Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Англия и ее престолонаследие. Узлы XV века

Но что же было уже в XV веке? Как решались споры между действующим королем и претендентами на корону? Самый простой и действующий вариант – это объявление соперника … незаконнорожденным. Ведь обвинения в измене (даже явной и всем очевидной) пока еще недостаточно для исключения из линии престолонаследия.

Война Алой и Белой Розы – это цепочка таких вот объявлений бастардства. Генрих VI Ланкастер провозглашает переметнувшегося к нему Йорка, Георга, герцога Кларенса (1449-1448), следующим в очереди после королевского сына. А старшего брата Кларенса (уже ставшего «параллельным» королем Эдуардом IV) Ланкастер исключил не только за измену, но и за якобы незаконнорожденность.

Ричард, 3-ий герцог Йоркский
Ричард, 3-ий герцог Йоркский

Но надо заметить, что во время войны Роз, дважды к лицу, имеющему права на корону, применялся принцип «Attainder». «Запятнанность» или «порча крови», в контексте «преступная кровь». Осужденный по этому принципу не только лишался свободы и титулов (если «повезет» - и жизни), но и права передачи их потомству, уже законному. Дважды такими лишенными прав в королевском доме становились Йорки – сначала Ричард, 3-й герцог Йоркский, а потом его второй сын, Джордж Кларенс. Еще одна любопытная английская особенность, «аttainder» можно было отменить и восстановить пораженного в его правах, чего и добился герцог Ричард.

Уже после победы Йорков и гибели законных потомков Джона Гонта (отца-основателя линии Ланкастеров), Ричард III свергает своего малолетнего племянника, короля Эдуарда V, также объявив его незаконнорожденным. Что же, тогда все смирились, хотя это ни в какие ворота не лезло: незаконнорождённость основывалась на том факте, что король Эдуард IV, женившись на Элизабет Вудвил, был связан обещанием с другой. Имелся, видите ли предварительный контракт с леди Элеонорой Талбот (некоторые историки предполагали, что это была Элизабет Люси) и потому – брак короля с Вудвил недействителен.

Эдуард IV
Эдуард IV

Филипп де Коммин и вовсе писал (правда, с чужих слов), что речь шла о венчании, вот только имя леди он не назвал. Историки до сих пор спорят: были ли прав Ричард III, существовал ли этот контракт или нет; 20 февраля 1484 года, согласно Парламентскому акту Titulus Regius, он был признан королем, а его племянники Эдуард V и Ричард – незаконнорожденными, и, соответственно, не имеющими прав на английскую корону.

Элизабет Вудвил, ко всему прочему, еще и в колдовстве обвинили. Вот оно, истинное лицо парламентской монархии в Англии – законы принимает Парламент, пускай всем и каждому понятно, что король заставил узаконить то, что ему нужно под страхом смерти. «Attainder» не желаете ли, для себя и своего потомства, господа вольные бароны? Заодно в этом парламентском акте недвусмысленно намекалось, что оба старших брата Ричарда III - и король Эдуард IV и Джордж Кларенс были … ну, надо же, как бы бастардами. Впрочем, в отношении потомства последнего действовало лишение прав на корону.

Вот так Ричард III и сталь действующим королем. Одни его племянники – Эдуард V с братом Ричардом были исключены, как незаконнорожденные, а над сыном Джорджа Кларенса, Эдуардом, который хоть и был законным, довлело проклятие «аttainder», значит наследовать трон поперек Ричарда он не мог, хоть и был старшим в клане Йорков.

Принцы Тауэра
Принцы Тауэра

Что же касается свергнутого короля Эдуарда V и его брата Ричарда, называемых также принцами Тауэра, то загадка их исчезновения, до сих пор волнует историков. Простая логика развития событий указывает на то, что именно дядя повинен в их смерти. Иногда самая простая версия – самая верная. Но довольно популярны попытки некоторых историков обелить Ричарда III и «повесить» всё на Генриха Тюдора. Последний несомненно был на это способен, если бы … успел. Даты как-то слишком не сходятся – до сих пор неизвестна точная дата, когда кто-либо из заслуживающих доверия лиц, видел Эдуарда и Ричарда Йорков живыми в последний раз и оставил об этом какие-либо записи. Определенно ясно, что низложенный король и его брат, как таковые исчезли в период лета 1483 года и на дату принятия акта о их не легитимности, с высокой долей вероятности, были уже мертвы.

Элизабет Вудвил
Элизабет Вудвил

В любом случае, династия Плантагенетов по мужской линии «сгорела» именно по причине жажды власти, что обуревала Ричарда III. Он не учел, что значительная часть йоркистов не примет его восшествия на трон и с той же Элизабет Вудвил переметнется к лидеру ланкастерцев Генриху Тюдору. Вот не сдюжил бы Тюдор, вероятно, без части йоркцев. И именно ему, в конце концов, предстояло разрубить гордиев узел всех этих объявлений о бастардстве.

Вступив на трон, Генрих Тюдор отменяет Titulus Regius (сохранилась лишь одна копия акта, до которой люди короля тогда не дотянулись), ведь он собирается вступить в брак с Элизабет Йорк, сестрой погибшего в Тауэре юного Эдуарда V. Собственно, Titulus Regius был отменен на первом же заседании парламента при Тюдоре – как недействительный, не имеющий никакой силы и последствий. Эдуард V сохраняет свой порядковый королевский номер, что подчеркивало – он был настоящим королем и не важно, что некоронованным.

Роза Тюдоров
Роза Тюдоров

Только брак Тюдора с сестрой исчезнувшего юного короля и ничто иное может обосновать его претензии на трон и обеспечить будущее их с Элизабет потомкам, потому никак нельзя оставить, чтобы она считалась бастардом. Иначе, позвольте пошутить – слишком уж много бастардов в семье Генриха VII получается, еще и жены с таким сомнительным происхождением не хватало для полного счастья. Но если Генрих VII разрубил все узлы, его сыну и преемнику предстояло завязать в следующем веке новые.

Продолжение следует…