В музей МКОУ «Верхнеключевская СОШ» осенью 2023 года А. А. Горяев передал в дар 2 орнитоморфов или птицеголовых (птицевидных) идолов, найденных в Шадринском районе Курганской области в этом же году.
Они отлиты в разных литейных формах. Первая фигурка имеет длину 7,7 см. и ширину в области крыльев 4,4 см. Видны следы недолива металла, особенно в области левого крыла. По центру туловища идёт продольная узкая линия длиной 3,7 см. и самой большой высотой около 0,2 см. Такое впечатление, что в оригинале, с которого сделана литейная форма, здесь располагалось ушко. В области шеи присутствует округлая выпуклость диаметром около 0,4 см. Голова плохо профилирована. Вес 26 граммов.
Второй идол имеет 7 см. в длину и ширину в области крыльев 3,2 см. По центру идут две продольные узкие выпуклости: одна 1,4 см., другая в области шеи 0,7 см. при высоте 0,1 см. В данной фигуре тоже присутствуют следы недолива. На левое крыло не хватило меди. В области шеи есть отверстие. Голова тоже плохо профилирована. Но в отличие от первого орнитоморфа, у этой «птички» передано оперение в виде валиков на туловище и на правом крыле. Вес фигурки 22 грамма. В музее истории и археологии Урала г. Екатеринбурга представлены подобные идолы. Судя по клюву, видно, что это хищная птица.
Поступившие находки входили в состав клада из 4 идолов.
Наверное, над загадками птицевидных идолов учёные будут ещё долго ломать головы. Понятно, что они связаны с духовными представлениями людей того времен, но именно эта сфера труднее всего поддаётся реконструкции.
Но почему бы не посмотреть и с чисто материальной точки зрения. А не служили ли данные предметы у иткульцев-металлургов в качестве предметов обмена с соседями?
Данные идолы стали прекрасным дополнением к находке, обнаруженной ранее в деревне Окатовой Катайского района Курганской области.
Уральский археолог Галина Викторовна Бельтикова, рассматривая хронологические различия иткульских металлургических центров Зауралья, выделила три этапа развития иконографии пластики данной культуры. Клады из птицеголовых идолов и простые орнитоморфы она отнесла к раннему развитию иконографии образа. Клады с включением антропоморфов, орнитоморфов, круглых блях и наконечников копий отнесены к среднему этапу. А появление кладов, в которых присутствовали сложные полиморфы – «перевёртыши», она связала с поздним этапом.
Возможно, вновь поступившие экспонаты относятся к раннему этапу, а окатовский идол-«перевёртыш» - к позднему этапу.