С 2019 года в России действует система маркировки «Честный знак», в которую производители и продавцы вносят информацию о своих товарах, а покупатели могут ее посмотреть.
Несмотря на то, что система применяется уже 5 лет, у предпринимателей не становится меньше вопросов — ведь правила маркировки регулярно обновляются, как и список подлежащих ей товаров.
Поэтому сегодня мы решили ответить на самые часто задаваемые вопросы об обязательной маркировке товаров в 2024 году. Листайте, читайте и работайте без ошибок.
Не забудьте нажать «лайк» и подписаться на Черную Бухгалтерию в Дзене, чтобы следить за другими полезными публикациями для бизнеса:
Что такое маркировка товаров?
Маркировка товаров — это нанесение специальных кодов на упаковку или этикетку. Например, если вы производите обувь в России, то должны получить уникальный код для каждой пары и нанести его на коробку.
Любой человек может отсканировать этот код с помощью приложения «Честный знак» и узнать информацию о товаре. Например:
- Отследить, кто и когда произвел товар или ввез его в страну;
- Проверить легальность продукции. Если код поддельный, приложение выдаст предупреждение;
- Сообщить о нелегальной продукции. Если товара нет в системе, можно подать жалобу, которую направят в контролирующее ведомство;
- Проверить срок годности продукта и его состав.
Для чего нужна маркировка товаров?
Система обязательной маркировки вводится государством для того, чтобы очистить рынок от недобросовестных производителей и продавцов. И по официальным данным, в этом есть успехи.
Например, за прошедшее время маркировка табака помогла выявить на 30% больше табачных производителей на рынке, чем было известно ранее. А в легкой промышленности за три года снизилась доля нелегального оборота — с 31% до 18%.
Положительные результаты от внедрения маркировки показывает и практика других государств, например, Турции и Бразилии.
Как товары появляются в системе маркировки?
Как мы уже писали, производители и импортеры самостоятельно передают сведения в систему маркировки «Честный знак». Для этого необходимо заказать коды маркировки Data Matrix, разместить их на товаре, а затем ввести его в оборот.
Товар может выйти из оборота только в случаях:
- Реализации покупателю в розничном магазине;
- Реализации не для последующей перепродажи (для использования самим покупателем;
- Списания испорченного (или утерянного) товара;
- Экспорта товара при прохождении таможенной процедуры.
Какие товары подлежат обязательной маркировке?
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, утверждает правительство и дополняет его ежегодно. В него входят:
- Сигареты, папиросы, другая табачная продукция;
- Духи и туалетная вода;
- Шины и покрышки;
- Одежда из кожи;
- Блузки;
- Верхняя одежда (например, пальто и куртки);
- Текстиль для дома (например, постельное белье и полотенца);
- Обувь;
- Фотовспышки и фотокамеры (кроме кинокамер).
- Сыры и мороженое;
- Молочная продукция (отсрочка от обязательной маркировки действовала до 1 декабря 2023 года).
- Бутилированная питьевая вода;
В 2024 году в этот список также включены:
- Пиво (включая безалкогольное), пивные напитки, сидр;
- Соки, морсы, нектары, напитки на растительном сырье;
- Антисептики, БАДы, вода для детского питания;
- Икра осетровых и лососевых рыб;
- Товары легкой промышленности (рубашки, трикотаж, мужские, женские и детские костюмы, пиджаки, брюки, шорты, платья, юбки и пр.) — для производителей и импортеров;
- Кресла-коляски — для производителей и импортеров;
- Медицинские изделия (обеззараживатели, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы, изделия, используемые при недержании) — для производителей и импортеров.
Мы рассказывали про все весенние нововведения в одной из предыдущих публикаций. Рекомендуем к прочтению сразу после этой статьи:
Какие товары сделают обязательными для маркировки в 2024 году?
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, регулярно пополняется. В 2024 году в него добавят следующие категории:
- Товары легкой промышленности — с 1 июля 2024 (для дистрибьюторов и продавцов);
- Медицинские изделия (очистители воздуха, ортопедическая обувь, слуховые аппараты и пр.) — с 1 сентября 2024 (для дистрибьюторов и продавцов);
- Велосипеды и рамы для них — с 1 сентября 2024;
- Безалкогольные напитки (кроме соков, морсов, нектаров, напитков на растительном сырье) — с 5 ноября 2024 (для дистрибьюторов и продавцов).
Вы можете узнать больше обо всех изменениях в маркировке товаров, которые начали действовать с 1 июня, из нашей тематической статьи:
Что такое эксперимент по маркировке товара?
Перед тем, как сделать маркировку обязательной, государство вводит ее в экспериментальном формате. Такие коды предприниматели добровольно наносят на свои товары и передают сведения в «Честный знак».
Например, 31 марта 2024 года завершились эксперименты по маркировке икры осетровых и лососевых рыб, а также титановой металлопродукции.
На данный момент действует еще несколько экспериментов, которые планируют завершить до конца года:
- Средства реабилитации (трости, костыли, противопролежневые матрасы и пр.) — до 31 августа;
- Маргарин и растительные масла (подсолнечное, оливковое, арахисовое, соевое, пальмовое, какао-масло и пр.) — до 31 августа;
- Ветеринарные препараты (вакцины, лекарства, иммунные сыворотки, кровь животных и пр.) — до 31 августа;
- Корма для домашних животных — до 31 августа;
- Консервы (мясные, рыбные, консервированные овощи, фрукты, орехи, грибы, джемы, желе, мармелад и пр.) — до 31 августа;
- Оптоволокно — до 1 декабря;
- Товары для детей до 14 лет (включая игрушки, самокаты, электрические гоночные машины, куклы и коляски для них, головоломки, настольные и карточные игры) — до 1 декабря;
- Медицинское сырье (включая витамины, антибиотики, гормоны, глюкозу, ментол, салициловая кислоту) — до 31 декабря;
- Бытовая химия и косметика (мыло, дезодоранты, кремы, средства для бритья и депиляции, зубные пасты, средства для волос и пр.) — до 25 февраля 2025;
- Радиоэлектроника (лампы, светильники, розетки, полупроводники, светодиоды, преобразователи и пр.) — до 28 февраля 2025.
С чего начать обязательную маркировку товаров?
Для того, чтобы приступить к маркировке товаров, оптовым компаниям и розничным продавцам необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
После получения УКЭП:
- Настроить систему учета товаров для работы с кодами маркировки;
Затем в самой системе «Честный ЗНАК» (или в личном кабинете участника оборота) можно будет приобрести:
- Онлайн-кассу (или обновить прошивку имеющейся кассы)
- Сканер штрих-кодов.
После того, как все настроено, также важно подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
Система ЭДО необходима для того, чтобы все этапы перемещения товара могли прослеживаться. При каждой реализации производители и продавцы передают код маркировки в систему — именно в виде электронных документов.
Что делать, если маркировка товара не сканируется?
Иногда код маркировки не сканируется у покупателя, но при этом сканируется у продавца. В такой ситуации покупатель может отказаться от поставки, поскольку с 1 сентября 2022 года реализацию можно осуществлять только с учетом сканирования кода на кассе.
Также маркировка может не считываться из-за проблем с оборудованием или из-за того, что сам код был неверно указан или нанесен. В таком этом стоит запросить у продавца новую электронную накладную с легко считываемыми кодами.
Кто несет ответственность за несоответствующую маркировку?
Ответственность за проблемы с маркировкой несет тот, кто проявил недобросовестность. При этом система управления нарушениями может автоматически вычислить недостающее звено в цепочке.
Она без проблем идентифицирует предпринимателя, который не зарегистрировался в «Честном ЗНАКе», принял товар без маркировки и продал его покупателю.
После этого нарушителя вычислят контрольно-надзорные органы, организуют ему визит с проверкой, а в дальнейшем наложат штраф — об этом мы расскажем далее.
Обратите внимание: наказание не применяется, если маркировка той или иной категории товаров действует в экспериментальном формате.
Какие штрафы за нарушения в маркировке товаров действуют сегодня?
Нарушение правил обязательной маркировки регулируется статьей 15.12 КоАП РФ и наказывается штрафом. Некоторые из них достигают полумиллиона и могут быть выписаны как самой организации, так и ее руководителю.
Производство товаров без обязательной маркировки:
- Для руководителя — от 5000 до 10 000 ₽;
- Для малого предприятия — от 25 000 до 50 000 ₽;
- Для средних и крупных компаний — от 50 000 до 100 000 ₽.
Нарушение правил нанесения маркировки:
- Для руководителя — от 5000 до 10 000 ₽;
- Для малого предприятия — от 25 000 до 50 000 ₽;
- Для средних и крупных компаний — от 50 000 до 100 000 ₽.
Продажа товаров без обязательной маркировки:
- Для руководителя — от 5000 до 10 000 ₽;
- Для малого предприятия — от 25 000 до 150 000 ₽;
- Для средних и крупных компаний — от 50 000 до 300 000 ₽.
Ознакомиться с более подробным списком штрафов и главными нововведениями 2024 года можно в нашей статье, посвященной этой теме:
Если вы хотите развивать любимое дело, не отвлекаясь на частые нововведения и сложности с ФНС — обратитесь к Чёрной Бухгалтерии!
Наши специалисты заберут на себя ведение учетов, расчет налогов и взносов, подачу отчетности и предоставят все необходимые консультации, чтобы вы работали без ошибок и штрафов.
Узнайте больше о компании, ознакомьтесь с услугами и оставьте заявку уже сейчас — на сайте чёрнаябухгалтерия.рф.