Найти тему

Преступная халатность?! 15 лет со дня аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

Оглавление

«...Вода всё прибывала. Я тянула за руку Марину, мою коллегу, которую охватила паника. Но та закрыла руками лицо и не сходила с места. Она погибла...».

17 августа 2009 года произошла авария на самой крупной гидроэлектростанции. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб.

Парламентская комиссия, результаты работы которой были опубликованы под официальным названием «Итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года», причины аварии сформулировала следующим образом:

Авария на СШГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции. Не был должным образом организован постоянный контроль технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом (что должно предусматриваться инструкцией по эксплуатации гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, утверждённой главным инженером СШГЭС от 18.05.2009 г.).Основной причиной аварии стало непринятие мер к оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснения причин вибрации

Мы не будем разбираться в причинах катастрофы и кто в ней виноват. Просто расскажем о судьбах людей и как всё происходило со слов очевидцев.

Жителям Хакасии всегда внушали: Саяно-Шушенская ГЭС — конструкция надёжная, с ней никогда ничего не может случиться, потому как её строили качественно, добросовестно, как говорили, «на века». Никто из живущих в посёлке Черёмушки, откуда слышно, как вода ежесекундно бьётся о гребни плотины, даже представить не мог, что с этой махиной может что-нибудь случиться.

НАЧАЛО

Это было время пересменки. Одна вахта сменяла другую, уточнялись рабочие планы, уборщицы торопились привести в порядок огромные помещения, в которых трудился персонал ГЭС. Именно поэтому среди тех, кого застигла врасплох огромная волна, упавшая на людей с высоты 5-ти этажного дома, оказалось так много женщин.

Валентина Гарнцева, её дочь Инна Жолобова погибла в день аварии:

Помню этот день, дочь ушла на работу, я с детьми спала дома, услышала на улице крик, шум. Выглянула в окно, мужчина, бегущий мимо, сказал: собирай ребятишек и бегите на спорткомплекс, ГЭС прорвало. Тут прибежал сын, взял нас с ребятами и увёз на дачу. Я знала, что дочь там, но у меня даже мысли не было, что она может погибнуть.
Потом я занималась срочными делами, не было времени на улицу выходить, слушать, что говорят. Пришёл сын, я спрашиваю, почему Инна не звонит? Она всегда так за детей беспокоится. Он ответил: мама, Инна больше не позвонит никогда.

Техник отдела комплексной информационной системы Егор Микеров:

Утра. Захожу в кабинет, включаю компьютер. Но тут с машинного зала пошел небольшой гул, помещение завибрировала. Я еще подумал – агрегат запустили. Гул почему-то не проходил и вибрация тоже. Кроме того, они усиливались. В кабинете – пластиковые окна, плотные двери, обычно ничего не слышно, что в коридоре происходит. И вдруг небольшой хлопок… Свет и, соответственно, компьютер, потухли. Что-то не то… Подошел, открыл дверь, а по коридору вода течет. Понимаю, что до конца коридора дойти не успею. По технике безопасности открываю окно – благо этаж цокольный и до земли расстояние – половина человеческого роста.

Согласно официальной версии, в 8:15 из-за разрушения крепежных элементов поток воды сорвал крышку второго гидроагрегата, после чего в машинный зал хлынула мощная струя, затопившая ремонтные мастерские. Большинство людей, находившихся внутри, погибли мгновенно. Остальные спасались как могли.

Алексей Гоголь слесарь.

Я момент аварии был на нижних уровнях станции. Когда меня унёс поток, я рефлекторно вцепился в трос.
Между балок, на чём лежат перекрытия плиты, есть, получается, такой как карман. И то, что я туда попал, ну это случайность. Он единственный был в помещении, который водой не набрало до самого верха. Там оставалось 7 сантиметров.
Сколько точно я провёл в таком положении, не помню, примерно 40 минут. Пока не закрыли затвор. Потом сидел под потолком на балке, пока смесь масла и воды не ушла и не пришли спасатели. Вся моя бригада погибла. Домой пошёл только к вечеру, чтобы просто отоспаться.

Валентина Гулина, работница ГЭС

Все произошло в считаные секунды. Сначала раздался свист, гул, следом полилась вода. Я была в помещении над шестым агрегатом. Сначала мы не поняли, что произошло. Даже паники не было от неожиданности. Потом, когда вода уже хлынула, схватились за телефоны. Но связь пропала, электричество отключилось, мы не могли выбежать: вода неслась с огромной скоростью. Забежали назад, в будку, — так мы называли это помещение. Ребята решили разбивать окна. Ребята здоровые, молодые, били стульями… Кое-как разбили, при этом все порезались. Мы надеялись, что затворы все же упадут каким-то чудесным образом и перекроют воду. Сотрудники станции ставили столы друг на друга, вставали на них, но вода прибывала. Валентина тянула за руку Марину, коллегу, которую охватила паника. Но та закрыла руками лицо и не сходила с места. Марина погибла. Я единственная ответила, что не умею плавать, когда стали соображать, что делать. Была уверена, что не выживу. Кругом был непрерывный поток. Я, как камень, уходила под воду, меня разворачивало, но сознание работало, я понимала, что сейчас умру.

Техник отдела комплексной информационной системы Егор Микеров:

Мы передвигались, прижимаясь к стене, которая была опорой и словно прикрытием. "Раз, два, раз, два", - четко стучало в моей голове. Мы зацепились за крыльцо. Нас увидели три парня – работники разных организаций обслуживающие Саяно-Шушенскую ГЭС. Двое прыгнули в воду – поднимали нас по очереди, третий принимал сверху. Здесь было выше и воды гораздо меньше. Вот когда опасность миновала, тогда исчезли силы.

ЛИКВИДАЦИЯ

Ликвидация последствий аварии, поиски пострадавших и пропавших без вести начались практически сразу после случившегося. К месту ЧП направили спасателей из Красноярского края, Хакасии, других регионов, а также из Москвы.

Иван Сулаев, руководивший оперативной группой отряда "Центроспас"

Первоначально информация о событиях на ГЭС была очень скудной, если не сказать – далекой от реальности. Вода поднялась едва ли не вровень с самой высокой отметкой Саяно-Шушенской ГЭС – 327 м над уровнем моря. Когда мы прилетели на место после перелета – а он занял более 5 часов – речь о спасении людей уже не шла. Все небольшие воздушные пустоты, оставшиеся после аварии, к тому времени уже были осмотрены красноярскими спасателями. Но немногих оставшихся в живых людей нашли не там, а…в курилке! Она находилась немного в стороне от основного потока воды. Ну а нам предстояло освободить от завалов железо-бетонных конструкций огромные площади, восстановить работу на отдельных блоках ГЭС. Вместе с нами трудились и коллеги из "Лидера", и из других регионов: Бурятии, с Байкала. Новосибирска…. Ну а наших сотрудников там было 46 спасателей , инженеров и 16 водолазов.
Когда через 2 дня началась откачка воды, мы стали находить тела людей, первоначально считавшихся без вести пропавшими. Причем обнаруживали их в таких отдаленных помещениях нижнего, технического уровня, что можно было представить, с какой силой потоки воды сметали все на своем пути.

Так как электричество отключилось, остановить мощный поток воды можно было лишь двумя способами: с помощью ключей в машинном зале, который к тому времени уже был затоплен, и перекрыв вручную вентиль, расположенный на верхней части плотины. Ее высота достигает 200 с лишним метров.

Ведущий инженер производственно-технической службы Саяно-Шушенской ГЭС Ильдар Багаутдинов

Поднявшись наверх, мы взломали ведущие к водоводам железные двери. Если бы мы опустили заслонки быстро, мог бы произойти сильный гидравлический удар, повлекший еще большие разрушения. Поэтому опускали медленно, в щадящем режиме

В ИТОГЕ

Оксана Осинкина гидротехник. И так как по второму образованию она - психолог. Именно она оказывала профессиональную помощь и поддержку выжившим, их семьям:

Тут, наверное, нельзя сказать что кто-то горевал сильнее, а кто-то нет. Кто-то может быть сдержаннее. Особенно сотрудники станции. Они очень многое в себе сдерживали, хотя они пережили очень серьёзную травму, и погибли их товарищи, и это очень мужественный поступок с той точки, что, несмотря ни на что, они приходили на работу и сутками там работали. Восстанавливали свою станцию. И, считаю, что это, наверное, самое тяжёлое что было

Сотрудник Саяно-Шушенской ГЭС Дмитрий Рыбалко:

Когда я пришел сюда, туда уже милицию, оцепление поставили. Я увидел – первый шок испытал, когда из воды стали доставать первые жертвы… моего одноклассника…. У него жена, дочка осталась…. За все время эксплуатации мы не потеряли ни одного человека. И здесь разом такое количество…. Когда мы искали… у меня уже был шок, что шесть человек. А когда мы узнали, что на самом деле 75. Никто не мог предположить, что такое вообще возможно и реально. Теперь мы знаем, что возможно и реально. И вывод, который мы должны сделать изо всего – я подведу итог – это мы должны проектировать наши станции по возможной развитии ситуации. То есть, они должны выдерживать любой катаклизм, который возможен и невозможен

Всего в поисково-спасательных работах на Саяно-Шушенской ГЭС было задействовано до 2700 человек (из них около 2000 человек работали непосредственно на ГЭС) и более 200 единиц техники.

Уголовное дело по аварии на СШГЭС насчитывало 1200 томов. Провели 200 экспертиз, а приговор зачитывали 2 дня. Реальные сроки получили 4 человека. Ещё несколько — условные. Один попал под амнистию.

На восстановление Саяно-Шушенской ГЭС ушло более 5 лет. Новая жизнь. Саяно-Шушенская ГЭС восстановлена после аварии. Мы совсем недавно побывали на ней.

-2
-3