Найти в Дзене

М. и С. Дяченко «Магам можно все»: Абсолютное оружие в руках у циника

Оглавление
Иллюстрация на обложке Е. Гондик.
Иллюстрация на обложке Е. Гондик.

Если спросят про хороший магический детектив, я всегда отвечу: «Гарри Поттер». Особенно первые тома, где до конца неясно, кто из действующих лиц – злодей. Ведь хороший детектив перестает быть детективом и становится хорошей литературой (как, скажем, «Шерлок Холмс»).

Естественно, среди фэнтези найдутся более очевидные представители детективного жанра. Например, «Приключения Гаррета» Глена Кука. Или разбираемый роман от четы Дяченко.

Если ты, приятель, маг – то достоин всяких благ

Шедеврум
Шедеврум

Признаюсь, эту книгу у данных авторов среди всего их высокого (не городского) фэнтези я прочел последней, потому что думалось – а не читал ли я ее раньше? Уж больно знакомым показалось имя главного героя – Хорт зи Табор. Впрочем, пафосные имена – характерная черта произведений Дяченко, особенно когда дело касается волшебников.

Другая вещь, что слегка напрягла после начала чтения – повествование перескочило из фэнтези в наши мир и время, безо всякой магии и прочих фантастических элементов и с совершенно иными действующими лицами. Признаемся честно, современная проза – не главный конек фантастов. Впрочем, быстро понимаешь, что эти отступления – короткие и нечастые. Хотя недоумевать, к чему вторая независимая сюжетная линия про нелады в семье, придется всю книгу.

Помнится, в одной из статей я сравнивал Дяченко с Достоевским от фэнтези по глубине персонажей. Тут же на ум приходит Чехов, ибо книга начинается с пасторальной зарисовки. Наследственный маг-самодур, эдакий Кирила Петрович Троекуров (знаю, что из другой книги, просто пришло в голову), бездельничает круглые сутки, а когда не ленится – занимается вредной деятельностью, например, обращается в хорька и душит кур в окрестных деревнях. Ну или соблазняет чужую жену лишь для того, чтобы досадить спутнице.

Другой смертный грех Хорта – гордыня. Он принципиально не желает никому служить, даже если от него просят сделать не самую трудную вещь, от которой зависит жизнь (например, потушить пожар). Герой буквально пыжится всем что-то доказать, и его упертость временами выбешивает.

Двигатель сюжета – Хорт хочет отомстить за отца своего друга детства. Но не потому, что друг хороший – а потому, что тот когда-то вытащил мага из колодца, и долг платежом красен. А еще покойный барон к Хорту, в отличие от сына, довольно неплохо относился.

Вообще, магией пытаются заткнуть многие сюжетные дыры. Например, в определенные моменты герой пользуется «умной книгой», что подсказывает, куда копать дальше.

Кто-то скажет «избитый ход», но в 2000-м (год написания книги) Интернет был не у каждого.

Одноразовый каратель против похитителя душ

Шедеврум
Шедеврум

Не менее интересно, как герой хочет отомстить за чужого отца. Он выиграл в лотерею одноразовое заклинание кары, что способно умертвить любого. Главное, правильно сформулировать вину наказуемого, как бы ничтожна она ни была.

Срок годности заклинания – полгода, но герой по любой мелочи достает муляж болванчика, которому надо отвинтить голову для свершения кары, и угрожает, чувствуя себя «правом имеющим», а окружающих, соответственно, «тварями дрожащими».

Другой бонус – чем больше нагрешил наказанный, тем больше магического могущества обретет палач. Не говоря о том, что пока у заклинания кары не вышел срок - его владелец окружен мощной магической защитой от любого урона.

Вообще, как вы уже поняли, книга – детектив, где надо отыскать преступника. Главный виновник происшествий наклевывается постепенно. Это некий «Джек-потрошитель», что втирается под разными (мужскими и женскими) личинами жертвам в доверие, а потом вытаскивает у них из души какую-то черту характера. Иногда пострадавшие меняются кардинально, иногда почти не меняются, реже превращаются в «овощ», как отец приятеля главного героя… Главное, что делается это все без спросу.

Данная книга – яркая демонстрация известного тезиса, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Прочие маги и их сборища живо напомнят о магических сообществах в «Ведьмаке». Практически ни одного порядочного человека!

Да и вообще, приличных персонажей в книге отыскать тяжело, кроме самых второстепенных, кои тоже нередко страдают в произведениях Дяченко.

Люди, которым Хорт пытается помочь – в большинстве своем духовно мелковаты, мещане или обе вещи сразу.

Такая россыпь характеров скорее путает, если ни к одному из них нет особых симпатий. Разве что к спутнице Хорта на правах прекрасной дамы.

Странностей тоже хватает. Например, Хорт идет купаться в неспокойных окрестностях, да еще и бросает ценные вещи, не исключая вышеупомянутый сосуд заклинания кары.

Я бы поставил в плюс герою то, что он пытается помочь другу… Но и друг тоже ему под стать – грубиян и самодур.

Шедеврум
Шедеврум

Еще один близкий человек для Хорта – колдунья Ора Шанталья, которую он спасает от рук бандитов (благородный, в общем, поступок). Но между ними сразу начинается игра на тему, кто чья пешка. И абсолютная неискренность отношений Оры и Хорта тоже напрягает.

Ора Шанталья, хотя и довольно хитрая особа, все же вызывает куда больше симпатий чем Хорт. Во-первых, она красивая. Во-вторых, хоть она и манипулирует окружающими, но ее периодически приходится спасать. Да и отчасти оправдывающие ее слабости и черты тоже найдутся. Хотя бы то, как она язвительно способна затыкать глотку главному герою.

Трудно быть магом

Шедеврум
Шедеврум

Некоторые моменты – будто из другой оперы. На героя нападает толпа разбойников во главе с атаманшей, походящей на подростка. Типаж, быть может яркий и будто позаимствован из «Снежной королевы» (была там такая разбойница), но после этого эпизода данная особа на страницах романа больше не появится.

Безусловно, бандитской потасовкой авторы попытались оживить сюжет, а то подряд были бы одни диалоги. Но мысль, что сцена выбивается, не отпускает до самого конца.

Главный же интерес книги – отомстят ли могущественному колдуну, и кто он на самом деле?

Некоторые второстепенные сюжетные линии тоже обретут логическое завершение. Например, под конец книги маг видит одного из просителей, замечает, что тот «повеселел» и решает, что бедолага таки добился своей цели без помощи заклинания кары. Как? Пускай читатель додумывает самостоятельно. А додумывать придется немало…

В итоге, о книге не получается сложить полноценного мнения вплоть до самого финала.

Я надеялся, что он не разочарует, но… Все что мы видим – это долгое обсуждение спорных моральных тем и необходимость принятия решения. И эти вот диалоги – на много-много страниц!

Наверное, найдутся люди, которым финал понравится… Но он, скажем прямо, противоречит заявке и целям, поставленным в начале.

Не буду намекать, что выбрал герой, а укажу на другой момент. Книга позиционируется как детектив. Но по факту вместо хитроумных и запутанных сюжетных линий Хорт просто перебирает магов одного за другим по списку, пока на роль истинного виновника не остается единственная кандидатура.

На след его, опять же, выводит магия, которой можно заткнуть любые сюжетные дыры, ибо раз «магам можно все», значит и «магия может все». И виновных подсказать, и виноватых (внезапно) наказать.

К чести авторов, они поработали над магической системой. Способности каждого мага определяются номерной степенью, а самые могущественные – наследственные внестепенные маги (именно к ним и относится главный герой).

Любопытна и задумка «корневых» заклинаний. Их невозможно блокировать никакими заклинаниями, кроме как другими корневыми. Именно к ним относится одноразовое заклинание кары, что выиграл Хорт.

В итоге, книга получилась неоднозначной – в плане жанра и морали. Но последним авторы и прославились. А что же до жанровой принадлежности… Вряд ли книга приглянется любителям типичных детективов. А вот поклонников магических экспериментов «Магам можно все» местами способна даже удивить.

Благодарим за внимание! Будем рады любой оценке или комментарию! Мы также писали про другие фэнтези-циклы Дяченко: "Бродячая искра", «Маг дороги» и «Скитальцы». Если вам интересны фентези-детективы, то рекомендуем цикл о Мордимере Маддердине за авторством Яцека Пекары.