Найти тему
Людмила Плотникова

Орнитоморфы - птицеголовые идолы

В музей МКОУ «Верхнеключевская СОШ» осенью 2023 года А. А. Горяев передал в дар 2 орнитоморфов или птицеголовых (птицевидных) идолов, найденных в Шадринском районе Курганской области в этом же году.

Они отлиты в разных литейных формах. Первая фигурка имеет длину 7,7 см. и ширину в области крыльев 4,4 см. Видны следы недолива металла, особенно в области левого крыла. По центру туловища идёт продольная узкая линия длиной 3,7 см. и самой большой высотой около 0,2 см. Такое впечатление, что в оригинале, с которого сделана литейная форма, здесь располагалось ушко. В области шеи присутствует округлая выпуклость диаметром около 0,4 см. Голова плохо профилирована. Вес 26 граммов.

Второй идол
Второй идол
Обратная сторона
Обратная сторона

Второй идол имеет 7 см. в длину и ширину в области крыльев 3,2 см. По центру идут две продольные узкие выпуклости: одна 1,4 см., другая в области шеи 0,7 см. при высоте 0,1 см. В данной фигуре тоже присутствуют следы недолива. На левое крыло не хватило меди. В области шеи есть отверстие. Голова тоже плохо профилирована. Но в отличие от первого орнитоморфа, у этой «птички» передано оперение в виде валиков на туловище и на правом крыле. Вес фигурки 22 грамма. В музее истории и археологии Урала г. Екатеринбурга представлены подобные идолы. Судя по клюву, видно, что это хищная птица.

Поступившие находки входили в состав клада из 4 идолов.

Наверное, над загадками птицевидных идолов учёные будут ещё долго ломать головы. Понятно, что они связаны с духовными представлениями людей того времен, но именно эта сфера труднее всего поддаётся реконструкции.

Но почему бы не посмотреть и с чисто материальной точки зрения. А не служили ли данные предметы у иткульцев-металлургов в качестве предметов обмена с соседями?

Данные идолы стали прекрасным дополнением к находке, обнаруженной ранее в деревне Окатовой Катайского района Курганской области.

Идол из Окатовой
Идол из Окатовой

Уральский археолог Галина Викторовна Бельтикова, рассматривая хронологические различия иткульских металлургических центров Зауралья, выделила три этапа развития иконографии пластики данной культуры. Клады из птицеголовых идолов и простые орнитоморфы она отнесла к раннему развитию иконографии образа. Клады с включением антропоморфов, орнитоморфов, круглых блях и наконечников копий отнесены к среднему этапу. А появление кладов, в которых присутствовали сложные полиморфы – «перевёртыши», она связала с поздним этапом.

Возможно, вновь поступившие экспонаты относятся к раннему этапу, а окатовский идол-«перевёртыш» - к позднему этапу.