Люди, причастные к банкротству, знают, как долго может тянуться процедура, если у должника большое количество кредиторов. Они подают заявления на включение их требований в реестр требований кредиторов, и для рассмотрения каждого суд назначает отдельное судебное заседание. По крайней мере так было до 29 мая 2024 года.
Именно в этот день был опубликован и вступил в силу Федеральный закон №107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Посмотрим, что изменилось.
Для всех
Есть изменения, которые коснулись процедуры банкротства в целом.
Судья может не проводить судебные заседания
Новый закон предоставил судьям право единолично разрешать и публиковать только резолютивную часть определения по следующим спорам:
- о продлении процедуры внешнего управления;
- об истребовании документов и ценностей должника;
- об освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.
По собственной инициативе или мотивированному ходатайству судья может провести судебное заседание. Суд также может выпустить мотивированное определение по заявлению участников дела или в случае подачи апелляции.
А еще судья может единолично рассмотреть вопрос о включении требований кредитора в реестр требований кредиторов, если на такое заявление не было подано возражение.
В чем плюс? В возможном сокращении времени процедуры. Больше не придется ждать свободного окошка в плотном графике судебных заседаний.
Увеличили срок обжалования в апелляции и кассации
Закон дает 1 месяц на то, чтобы подать жалобу на определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб, а также при разрешении других обособленных споров в деле о банкротстве, в арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанции.
В чем плюс? В унификации процедур. Не будет путаницы в сроках, т.е. больше шансов подать заявление вовремя.
Для юридических лиц
Сумма требований, которая дает кредитору право подать заявление о признании организации банкротом, изменилась с 300 тысяч до 2 000 000 рублей. Не меньше 3 000 000 рублей долга нужно, чтобы возбудить производство по делу о банкротстве сельхозорганизации, стратегического предприятия или субъекта естественной монополии.
В чем плюс? В логике. Кредитор может подать на банкротство физического лица при долге в 500 тысяч, а юридического - в 300. Как-то странно.
Для физических лиц
Важные изменения коснулись 2 моментов.
Супругов признали лицами, участвующими в деле
Это значит, что финансовый управляющий получил право запрашивать информацию об имуществе, счетах и вкладах бывших и нынешних супругов гражданина без обращения в арбитражный суд. А вот о других родственниках подобные сведения получить можно только в судебном порядке.
В чем плюс? В оперативности. Раньше необходимые сведения приходилось получать через суд, т.к. госорганы крайне неохотно предоставляли подобную информацию по запросу даже по должнику, не говоря уже о супругах.
Изменили порядок реализация имущества
Если раньше финансовый управляющий предоставлял порядок реализации в арбитражный суд, то сейчас его должно утвердить собрание кредиторов. На это отводится два месяца. После чего сведения публикуются в ЕФРСБ, и у сторон есть еще два месяца, чтобы заявить в суде о наличии разногласий. И только после разрешения всех споров суд вынесет определение об утверждении положения о порядке, об условиях, о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества. И только потом начнутся торги.
В чем плюс? А вот ни в чем. Это новшество грозит увеличить срок прохождения процедуры банкротства на несколько месяцев. Разумеется, если у вас есть имущество.
В целом законопроект создавался для того, чтобы восстановить утраченную за время существования Федерального закона №127-ФЗ “ О несостоятельности (банкротстве)” логику, внести единообразие в процессы и снизить нагрузку на суды. Что получится на самом деле, покажет время и судебная практика.