Страна героев и богов…
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
Старца великого тень чую смущенной душой.
Восстань, о Греция, восстань!
(Пушкин)
#пушкин #деньрусскогоязыка #танаис #пушкинидревности #эллада #греция #БугаёваНН #LiterMort #Пушкин225
В воскресенье археологический музей-заповедник «Танаис» заранее отметил День русского языка и 225-летие Александра Пушкина народным праздником «Пушкин и древности». Стояла жара, всюду вылезло много полевых маков. Развалины античного Танаиса расположены между Ростовом-на-Дону и Таганрогом, от воды там летят чайки, цапли; в небе много весёлых стрижей; в деревьях — певчих птиц. Донская южнорусская природа — радостная, по-хорошему незамысловатая. Подтянулось много людей. Всё было по-народному, как-то само собой. Садились кто на лавочки, кто на землю, на траву под тополями. Курили, громко переговаривались. Когда одна пожилая дама стала по памяти и с выражением читать «Сказку о золотом петушке», сзади сидящий громко сказал: а бабка хорошо читает!
Это, в общем, сполна передаёт настроение праздника и народа. Потом сзади начали курить, горелую вонь ветер разносил по всем рядам, стало тяжело дышать. Удовольствием было в конце концов выйти на луга по пути к перрону, вдохнуть чистый ароматный воздух. Луговой, травяной, настоянный. У воды поднялся сильный ветер, и ветки ивы, достающие до земли, подлетали высоко.
Но меня только плющ, славных отличие,
К вышним близит, меня роща прохладная,
Там, где Нимф хоровод легкий с Сатирами,
Ставит выше толпы…
(Квинт Гораций Флакк)
На фестивале «Пушкин и древности» танцевало много детей — маленьких балерин; руководители детских студий поздравляли народ; группа малышей разыграли первую часть «Сказки о рыбаке и рыбке». Но ядром праздника стали костюмированные выступления литературного театра «Одеон» под руководством Анатолия Боженко и Айны Боженко. Актёры играли естественно, без неуместной в той обстановке патетики, от души. Приятно было слышать греческую речь из уст влюбленного в Элладу Анатолия. Каждый актер создал безыскусный образ древнего эллина в трагедии «Вооружённая Афродита». И — настоящий древний флаг Спарты!
Удался образ спартанского рыбака Филиппа, его не умеющей читать и верящей оракулу жены, дочерей; вернувшихся после долгой войны с Афинами воинов, Менесфея — несчастного скитальца, обреченного судьбой на 15 лет плена, которого держала в мире живых лишь надежда вернуться в родной дом к жене и дочери. Говорят, в трагедии всегда кто-то умирает. И здесь кое-кто умер: надежда Менесфея на то, что жена ждала его, как Пенелопа Одиссея. Увы и ах. И вот единственная надежда на безоблачное счастье для его жены с новым мужем — это исчезновение старого мужа… Запомнилось, как Менесфей устал быть для всех «стариком» и воскликнул: не так уж я и стар!
Там бессмертье, там забвенье,
Там утехам нет конца.
Прозерпина в упоенье,
Без порфиры и венца…
А ещё я купила керамическую змею, созданную умельцами с ментальными расстройствами. Я не суеверна, но змей — мой тотемный зверь по восточному календарю. И преотличный вышел змей, скажу я вам!
- Надежда Николаевна Бугаёва
Людям различным
Ровная плата за труд
Бывает сладкой.
Пастырь овец, землепашец,
Тот, кто птиц уловляет,
Тот, кого кормят моря, -
Думают всё об одном:
Как голод им утолить.
Но для тех,
Кто на играх или в бою
Добивается славы, тому наградой
Высшей будет, если имя его
На устах сограждан
Своих и чуждых.
(Пиндар)
Благодарю за прочтение!
Ещё интересные статьи на литературные темы: