, которую проводил Готшалк во второй половине 11-го века, наравне с немцами и поляками. Дальнейшие события, которые произойдут уже после смерти Готшалка, это и подтвердят. А именно.

Только в 1120-х годах, лютичи были окончательно сломлены. После этого, их восточные земли отошли к полякам, а западные к ободритскому государству. Что же происходило в 1120-х годах на Руси? Володарь Ростиславич, из галицких князей, как раз собирался идти на помощь в Полабско-Поморскую Русь, но был захвачен в плен польским лазутчиком. И поход провалился. Но вернемся к восстанию 1066-го года.

Существует точка зрения, что возможно восстание в Полабской Руси было не языческим, а еретическим. Такая точка зрения имеет свое происхождения по причине того, что до установления канонического христианства, в Полабской и Поморской Руси были в ходу такие "еретические" течения, как "арианство" и "богомильство". Верно это или нет?

С этим можно как согласиться, так и нет. Известно, что до 1054 года христианская церковь была более менее едина. Но потом произошел раскол. До раскола Готшалк всецело симпатизировал византийскому обряду. Епископом здесь был грек Аристо, который читал проповеди на славянском. Но раскол церкви на католицизм и православие привел к тому, что на территории Полабской Руси латинство усилило свое давление, которое видимо поддерживалось Готшалком.

Полагаю, читатель понимает, что православные для католиков были такими же еретиками.