"В центре сюжета — обаятельный, «гуманный» и бесстрашный гитлеровский унтер-офицер. ...фильм, прославляющий подвиги мужественного Штайнера — его в обеих лентах играет известный американский актер Джеймс Кобурн, специализировавшийся в прошлом на ролях ковбоев, то есть персонажей априори положительных".
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Владимира Баскакова (1921-1999), опубликованной в 1985 году:
"...чуткий к настроениям в правящих кругах и зрительских аудиториях большой кинобизнес, киномонополии постепенно интегрировали .«независимых» режиссеров и продюсеров, использовав выдвинутую ими политическую и молодежную проблематику в своих интересах.
Разумеется, при этом была во многом выхолощена социальность и антибуржуазность лент, которые по внешним признакам остались политическими, острыми и даже «горячими». Словом, в старую оболочку вложили иное содержание.
Одновременно кинобизнес — девять гигантских киномонополий и интегрированные ими «независимые» продюсеры и прокатчики — выдвинул модели кинозрелищ, созданных по довоенным голливудским рецептам. На экране появились горящие небоскребы, инопланетные чудовища и золушки, находящие свое счастье под американским небом.
Многие вчерашние протестанты и бунтари стали делать фильмы, охватывающие уже не только молодежную, но и всю киноаудиторию.
Помимо названных выше «фильмов катастроф» появились и другие модели: «Экзорцист» — о потусторонней силе, вселившейся в ребенка; «Лихорадка субботнего вечера» и «Смазка» — о кумире дискотеки; «Роки» — о неудачнике боксере, вдруг поймавшем свою фортуну, и прочие — им несть числа. К такого рода фильмам присоединились ленты, где талантливые актеры разыгрывали простые, мелодраматические истории из семейной жизни обыкновенных людей.
И кинокартины социальные, правдивые, честные, ставящие реальные жизненные проблемы, кинокартины, развивающие славные традиции американского критического реализма в литературе и кино, стали узеньким ручейком рядом с мощным потоком кинозрелищ совсем иного рода и иной направленности. ...
Экранное искусство в капиталистических странах с предельной наглядностью, п не только своими негативными явлениями, но и явлениями позитивными, связанными с традициями критического реализма, отражает тотальный идейно-политический и духовный кризис, охвативший буржуазный мир в последние годы. В концентрированной форме кино, как чуткий барометр общества, выражает самые существенные, бросающиеся в глаза и потаенные черты этого кризиса, поразившего не только все механизмы буржуазной экономики и правопорядка, но всю и общественную и личную жизнь людей.
Кризис, охвативший все стороны общественной и духовной жизни при капитализме, исказил и подорвал гуманистические ценности, которыми так гордилась буржуазия в период своего подъема. Буржуазная идеология, как раковая опухоль, поразила все стороны общественной жизни, в том числе и искусство.
Происходит процесс дальнейшего разложения буржуазной идеологии и всей буржуазной культуры и искусства, всех идейно-духовных основ капиталистической формации.
Кинематограф, являющийся массовым и действенным видом современного искусства, уже в силу этих причин занимает особое и чрезвычайно важное место в системе идеологического противоборства социализма и капитализма.
Современный кинематограф капиталистического Запада —- явление в высшей степени сложное и противоречивое. Здесь сталкиваются и борются разные идеологические и художественные тенденции и направления, от самых реакционных и антикоммунистических до демократических, прогрессивных. ...
В дело здесь идет все — фильмы о бедных Золушках, вдруг находящих своего Принца в обществе «равных возможностей», псевдоисторические боевики и музыкальные комедии, всевозможные «фильмы катастроф». Заключив союз с церковью, Голливуд претендует на то, чтобы создаваемые в его студиях фильмы рассматривались как верные хранители «национальной нравственной традиции». Согласуя свои действия с интересами большого бизнеса и правительственных кругов, кинокомпании делают ставку на то, чтобы фильмы в конечном счете укрепляли существующий правопорядок и внушали доверие и уважение к «американскому образу жизни» не только в стране, но и за рубежом.
Экспансия американского кинематографа, и прежде всего того его крыла, которое мифологизирует и деформирует сознание масс, принявшая в последние годы особо широкий характер, вызывает в последнее время тревогу не только у деятелей кино, но и у всей прогрессивной общественности мира, в том числе и американской. ...
В структуру классических киносюжетов вкладываются и такие мотивы, которые уводят сознание зрителей от реальности. Отсюда и «фильмы катастроф» и всякого рода «бесовщина». Западный кинематограф дает немало и других примеров идеологической стратегии «сращивания» в искусстве традиционных буржуазных мифов и «новых» концепций. Одна из главных целей такой стратегии — скрыть истинную социальную роль буржуазного искусства, осознание которой приводит все большее число западных художников к разрыву с господствующей культурой.
Для всех этих фильмов характерна относительная достоверность деталей и аккумуляция модных философских и социальных теорий. Таким образом, большинство фильмов, рассчитанных на все зрительские аудитории, несет на себе печать диффузии, взаимопроникновения явлений, ранее присущих «элитарным» фильмам и традиционной коммерческой продукции.
Стратегия монополистического капитала и его пропагандистского аппарата в области кино как бы двояка: с одной стороны, стремление к созданию «псевдокультуры», открыто ориентированной на деформацию сознания миллионов людей, с другой — поддержка тех явлений искусства, которые имеют все внешние приметы истинно художественных ценностей — проблемность, политическую актуальность, изыски в области формы,— но по существу также связанные с задачей деформации духовного климата человеческой жизни. Обеим этим линиям противостоит демократическая культура, в различных, разумеется, ипостасях.
70-е и начало 80-х годов, как известно, проходили в западном кино под знаком обострения общего экономического и идейно-политического кризиса буржуазного общества. Это проявилось, в частности, в прямой поддержке монополистическим капиталом и буржуазным государственным аппаратом реакционных и консервативных произведений кинематографии. В борьбе с этими явлениями, в свою очередь, развивались демократические, прогрессивные тенденции. ...
Буржуазные идеологи постоянно твердят о правах человека, о гуманизме. Но это лишь пустые словосочетания. Подобно тому как их хозяева — империалистические круги, транснациональные корпорации, финансовый капитал— грубо попирают элементарные человеческие права, в различных районах мира проводят агрессивные акции, так и оплачиваемые этими кругами режиссеры и сценаристы ведут наступление на реализм и гуманизм.
В каких направлениях развивалась эта экранная агрессия? Это прежде всего попытка американских киномонополий, владеющих кинопроизводством и кинопрокатом в США и многих других районах мира, привести к «общему знаменателю» зрителей, объединить самые различные тенденции — и консервативные, связанные так называемой «американской мечтой», и тенденции, возникшие в период движения протеста, в конце 60-х годов,— приспособив их на свой лад созданием эскапистских зрелищ, «фильмов катастроф», политических боевиков, спекулятивно эксплуатирующих интерес масс, особенно молодежи, к проблемам последствий научно-технической революции, экологии, космоса, защиты мира и демократических свобод и т. д.
Это политизация и «респектабилизация» по***графии, которой придан «серьезный», «научный», «философский» характер с привлечением постулатов теорий «се***альной революции»,— явление, принявшее в кинематографе Запада глобальный характер, в конкретной форме воплощающее общую тенденцию взаимопроникновения «массового» и «элитарного» искусства на основе антигуманизма и пытающееся под научным прикрытием провести в сознание зрителей догмы буржуазной идеологии.
Это мода на «ретро», обращение к прошлому, прежде всего к периоду 20-х и 30-х годов, идеологический смысл которого — приукрасить историю империалистических государств, деформировать понятие фашизма, переведя его из категории политической и идеологической в категорию психопатологическую (с применением «фрейдо-марксистских» теорий). И рядом с этой тенденцией — деформация и искажение гуманистических ценностей, выработанных человечеством, в фильмах, фальсифицирующих историю, а также в картинах о великих деятелях культуры прошлого, деформация в экранизациях классики.
Ставится задача привить многомиллионным аудиториям кино и телевидения культ насилия, жестокости, изощренной эротики. Стратегическая установка этого направления экранной агрессии — в стремлении внушить массовому сознанию безответственность за судьбы человечества или чувство апатии перед лицом акций империалистических кругов. Издатели, литераторы, деятели кино и телевидения, используя самые различные, часто маскировочные средства, навязывают читателям и зрителям культ силы, поэтизацию жестокости, извращенный аморализм.
Воинственный антигуманизм стал сердцевиной подавляющего большинства фильмов, создаваемых капиталистическими кинотелемонополиями США и ряда европейских стран. Этого сегодня не может скрыть даже буржуазная пресса.
С этим сочетается поэтизация через кино- и телефильмы международного терроризма, нарушения законности и международного права, моральное развенчание человека, социальный пессимизм, глобальный подрыв гуманистических ценностей. Это не только фильмы из серии о «подвигах» секретного агента 007 Джеймса Бонда, а также его многочисленные модификации, сделанные в Японии, Гонконге, но и картины «новой модификации», о которых говорилось выше.
Стремление привить многомиллионным зрительским аудиториям легкомысленное отношение к характеру будущей войны, которая подается как неизбежный итог человеческой цивилизации, реализуется через развлекательные фильмы о космических приключениях и фантастические ленты с «философским» содержанием, через детские мультипликационные серии о боях в космосе с применением лазерных устройств, атомных бомб и т.д. ...
Не внове для кино Запада и искажение истории второй мировой войны и фашизма.
В 70-е годы в кинематографической прессе прошли дискуссии по поводу фильмов «Лакомб Люсьен» французского режиссера Луи Малля и «Ночной портье» итальянского режиссера Лилианы Кавани. В этих фильмах делался далеко идущий вывод — природа фашизма, оказывается, заключена в самой личности человека: он готов либо творить насилие, либо подчиняться насилию. В фильмах такого рода — а их вышло немало — фашизм из категории политической и социальной превращался в некий садо-мазохистский комплекс, якобы присущий каждому человеку, но проявляющийся в зависимости от обстоятельств. ...
Фильм «Ночной портье» создай сравнительно давно.
Позже Лилиана Кавани поставила фильм «По ту сторону добра и зла» — о жизни Ницше.
На Каннском фестивале 1981 года был показан фильм Лилианы Кавани «Кожа». Он идет и сейчас на экранах Запада, вызывая дискуссию в прессе.
Поставленный по роману известного итальянского писателя Курцио Малапарте, фильм повествует о первых месяцах наступления американских войск в Италии. Режиссер взяла лишь ряд мотивов этого многопланового романа, впрочем, не лишенного декадентских черт.
По внешним признакам в фильме немало критических стрел, направленных против американцев. Придя в Италию, они увлечены не ведением боевых действий против гитлеровцев, а разного рода спекулятивными махинациями да развлечениями с прости*утками, в обилий появившимися в Неаполе.
И генерал — его играет знаменитый американский актер Берт Ланкастер — закрывает глаза на то, что исправный танк «Шерман» распродают по деталям спекулянты. Некий проходимец, выдающий себя за бойца Сопротивления, предлагает генералу казнить спрятанных у него немецких солдат и выдать их за захваченных в бою. Разгул, спекуляция, разврат.
Да, все это показано в фильме. Но... Дело в том, что антиамериканизм фильма — лишь нехитрый камуфляж. Американцы представлены как грубая, но здоровая сила, с легкостью преодолевающая трудности, как люди, способные на благородные поступки,— они спасают людей во время землетрясения, юноша-лейтенант влюбляется в девушку, которой торгует отец...
Что же, и здесь как будто бы нет ничего необычного — разве мало в американском народе людей достойных и смелых. Но дело в том, что итальянцы — все, без различия социального положения,— представлены как гниющая, разлагающаяся, деградирующая толпа. Они не способны к какому-либо созиданию. Их удел — спекулировать, прости*уировать, морально разлагаться.
Поэтому в фильме такое большое место занимает изображение орги* го*****листов, куда приводит главный герой фильма, писатель (его играет Марчелло Мастроянни), жену американского сенатора. Поэтому становится центральным мотив «некрофилии» — культ смерти и самых мерзких извращений. Антифашистов, борцов Сопротивления здесь нет и быть не может, а если они показаны, то это приспособленцы, жулики, извращенцы. ...
Фильм Лилианы Кавани как бы воинственно направлен и против неореализма и против гуманистического искусства вообще. Да, собственно, она и не скрывает этого. ...
Что ж, это правда. Цинизма в этой картине более чем достаточно, как, впрочем, и во многих сотнях других лент, созданных в последние годы на Западе.
Дело дошло до того, что в 70-е годы американской кинокомпанией с участием ФРГ был создан фильм «Штайнер — Железный крест» (режиссер Сэм Пекинпа), открыто прославляющий гитлеровский вермахт.
В центре сюжета — обаятельный, «гуманный» и бесстрашный гитлеровский унтер-офицер. Недавно на экранах США и Европы появился новый фильм, прославляющий подвиги мужественного Штайнера — его в обеих лентах играет известный американский актер Джеймс Кобурн, специализировавшийся в прошлом на ролях ковбоев, то есть персонажей априори положительных.
Таким образом, лучшие антифашистские фильмы социалистического реализма, а также фильмы на эту тему прогрессивных художников-реалистов капиталистических стран вступают в бескомпромиссный идеологический спор с теми кинокартинами, в которых либо преднамеренно искажается и извращается история второй мировой войны, либо при помощи современных буржуазных философских теорий деформируется само понятие фашизма, либо, как это делают «новые философы» и их поклонники в сфере кино, под видом критики фашизма оплевываются демократические движения, коммунизм, великие гуманистические ценности.
В такого рода фильмах проявляется стремление американских киномонополий не только захватить в свои руки или поставить под свой контроль кинопроизводство и кино- прокат в странах Западной Европы, где имеются большие традиции национального реалистического и гуманистического киноискусства, но и полностью ликвидировать национальные кинематографии либо привести их «к общему знаменателю», подчинив голливудским идейно-эстетическим установкам. ...
Можно привести огромное количество примеров изощренного коварства наших идейных противников, пытающихся использовать самое могучее средство воздействия на массы — кино- и телеэкран, а также киноведение и кинокритику в своих классовых целях. ...
Известен целый ряд кино- и телефильмов, искажающих историю нашей страны, призванных «опровергнуть» историческую необходимость Октября, кровную связь большевистской партии с массами («Николай и Александра» и др.).
На международных кинофестивалях, а затем в широком прокате не так давно шел американский фильм «Охотник на оленя» режиссера Майкла Чимино, в котором давалась искаженная картина американской агрессии в Индокитае.
Клинт Иствуд — один из самых популярных американских актеров, специализировавшийся на амплуа ковбоев, гангстеров, шерифов. Он начал в 60-е годы в Европе с участия в «спагетти-вестернах», приключенческих фильмах из жизни Дикого Запада, изготовленных не в Голливуде, а в Риме. Он играл в таких известных картинах, как «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой», квалифицированно поставленных Серджио Леоне.
Позже Иствуд работал в Америке, и его фильм «Грязный Гарри», о гангстере, имел большой кассовый успех.
Перешагнув свое пятидесятилетие, Клинт Иствуд решил испытать себя в режиссуре. Один из последних его фильмов, «Огненный лис», имеет открыто политический, агрессивный, антисоветский характер.
Клинт Иствуд играет американского летчика, имевшего вьетнамский опыт, но теперь отдыхающего на покое. И вот Генеральный штаб НАТО решает поручить ему секретную миссию — тайно пробраться в Советский Союз и похитить секрет нового самолета с кодовым наименованием «Огненный лис», который может сбивать любые ракеты и подчиняется лишь командам, отданным мысленно. И вот летчик Митчел в Москве — здесь и происходят самые невероятные похождения с участием «красных агентов», «диссидентов» и т. д. и т. п., а в конце концов Клинт Иствуд — Митчел, несколько раз меняя свою внешность, как полагается в вестерне, оказывается победителем и угоняет «Огненный лис».
Что это? Еще один «Джеймс Бонд» в добавление к десятку супербоевиков о приключениях секретного агента 007? Но бесстрашный защитник западной цивилизации совершал свои подвиги по большей части в фантастических ситуациях — в космосе, под водой. Он тоже боролся с «красными», но изображенными, скорее, в абстрактно-фантастической оболочке.
Здесь — стремление к конкретности. Такой же характер носит и другой шумно рекламируемый фильм — «Энигма» режиссера Ж. Шварца, известного постановкой второй серии фильма «Челюсти». В главной роли здесь занят американский актер Мартин Шин, ставший известным после фильма Ф. Копполы «Апокалипсис наших дней». «Энигма» — это по-латыни «загадка», и все в этом фильме построено на загадочных хитросплетениях сюжета, развернувшегося в Берлине, куда проникает агент ЦРУ, чтобы похитить шифровальную машину в Советском посольстве.
Одновременно на экранах появился фильм «С попутным ветром на Запад» известного американского режиссера Гилберта Манна, направленный против Германской Демократической Республики.
А рядом еще один клеветнический фильм, «Человек из Праги», авторы которого пытаются «проиллюстрировать» известный тезис американской администрации о «терроризме», якобы исходящем из социалистических стран.
Привлечение крупных, высокооплачиваемых актерских и режиссерских сил к киноизделиям такого рода — новое в стратегии Голливуда, развернувшего невиданную по масштабности экранную агрессию, направленную против стран социалистического содружества, против мира и гуманизма.
Нельзя не сделать вывод, что кино и телевидению в капиталистических странах, и прежде всего в США, удалось фронтально повлиять на массовое сознание и во многом извратить элементарные нравственные нормы, извечные представления о добре и зле» (Баскаков, 1985: 3-26).
Баскаков В. Экранная агрессия // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 9. М.: Искусство, 1985. С. 3-26.