В истории жизни на Земле немало чёрных страниц. Но самые мрачные из них посвящены пяти великим вымираниям — катастрофическим событиям, в результате которых старые экосистемы вымирали под корень за миллионы лет. Кажется много, но по палеонтологическим меркам это почти мгновение. И сейчас мы, похоже, собственными руками заполняем страницу шестого великого вымирания.
Человеческая цивилизация — удивительная по своей сложности и эффективности система. Природа с такой никогда не сталкивалась. Все механизмы контроля популяции, работающие на другие активные виды, против нас особо не помогают. Голодное лето не способно уничтожить 9/10 нашей популяции, вирусы и бактерии оказывают лишь кратковременный эффект. А внутривидовая конкуренция мало того, что стимулирует технический прогресс, так ещё и регулярно сменяется внутривидовым сотрудничеством.
А самое неприятное то, что люди действуют системно. Мы не просто добываем пищу, а охотимся на конкретные виды животных, пока они не исчезнут. Не просто вырубаем леса, а коренным образом перерабатываем экосистемы, превращая их в города, сады и плантации.
Причём люди начали заниматься этим далеко не вчера. Мы — главные подозреваемые по делу об исчезновении мамонтовой фауны, которая вымерла 10-12 тысяч лет назад. А за последние 500 лет человечество извело под корень как минимум 900 видов животных, многие из которых были очень крупные. Кажется, что это лишь капля в море, ведь на планете существует как минимум ещё 2 миллиона животных разных форм и размеров. Но чем больше разбираешься в ситуации, тем мрачнее становится картина.
Да, на сегодняшний день вымерло не так много видов, но число, находящихся в опасности, уже превысило 40 000. Ареал и численность каждого из них сократились настолько, что вид может окончательно закончиться в ближайшие 50-100 лет. И вот это уже серьёзные цифры. На данный момент под угрозой полного вымирания находятся 41% земноводных, 30% хрящевых рыб, 25% млекопитающих, 14% птиц.
И значительная часть из этих видов являются эдификаторами. Так учёные называют животных, которые одним своим существованием создают новые экологические ниши. Сокращение ареала этих видов серьёзно влияет на численность десятков, а то и сотен, других.
Вот возьмём, например, зубров, лосей и других крупных европейских копытных. Все они, хоть и существуют, практически не встречаются в лесах Западной Европы. А без них светолюбивая флора и фауна лесов исчезает, задыхаясь под гнётом теневыносливых растений.
Другой неприятный пример: массовое вымирание пчёл, развивающееся в общей канве шестого великого вымирания. Начиная с 1950 года общепланетная численность пчёл сократилась на 50%, несмотря на то, что вымерло относительно небольшое количество видов. А ведь пчёлы — главные опылители цветковых растений. Понижение их численности повлияет и на состав флоры. А вместе с ней меняются и целые экосистемы.
Но несмотря на все эти ужасы, некоторые учёные всё же отказываются называть массовое истребление животных великим вымиранием. И у них есть свои резоны. Первый из них: массовое вымирание бьёт по всем группам животных примерно равномерно, а от людей страдают почти исключительно крупные звери. Второй: человеческая деятельность почти не затронула морские экосистемы, тогда как любое массовое вымирание сопровождалось полным их крахом.
А как вы считаете, наступило ли шестое великое вымирание?
#экобум
С вами была Книга животных!
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка нашего труда.