Приветствовать каждого клиента дурацкой заученной фразой и пластиковой улыбкой, одеваться в едином стиле, тратить личное время на скучные корпоративы, что там еще ассоциируется с корпоративной культурой? У человека ,который сталкивался лишь с негативными ее проявлениями, может сложиться ощущение, что все это чушь. И вообще не нужно. Мы готовы с этим поспорить.
Мы ‒ компания WENDY, мы предоставляем бизнесу услуги корпоративных психологов. Один из запросов, с которым к нам обращаются ‒ помогите создать позитивную корпоративную культуру. Давайте разбираться, что это значит, и действительно ли это так полезно для бизнеса.
Что такое корпоративная культура
У любой компании есть ценности. Они могут не проговариваться, но они все равно есть. Например, максимальная прибыль. Или стремление к инновационности, к самым современным и прогрессивным решениям. Или гибкость, готовность подстраиваться под любые изменения внешней среды. Или желание сохранить традиции. Вариантов много.
Ценностей может быть несколько. Если собрать их все вместе и подумать, что можно на практике сделать для их реализации, у вас и получится корпоративная культура. То есть набор практик, правил и традиций, которые нужны для воплощения ценностей компании в реальность.
Например:
● Google разрешает (и даже предписывает!) своим сотрудникам тратить до 20% рабочего времени на личные проекты, которые не обещают немедленной прибыли для компании. Благодаря этому работники не боятся браться за новые технологии и идеи, потенциальная прибыльность и польза которых еще до конца не ясна. Так Google реализует свое стремление оставаться флагманом инноваций.
● Обувная компания Zappos принципиально не использует скриптов в общении с клиентами. Здесь в приоритете высочайший уровень обслуживания, компания стремится превзойти ожидания клиента. А для этого, как известно, нужен персонализированный подход.
● FloQast разрабатывает бухгалтерское облачное ПО. Их главная ценность ‒ прозрачность. Для повышения прозрачности руководство взяло за правило подробно делиться всеми новостями компании с подчиненными: как хорошими, так и плохими.
Поощрение экспериментов в работе, отсутствие скриптов, еженедельная новостная рассылка ‒ это лишь несколько примеров кирпичиков, из которых складывается корпоративная культура. В роли других кирпичиков может выступать:
● Стиль общения друг с другом
● Форма одежды;
● Частота корпоративов и то, как они проходят;
● Порядок проведения рабочих встреч;
● Способ взаимодействия с клиентом;
● и многое другое.
Какой в этом смысл
Зачем все это нужно? Ведь со временем правила работы сложатся сами собой. Когда и с кем обсуждать рабочие вопросы, как общаться, где проводить корпоративы ‒ ответы на эти вопросы дает сама жизнь.
Однако! Осмысленное формирование корпоративной культуры дает многое:
1.Оптимизация правил, по которым работает компания
Кто сказал, что «само собой» все складывается всегда наилучшим образом? Наоборот, стихийное формирование правил и традиций ведет к тому, что появляются лишние и никому не нужные практики. А полезных, которые всем бы пригодились, наоборот, нет.
Например, в компании N много лет присутствовала традиция проводить планерку в девять утра. Это для многих неудобно: часть сотрудников работает удаленно, в другом часовом поясе. Для них это слишком рано. Но планерку проводят в девять… Потому что когда-то руководителю проекта нужно было к 10 вести сына на ЛФК. И сын уже вырос, и руководитель уволился, а практика осталась.
И таких рудиментов может накопиться много!
Есть вещи, которые не стали частью корпоративной культуры вашей компании только потому, что никто из сотрудников и руководства просто не знал, что так можно.
Осмысленная работа над КК позволяет причесать тот набор писанных и неписанных правил, который успел сформироваться. И сделать его более удобным и разумным.
2.Формирование привлекательного образа
Корпоративная культура (или некоторые, особенно зрелищные ее элементы) может послужить ответом на вопрос, кто вы. Чем ваша компания отличается от остальных. Это хорошая основа для работы пиарщиков и маркетологов.
3.Отсев лишних людей
Причем еще на этапе собеседования ‒ или даже раньше. Люди, которым чужды ценности компании, просто в нее не придут. В результате формируется коллектив, в котором на вещи смотрят плюс/минус одинаково. Это не означает, что в компании не будет конфликтов. Однако их будет все-таки поменьше.
Дисфункциональная корпоративная культура
Все это верно лишь в том случае, если корпоративная культура сформирована правильно. Иногда бывает, что:
● Ритуалы и практики носят разрозненный характер, не складываются в голове наблюдателя или участника в целостную картину;
● Реальное положение вещей расходится с декларируемыми ценностями;
● Часть практик существует только на бумаге.
В этих случаях КК не только не работает, но и ухудшает психологический климат в коллективе. WENDY как раз с таким работает, обращайтесь, если это описывает обстоятельства вашего бизнеса.
А какими элементами корпоративной культуры приходилось сталкиваться вам? Раздражала ли вас это?
Подписывайтесь на наш блог, у нас бывает много интересного и полезного!