"Итак, с одной стороны, есть кинематограф развлекательный. С другой — кинематограф мысли и сердца, который встречает большие трудности, в частности, из-за развращения молодого зрителя американской продукцией отнюдь не лучшего качества".
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Александра Брагинского (1920-2016), опубликованной в 1989 году:
"Одним из самых оригинальных, самобытных мастеров кино Франции можно смело назвать Алена Рене.
Он известен у нас в стране документальным фильмом 1956 года «Ночь и туман» (о нацистских концлагерях), рядом короткометражек по искусству и фильмом «Мой американский дядюшка» (1980).
До обидного мало! Конечно, фильмы А. Рене неравноценны по своим художественным и социальным достоинствам. Он действительно непрост и противоречив, но, несомненно, последователен, разоблачая фашистский геноцид («Ночь и туман»), протестуя против последствий колониальной войны в Алжире («Мюриель»), рассказывая о незаживающей ране оккупации («Хиросима, любовь моя»), о борьбе с франкизмом испанских эмигрантов («Война окончена»).
Ален Рене отдал дань и чисто формальным поискам («В прошлом году в Мариенбаде»), и фантастике («Люблю, люблю тебя»). Познал он и горькие неудачи.
Но лучшие его произведения отмечены печатью подлинного гуманизма, постоянным интересом к внутреннему миру человека, напряженностью и сложностью мысли.
Фильмы А. Рене последних лет «Провидение» (1976), «Мой американский дядюшка» (1980), «Жизнь — роман» (1983), «Любовь к смерти» (1984), «Мело» (1986) вызвали горячие споры, получили в критике отнюдь не однозначные оценки и истолкования.
Темы смерти и любви, забвения и памяти — главные темы этого мастера — воплощены в свойственной Рене манере: переплетении воображаемого и реального, в изощренной композиции. Эти фильмы, как и все его творчество, проникнуты философичностью и интеллектуализмом.
«Любовь к смерти» построен как словесный интеллектуальный поединок. Элизабет (С. Азема) не хочет жить после смерти возлюбленного, ученого-этнографа Симона (П. Ардити). Свое право добровольно уйти из жизни она защищает перед друзьями-священниками Мартиньяками. В ходе спора поднимаются сложные проблемы человеческого бытия, права распоряжаться своей жизнью. И Элизабет победит, несмотря на то, что ее оппоненты защищают церковный постулат: человек не имеет права на самоубийство.
Никогда еще Ален Рене, по мнению еженедельника «Нувель обсерватер», не «подставлял» себя столь открыто под огонь общественного мнения зрителя. У фильма были и яростные противники и столь же убежденные сторонники, но никто не отвергал чистоту и искренность помыслов художника. «Меня интересует в человеке его неспособность жить без веры, — сказал он корреспонденту того же еженедельника. — Не обязательно в бога. Верой можно оправдать и все самое худшее — пытки, убийства. Но независимо от ее происхождения меня интересует и беспокоит вопрос о последствиях: к чему может привести вера? Так можно, наверное, определить сквозную мысль многих моих фильмов».
Беспокоит художника и вопрос о моральных основах любви. Именно поэтому, взяв мелодраму Анри Бернштейна «Мело», он решительно превращает сюжет (с традиционным «любовным треугольником») в драму чувств, показывая, что люди 20-х годов, возможно, одевались иначе, чем наши современники, но чувства у них были такими же. Нарочитая «театральность» режиссерского решения призвана привлечь внимание к слову, к чувству, им выражаемому. С завидным постоянством А. Рене отстаивает свое право на неторопливое, глубокое размышление над чувствами людей.
Подобным же вызовом бездумной кинозанимательности представляется все творчество Бертрана Тавернье. В СССР знают его «Преступный репортаж» (1980), «Неделю отпуска» (1981), «Воскресенье за городом» (1984). Но уже в первой своей картине «Часовщик из Сен-Поля» (1974) , а затем в фильмах «Пусть праздник начинается» (1975) , «Следователь и убийца» (1976) определилась художническая позиция этого постановщика: помещая в центр действия своих фильмов обычно двух персонажей, Б. Тавернье сталкивает их друг с другом.
Так же построены и две последние ленты Б. Тавернье — «Около полуночи» (1985) и «Страсти Беатрисы» (1987). В первой рассказана история знаменитого джазового саксофониста — негра по имени Дейл Тернер (в этой роли выступил саксофонист Декстер Гордон). Живя в Париже, выступая с концертами, одинокий и безразличный окружающим, он спивается. Только встреча с настоящим и бескорыстным другом Франсисом (Франсуа Клюзе) поможет ему выбраться на какое-то время из трясины.
Возвратившись в США, Тернер вскоре погибает, возможно, от наркотиков. Помимо двух главных героев в фильме есть еще третий — музыка, американская джазовая классика, которую Тавернье хорошо знает и любит. С помощью этого своеобразного «треугольника» автор фильма раскрывает свое понимание места человека в жизни, таланта, доброты. После смерти Франсуа Трюффо, мне представляется, именно Бертран Тавернье унаследовал многие его художественные и идейные принципы. ...
Интерес во Франции к истории идет сегодня параллельно с обращением к религиозным сюжетам, к показу роли церкви в истории страны.
Это проявилось даже у атеиста Ж.-Л. Годара в его картине «Я вас приветствую, Мария» (1985). Спор о сатане в фильме Мориса Пиала «Под солнцем сатаны» — это ведь тоже спор о боге.
На эту же тему снял свой фильм Ален Кавалье — «Тереза» (1986), чистосердечный и даже наивный рассказ о безмерности (в наше прагмат. чное время) любви к богу. Эта любовь приводит Терезу в монастырь кармелиток, где она и умрет от туберкулеза. Мать-настоятельница отказывается от предписаний врача, утверждая, что Тереза излечится, «если на то будет воля божья». Но эта воля не последовала, и уже в начале нашего века Рим канонизировал ее, как святую Терезу из Лизье. В наши дни фильм А. Кавалье может быть прочитан и как повесть о том, что человеку надо во что-то верить.
Бескомпромиссен в своем творчестве Луи Маль, который после долгого перерыва (десять лет он проработал в США) вернулся на родину и снял один из лучших своих фильмов — «До свидания, дети!» (1987), справедливо отмеченный многими «Сезарами».
Луи Маль уже однажды высказал свое отношение к оккупации в картине «Лакомб Люсьен» (1974). Но это был взгляд извне, со стороны. На примере простого парня, отвергнутого Сопротивлением, Луи Маль рассказал о том, что думал о годах «горя и жалости» (по названию фильма М. Офюльса), как молодой парень мог бы пойти иным путем, если бы его поняли. А в данном случае его как бы подобрали приспешники нацистов, сделав своим орудием. Думается, не правы были те, кто в тот период клял фильм, утверждая, что он отпускал грехи коллаборационистам. Своей смертью, своей любовью к еврейской девушке, которую Люсьен увозит, чтобы спасти, он уже искупил свой грех.
Этот фильм невольно приходит на память, потому что «До свидания, дети!» рассказывает о том же периоде истории. Но раскрывает его изнутри. У некоторых кинорежиссеров автобиографичным становится первый фильм. У Луи Маля таким оказался фильм, снятый им на пятьдесят пятом году жизни, после многих его прекрасных работ. На экране — католический коллеж кармелитов, в котором в 1944 году учился двенадцатилетний Луи Маль. Рассказанная им история волнует своей искренностью и добротой. Событие, о котором идет речь в картине, — подлинное. Кармелиты прятали в своих стенах еврейских детей, пытались спасти им жизнь.
Под именем Бонно скрывается в коллеже маленький человек, спасение которого в помощи товарищей, педагогов. Главный герой фильма, сын богатых парижан Жюльен, довольно быстро раскрывает тайну Бонно, но одновременно проникается к нему симпатией и дружбой. Эту дружбу уничтожит предательство одного из служащих коллежа. В своих интервью в связи с выходом фильма Луи Маль неизменно подчеркивал, что это предательство оставило след в его душе на всю жизнь. Режиссер всю жизнь мечтал снять подобный фильм, но решился только сейчас, сравнив себя с Прустом и его поисками утраченного времени... Еженедельник «Синема», высоко оценивая картину Л. Маля, писал, что ему присущи «простота, деликатность и правда», что это «волнующая дань разбитой дружбе» — ведь режиссер заканчивает картину словами о гибели его героев, уведенных французскими гестаповцами в тот холодный день 1944 года...
Особое место в кинематографе Франции занимает Эрик Ромер, чьи картины, увы, никогда не демонстрировались на советских экранах. Все они камерны, лишены острой социальной проблематики, тем не менее интересны своей «структурой», стремлением заглянуть в сердце человека. Автор сам придумал для них определение — «моральные сказки», на смену которым пришли «комедии и поговорки». Безупречно снятые, изысканные по изобразительному решению, не лишенные иронии и наблюдательности и в то же время рассудочно-холодноватые, фильмы эти типичны для «авторского кино» этого большого мастера.
За последние годы он работает очень активно. В 1986 году снял «Зеленый луч» — незамысловатый рассказ о встрече двух хороших людей, встрече, которая могла бы и не состояться, если бы не его величество господин случай! В 1987 году он снял две картины — «Четыре приключения Ринетты и Марибель» и «Друг моей подруги». ...
В своем противостоянии этой пагубной «моде» Ромер, не выходя за пределы камерного сюжета, добивается известного успеха: у него, несомненно, есть «свой» зритель, иначе он не смог бы так продуктивно работать. Главное его оружие — превосходный текст, полный иронии, остроумных реплик.
Как выразился критик журнала «Революсьон», Э. Ромер «принадлежит к числу моралистов, умеющих снимать слово»66. Раздумывая о своих чувствах, о себе, персонажи Ромера вовлекают в спор зрителей, которые слушают фильм с интересом. Конечно, это, как правило, зритель городской, интеллигенция, обычно до тридцати лет. Мальчикам и девочкам, которых воспитывают на «кинополарах», эти фильмы кажутся скучными и трудными.
Однако неожиданно большой успех фильма «Зеленый луч» (получившего в 1986 году на МКФ в Венеции Гран-при) показывает, что метания героини, ее образ положительной француженки середины 80-х, оказался привлекателен для многих. ...
Такой же художнической последовательностью отличаются и другие французские режиссеры, среди которых назову только нескольких.
Во-первых, Жака Деми, прославившегося в 60-е годы музыкальными фильмами «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора».
В той же стилистике был снят в 1983 году фильм «Комната в городе» — снова мелодрама о несчастной любви, которая разворачивается на фоне острого социального конфликта. Погибнет во время стычки с полицией бастующий рабочий судоверфи Франсуа (Ришар Берри), покончит с собой от горя дочь полковника Эдит (Доминик Санда) — таков уж мир, в котором им приходится жить и бороться. Условность музыкального фильма, в которой все реплики поются, не мешает его восприятию, потому что он говорит о чистых и благородных чувствах, о доброте, о дружбе, о красоте города. «Искусство Деми, — писала «Юманите», — заключается в умении говорить о самых простых вещах без банальности, раскрывая самые тонкие их аспекты»67.
Сразу вслед за «Комнатой в городе» на экраны вышел другой фильм Ж. Деми — «Паркинг» (1984), парафраз легенды об Орфее и Эвридике. ...
Нетрудно увидеть в этом эволюцию мировоззрения Деми. Нельзя сказать, чтобы он всегда славился большим оптимизмом, но никогда не глядел на мир так мрачно, как в «Паркинге».
В числе авторов, которые тоже противостоят современному бездумию, я хочу назвать и Аньес Варда, которая, как и Луи Маль, шесть лет провела в США, где сняла несколько короткометражных фильмов, а затем, в 1985 году, вернулась на родину и поставила картину «Без крова и вне закона» (1985).
Представлявшая Францию на конкурсе в Венеции, эта картина получила «Золотого льва», а исполнительница главной роли — премию «Сезар» за лучшую женскую роль года.
Аньес Варда дебютировала в кино в 1956 году, сняв «Короткую песчаную косу» — фильм, который с полным правом можно отнести к неореалистической итальянской школе и одновременно считать предтечей «новой волны». За более чем тридцать лет работы в кино Варда сняла сравнительно мало фильмов, но они оставили свой след. Наиболее известна ее картина «Клео от пяти до семи» (1962). В 1977 году она поставила феминистскую ленту «Одна поет, другая — нет», которая не имела успеха, что, в частности, побудило режиссера на некоторое время уехать за океан...
Фильм «Без крова и вне закона» родился в результате социального анализа такого явления, как бродяжничество. Вернувшись во Францию после шести лет отсутствия, Варда узнала, что среди бродяг, людей без крова и вне закона, появилось много женщин, в том числе и молодых. Она познакомилась с одной из них, даже думала снять ее в роли Моны, но быстро убедилась, что нужна опытная актриса. Ей предложили Сандрину Боннер, которую она запомнила после фильма М. Пиала «За нашу любовь».
Так был написан сценарий о бродяжке, которая бродит по дорогам родного режиссеру юга Франции, встречается с разными людьми, которые потом, после смерти Моны в канаве, будут вспоминать ее, понимая (с запозданием), что своим безразличием, эгоизмом оттолкнули ее, что сама Мона оставила определенный след в их жизни. Хотя фильм кончается смертью, он не пессимистичен. Критик журнала «Кайе дю синема» даже написал, что после просмотра «уходишь со стимулом — хочется жить»70, раз есть на свете такие свободные, добрые, открытые и беззащитные существа, как Мона, противостоящие меркантилизму, социальной ограниченности обывателя. Фильм нес совершенно четкую мысль на этот счет. Он исследовал ту сторону современных нравов, которую кино обходит стороной.
Итак, с одной стороны, есть кинематограф развлекательный. С другой — кинематограф мысли и сердца, который встречает большие трудности, в частности, из-за развращения молодого зрителя американской продукцией отнюдь не лучшего качества.
Молодое авторское кино (это тема отдельного разговора) явно не оправдывает возлагавшиеся на него надежды.
Ни формальные достоинства «Дурной крови» (1986) Леоса Каракса, ни психопатология «Негра и белого» (1986) Клер Девер, ни полудетектив- полудрама с комедийными «номерами» «Парочка господ» (1987) Жана-Франсуа Стевенена, ни «Беспорядок» (1986) Оливье Ассаяса не дают основания говорить о том, что их авторы полностью понимают свою ответственность за нынешнее состояние кино Франции.
Лишь скромно снятая первая картина Жана-Луи Юбера «Проселочная дорога» (о людях деревни, о воспитании чувств у маленьких французов и о торжестве доброго начала в семейной жизни), как и антивоенная, честная картина Жан-Пьера Дени «Поле чести» (1987), а совсем недавно «Жизнь — это долгая спокойная река» Р. Дюпейрона (1988) позволяют надеяться, что и среди молодых режиссеров есть кому прийти на смену старшему поколению" (Брагинский, 1989).
Брагинский А. Два потока в одной «системе». Заметки о современном французском кино// Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 11. М.: Искусство, 1989. С. 87-109.