Канули в Лету те времена, когда на экзамен ходили как на праздник. Отныне и без того волнительное летнее время дополнительно наэлектризовано скандалами разного уровня – без них после введения позорного ЕГЭ не обходится ни один год.
И каждый раз, как мантра, повторяется: «Это просто перегибы на местах», «Система не отработана», «Всё наладится».
Спору нет, система действительно без конца переделывается. Вот только лучше не становится! В этом году и вовсе пробито дно – дошло до того, что школьниц в Воронеже заставили прилюдно снимать нижнее бельё, чтобы пройти через металлоискатель.
А теперь вопрос: если больше чем за 20 лет существования ЕГЭ, так и не наладилось, может, дело в самом механизме – корявом, некачественном, который нормально работать и не будет?
Хватит терпеть издевательство над детьми! Пора ликвидировать этот идиотизм!
Пугающе реальный квест по всей России
Думаете, инцидент с раздеванием учениц в Воронеже единственный в нынешнем сезоне? Как бы не так! Фантазия организаторов ЕГЭ настолько богата, что это уже пугает. Ведь до конца экзаменационной поры остаётся ещё несколько недель!
В Нижегородской области из-за технического сбоя девятиклассники несколько часов ждали начала ОГЭ – кто на улице под палящим солнцем, кто в душных кабинетах (без еды и воды!). Для многих это был первый в жизни экзамен, и отныне это слово в их памяти навечно будет связано с нервами, голодом, духотой, обмороками одноклассников и невозможностью выйти в туалет.
Кстати, с туалетами связано немало других нездоровых историй – в одной из школ Татарстана перед проведением ЕГЭ в кабинках убрали верхнюю часть дверей; в ряде школ по всей стране туалеты на период проведения экзаменов и вовсе делают открытыми. Цель заявлена «благая» – мера должна предотвратить списывание. Вот только на деле всё оборачивается смущением и без того до предела напряжённых выпускников.
Впрочем, в подборе всего, что создаёт школьникам серьёзный дискомфорт, Минобру, кажется, нет равных. Если судить по последним новостям, и вовсе создаётся впечатление, что организован какой-то масштабный квест, цель которого – вывести детей на новый уровень стресса и унизить их, растоптав достоинство.
На что работает ЕГЭ?
Трудно сказать, в каком месте двадцатилетнего пути единый государственный экзамен растерял все преимущества, которые ему изначально приписывали. Помните все эти сказки про доступность высшего образования, про единые требования к школьникам, про уменьшение стресса в связи с сокращением количества экзаменов?
Сплошное враньё! На деле оказалось, что доступность высшего образования напрямую связана с материальным положением конкретной семьи (привет, репетиторы, которым надо платить!). Что почему-то на экзаменационных бланках печатают вопросы, выходящие далеко за рамки школьной программы. Наконец, что уменьшение числа экзаменов обратно пропорционально количеству стресса.
А в сложной, нервной обстановке результаты экзамена хуже! Что могут написать дети, которые прождали начала испытаний три, пять, семь часов в Нижегородской области? О чём будут думать, сидя за партой, заплаканные девочки, которых заставили прилюдно снимать нижнее бельё в Воронеже? Справятся ли с напряжением на следующем экзамене выпускники, которые не попали на ЕГЭ из-за ошибки администрации в Москве?
Пошлость, подозрения, унижение, нагнетание. На что работает этот экзамен? Или его цель – нравственное разложение нации? Неужели заветные баллы, о которых так мечтают дети, выше человеческого достоинства?
Неужели те деньги, которые кто-то зарабатывает на огромном несовершенном механизме под названием ЕГЭ, ценнее здоровья наших детей, которые ещё на выходе из школы обретают огромное количество болячек на нервной почве?
Чему учат в школе?
К огромному сожалению, в современной школе часто можно услышать, что воспитание детей – это исключительно ответственность их родителей. Дескать, педагогам некогда.
Кстати, по действующим нормам это не так: просветительская деятельность в нашей стране, по определению, направлена на формирование ценностных установок. Вопрос только в том, каких.
Давайте вместе посмотрим, чему научились выпускники 2024 года (предупреждаю: особо впечатлительным лучше воздержаться от продолжения чтения):
А) Мир настроен враждебно.
Из года в год ужесточаются меры, фиксируются нарушения при обысках школьников. Заметьте, сам факт того, что детей досматривают, как при проходе в СИЗО, уже стал привычным! Школьник за годы обучения успевает свыкнуться с мыслью о том, что на входе в пункт сдачи ЕГЭ все будут видеть в нём потенциального нарушителя. И уж точно никто не поверит ему на слово. А возможно, за доверие придётся очень дорого заплатить – лишиться достоинства, сняв бельё или справив нужду на глазах у сторонних наблюдателей.
Б) Ты никому не нужен, твои права никто не будет защищать, а твоих проблемах обвинят тебя самого.
Так и случилось в Воронеже, где чиновники от образования заявили, что нарушений не было. И даже предложили ввести запрет на критику ЕГЭ в период проведения испытаний!
План прост: если во всём виноваты школьницы (мол, сами раздевались) и ушлые журналисты, которые решили хайпануть, всё приврав и преувеличив, то репутации чиновников ничего не грозит.
Вот только спасать нужно было вовсе не чиновников, а выпускников. Что может чувствовать ребёнок, подросток, молодой человек, когда его прилюдно унижают, используя против него власть и служебное положение? Злость, обиду, бессилие. Пройдут эти чувства сами по себе, забудется ли пинок, полученный на выходе со школьного двора? Нет.
Эти чувства они пронесут через всю жизнь и выразят позже. Возможно, уедут из страны (обиженный человек быстрее поверит в сказки о счастливой заграничной жизни, где его права всегда защитят) или станут участниками либеральных политических проектов, сомнительных движений или даже террористических группировок. И уж точно с ними останется убеждение, что тем, кто при власти, в нашей стране доверять нельзя – того и гляди разденут до нитки.
В) Школа – бесполезный труд, а педагог – надзиратель.
Как ни печально признавать, ЕГЭ уже давно стоит во главе всей нашей образовательной системы. Им пугают с детства, заменяют учёбу натаскиванием. Я много общаюсь с молодёжью и знаю: нынешних детей не проведёшь; они прекрасно умеют отделять зёрна от плевел. Именно поэтому многие школы сегодня не могут набрать десятый класс – все разбегаются после окончания девятого, зная, что дальше не будет ничего, кроме профанации и игры в ЕГЭ.
Судите сами: результат госэкзамена зависит вовсе не от подготовки в школе, а от работы с репетитором. Да и вообще нынче можно учить только предметы, по которым предстоят испытания, а на остальные, как говорит молодёжь, забить. Выходит, нет смысла ходить на уроки.
А чем заменили образ педагога? Кого вы представляете при слове «учитель»? Помощника, проводника на пути к знаниям, мудрого наставника, передающего опыт, или сурового и взыскательного надзирателя с металлоискателем и камерой в руках? Понятно, что все эти действия продиктованы сверху, но ничто не мешает педагогам оставаться людьми! Справедливости ради отмечу, что таких, конечно, намного больше. Но и они вовлечены в ту отчуждённую систему, которую нам навязывают больше двух десятилетий.
Школа без экзаменов. Мечта или новая реальность?
И напоследок давайте вспомним, зачем раздевали учениц и спешно меняли двери в кабинках туалетов? Что бы там ни твердил Рособрнадзор о «целях безопасности», на самом деле делалось всё для того, чтобы лишить детей возможности списать.
Не слишком ли жёсткие меры? Уверен, все, у кого есть дети и внуки, которых могли коснуться эти истории, согласятся со мной: слишком. Значит, нужны послабления.
Нет, я не предлагаю раздавать всем ученикам шпаргалки и калькуляторы. Кстати, любой шпаргалкой надо ещё уметь воспользоваться. Да и пока пишешь, многое запоминаешь.
Но я предлагаю вовсе отказаться от проведения выпускных экзаменов! Любой педагог без труда выставит оценки по своему предмету в конце учебного процесса всем ученикам в классе.
Что касается поступления, можно организовать независимые комиссии из числа вузовских преподавателей в каждом городе, где есть высшие учебные заведения. Одна комиссия будет принимать русский язык, вторая – математику, третья – химию, четвёртая – физику и так далее.
Абитуриент прекрасно знает, какие предметы ему нужны, и будет сдавать их сам, а потом направлять сертификаты в выбранный им вуз.
Альтернатива есть! Пришла пора принимать серьёзные решения. И спасать наших детей!
Читайте также:
1️⃣ «Пока Россией правят олигархи, ничего в нашей стране не изменится»
2️⃣ Сколько стоит российское гражданство и почему жесткая депортация мигрантов – единственный выход
3️⃣ Евробесие уже не удивило. Но самый неприглядный факт остался за кадром!