С 12 апреля по 6 мая в художественном музее Института искусств и дизайна проходила выставка «Учитель-Ученик». 242 работы было прислано от 73 студентов и 7 педагогов, одним из которых был преподаватель кафедры Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Института Искусств и Дизайна, Потин Игнат Игоревич. Выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина рассказал нам о себе и своем творчестве в интервью.
– Игнат Игоревич, здравствуйте, спасибо большое, что согласились на это интервью. Первый вопрос: Вы родились в Ижевске? Расскажите, пожалуйста, о своем детстве, о своих самых ярких воспоминаниях из детства.
– Да, я родом из Ижевска. Детство у меня было, мне повезло. Для меня это самое счастливое и легкое время. Разные увлечения, разные компании, разные адреса, на которых мы жили. Детство, друзья, кружки… Самое яркое воспоминание из детства, это когда мы с дворовыми ребятами бегали рыбачить с самодельными удочками на Ижевский пруд. Живое время было.
– Когда вы поняли, что хотите стать художником? Что повлияло на ваш выбор?
– Именно осознанное желание стать художником у меня сформировалось поздно, когда я уже учился в УдГУ. Скорее всего, благодаря сложившемуся костяку студентов. Через них загорелся. Мне тогда было уже за 20 лет. Если чем-то заниматься серьезным, то начинать нужно с пеленок. Несмотря на то, что это еще возраст юношеский, я успел уже «нахвататься» всякого, что в процессе подготовки к поступлению в Академию и во время учебы мешало, пришлось от многого отказываться, переделывать себя. Это, конечно, тяжелее, чем просто впитывать как губка.
– Вы закончили Художественную Академию имени Репина в Санкт-Петербурге, скажите, пожалуйста, какие впечатления, какие трудности и какие самые яркие события были во время учебы?
– Да, трудности были. Учиться было нелегко. Я пришел со слабой базой. Да, я сдал экзамены, поступил, прошел по конкурсу, но учиться было тяжеловато. Мне было с чем сравнить, были ребята более подготовленные, мне всегда приходилось бороться, ошибаться, трудиться. Период, проведенный в Петербурге, был очень разный. Я, как личность, претерпел там ряд изменений. Тем, кем я был до Академии, на младших курсах, и уже ближе к окончанию, по сути, три разных человека. Вся эта среда, и, в первую очередь, те потрясения, через которые я проходил, меня и воспитали.
– Кто из педагогов Академии оказали наиболее сильное влияние на ваше становление как художника, как человека?
– Стаценко Владимир Иванович. Это мой педагог, который вел у нас рисунок на первом курсе. Он «с боем» вложил в нас даже не основы изобразительной грамоты, а научил нас смотреть на мир, подмечать красивое, любоваться, а не просто по готовой схеме что-то клепать. Многие методы работы со студентами я перенял от него. Он представитель старой школы, ему уже за восемьдесят лет, но он все еще практикует. К сожалению, я учился у него только год, потом у нас поменялся преподаватель.
– После Академии вы вернулись в Ижевск работать, преподавать, жить. Не жалеете, что вернулись в Ижевск?
– Нет, абсолютно.
– То есть Санкт-Петербург – не ваш город?
– Нет, не мой. Я потерял очарование этим городом, к сожалению. Все из-за шума, суеты, движения, которое мне не близко по характеру. Нужно было бы удержаться, бороться, кусаться, идти по головам и быть на это согласным, попасть в рынок, который перенасыщен творческими людьми.
– А рынок это не для вас?
– Нет, рынок вообще не для искусства.
– Ваша дипломная работа из Академии вернулась в родной город вместе с вами и сейчас находится в Доме Дружбы народов. Это масштабное полотно на национальную тему «В березовой роще». Расскажите про эту работу поподробнее. Как вы пришли к идее написать эту картину?
– Сама идея написать дипломную работу, связанную с природой, с натурой, вынашивалась постепенно. Она не была явной с самого начала, складывалась по кусочкам. Был период, когда я стал с большим удовольствием отдаваться пленэрной живописи. Это случилось после второго курса Академии. Я часто ходил на натуру в любое время года. Как-то даже зимой в ночь ездили на Ладожское озеро писать этюды. Брали фонарики, термосы, «жидкость» для согрева, одевались в несколько слоев одежды, это, конечно, приключение и авантюра, но теперь есть что вспомнить. Приезжая на летние каникулы в Ижевск, тоже много писал за городом. И когда пришло время до поиска темы дипломной работы, я подумал, над чем мне будет понятно и приятно работать? Решил пойти в пейзаж. Изначально задумывал написать пейзаж как картину. Задача сложная. Нужно было выйти с этой идеей на дипломную работу, убедить комиссию, что этот пейзаж тянет на дипломную работу. И, чтобы не вызывать вопросов, пришлось подключать фигуры. Какие? Обратился к национальной теме. Как-то я приехал после четвертого курса на практику, пошел в парк Кирова и написал там этюд с березками. Сразу, там же, по наитию, вписал пятна фигур в национальных костюмах. Посмотрел – мне понравилось. Привез преподавателям в Академию, нашел отклик, стал развивать. Получилось не без вопросов, конечно, но я считаю, что работа состоялась. Почему именно в Доме Дружбы народов? Потому что там просто есть место для нее, так как размер картины – два с половиной на пять метров.
– Игнат Игоревич, вот уже два года вы преподаете в Институте искусств и дизайна «Академический рисунок» и «Живопись», скажите, какие сложности возникают у вас в работе?
– Мало часов. Оскорбительно мало, непозволительно мало для художественной специальности. Академическая база – она БАЗА. Ей должно уделяться достаточно времени. Мы что-то начинаем осваивать и не можем это закрепить. Один раз в неделю – что это такое? Попробуйте заниматься спортом один раз в неделю. Какой будет толк? Должен быть режим. У нас делают как, половину часов отводят на самостоятельную работу. Студенты на ранних курсах в большей массе не самостоятельны. Пока они находятся в процессе учебы, им нужно еще вложить, воспитать эту самостоятельность. Будут, конечно, отдельные звездочки, которые уже пришли с крепкой базой, которые могут принять информацию, освоить и спокойно продолжать развивать мысль в действии самостоятельно. А в нашем университете очень много ребят приходит вообще с отсутствием базы, либо с очень слабой. Поэтому, их нужно сначала поставить на ноги, заставить мысль работать в нужном направлении, анализировать, смотреть на натуру, научить грамоте. Это требует времени.
– Несмотря на все эти трудности, есть уже какие-то успехи у ваших студентов?
– Да, есть успехи. Я преподаю у студентов с первого по четвертый курс. Ребята способные, заинтересованные. Трудяги!
– Нравится ли вам преподавать? Что вам ближе: педагогика или художественное творчество?
– Да, преподавать нравится. Педагогика и художественная деятельность идут рука об руку. Нужно писать для того, чтобы не терять собственный навык, продолжать учиться, чтобы больше отдавать.
– У нас в музее буквально на днях открылась выставка молодых педагогов и их студентов «Учитель-ученик», где представлено очень много работ ваших учеников. Как вы оцениваете то, что получилось в итоге (я имею в виду выставку)? Гордитесь ли вы своими учениками?
– Конечно, горжусь. Я сюда каждый день забегаю посмотреть, порадоваться, полюбоваться, ведь есть чем. Я доволен проделанной работой. Доволен студентами, доволен экспозицией, мне очень выставка понравилась.
– Спасибо большое. И нам понравилось с вами работать, потому что было видно, как вы душой болеете за ребят, как очень аккуратно и тактично учите и наставляете их. Немного странный вопрос: художник должен иметь музу? Что вас вдохновляет на ваше творчество?
– Я, честно говоря, не знаю, что такое муза. Мне кажется, что это немного наигранный термин. Для художника, если это называть музой, есть натура, она бесконечно вдохновляет. Мы из нее вышли, мы в ней живем, в этой среде, и ей питаемся. Как она выглядит – это все, что нас окружает за окном, в любом кусочке можно найти красивое. Художник должен смотреть на натуру, подмечать, любить ее, потому что больше брать неоткуда. Работать на эффекте, на приеме, это все заканчивается рано или поздно, чаще всего рано. И художник перестает быть художником.
– Игнат Игоревич, художник должен быть бедным?
– Бедным и несчастным? Не знаю… Художник должен страдать, испытывать потрясения, выходить из зоны комфорта. Потрясения отрезвляют, выступают неким камертоном, через который лучше воспринимается действительность. Когда все хорошо, тогда ничего не хочется делать. Это не значит, что мы должны нуждаться. Человек не должен нуждаться. Это будет не жизнь, а выживание. Всего должно быть достаточно для чего? Для занятия любимым делом. Мы должны что-то делать, мы должны трудиться.
– Да, согласна. О ваших дальнейших планах не буду спрашивать…
– Я бы и не смог ответить. Время такое.
– Тогда я вам хочу пожелать, чтобы у вас все получалось. Успехов в вашей педагогической деятельности и дальнейшего профессионального роста как художника. Спасибо вам за интервью.
Текст: С.А. Абросимова, директор Художественного музейно-образовательного центра
Источник: газета «Удмуртский университет» № 5 (298) от 31.05.2024