Герберт Джордж Уэллс родился в 1866 году, т.е. через два года после первого тиража "Путешествие к центру Земли" и через год после опубликования "С Земли на Луну" Жюля Верна. И если второй начал эпоху Научной романтики, то первый, Герберт Уэллс, привел эту эпоху к красивому финалу и началу "Эпохи радия" в научной фантастике!
По мнению Джеймса Э. Ганна, одним из главных вкладов Уэллса в жанр научной фантастики был его подход, который он называл «новой системой идей». По его мнению, автор всегда должен стремиться сделать историю как можно более правдоподобной, даже если и писатель, и читатель знают, что некоторые элементы невозможны, позволяя читателю принять идеи как нечто, что действительно может произойти, что сегодня называют «правдоподобным невозможным» и «отстранением от неверия». Хотя ни невидимость, ни путешествия во времени не были новинкой в спекулятивной фантастике, Уэллс добавил чувство реализма к концепциям, с которыми читатели не были знакомы. Он придумал идею использования транспортного средства, позволяющего оператору целенаправленно и выборочно перемещаться во времени вперед или назад.
Итак, пробежимся по некоторым невероятным творениям конца 19 века гения Герберта Уэллса!
Первым номером, конечно, нужно вспомнить роман 1895 года "Машина Времени".
Сам термин «машина времени», придуманный Уэллсом, почти повсеместно используется для обозначения такого транспортного средства.Он объяснил, что во время написания «Машины времени» он понял, что «чем более невозможную историю я должен рассказать, тем более обыденной должна быть обстановка, а обстоятельства, в которые я теперь поместил Путешественника во времени, - это все, что я мог себе представить из комфортных условий солидного высшего класса». По «закону Уэллса», научно-фантастический рассказ должен содержать только одно экстраординарное предположение. Поэтому в качестве оправдания невозможного он использовал научные идеи и теории. Наиболее известное высказывание Уэллса об этом «законе» содержится в предисловии к сборнику его произведений, опубликованному в 1934 году:
"Как только волшебный трюк сделан, все дело писателя-фантаста заключается в том, чтобы сохранить все остальное человеческим и реальным. Прикосновения к прозаическим деталям обязательны, как и строгое следование гипотезе. Любая лишняя фантазия, выходящая за рамки кардинального допущения, сразу же придает изобретению оттенок безответственной глупости"
В этой истории нашли отражение социалистические воззрения самого Уэллса, его взгляд на жизнь и изобилие, а также современное беспокойство по поводу производственных отношений. На него также повлияли теории Рэя Ланкестера о социальном вырождении, и многие элементы он разделяет с книгой Эдварда Булвера-Литтона «Врил, сила грядущей расы» (1871). Также считается, что раса элоев Уэллса имеет много общего с работами других английских социалистов, в первую очередь Уильяма Морриса и его работой «Новости из ниоткуда» (1890), в которой деньги изображаются как не имеющие никакого значения, а работа - лишь формой удовольствия. Другие научно-фантастические произведения того периода, включая роман Эдварда Беллами «Взгляд назад: 2000-1887» (1888) и более поздний фильм «Метрополис» (1927), затрагивали схожие темы. В своей более поздней переоценке книги, опубликованной в 1931 году в качестве предисловия к «Машине времени», Уэллс написал, что текст «прожил столько же, сколько обрамленный бриллиантами безопасный велосипед, который появился примерно в день его первой публикации», и «уверен, что он переживет его», подтверждая силу книги.
В 1896 году публикуется роман "Остров доктора Моро" - классическое произведение ранней научной фантастики и остается одной из самых известных книг Уэллса. Роман является самым ранним изображением научно-фантастического мотива "возвышения", в котором более развитая раса вмешивается в эволюцию животных, чтобы вывести последних на более высокий уровень интеллекта.
Во время публикации романа в 1896 году в Европе все чаще обсуждалась перспектива вырождения человеческой расы. Растущая неприязнь к вивисекции животных привела к созданию таких групп, как Национальное антививисекционное общество в 1875 году и Британский союз за отмену вивисекции в 1898 году. В «Острове доктора Моро» отражены этические, философские и научные проблемы и противоречия, вызванные этими темами и идеями дарвиновской эволюции, которые так разрушали социальные нормы в конце 1800-х годов.
В своем предисловии к «Сочинениям Уэллса, том 2, Атлантическое издание» (1924) Уэллс объясняет, что «Остров доктора Моро» был вдохновлен судебным процессом над Оскаром Уайльдом.
«Остров доктора Моро» был написан в 1895 году и начат в то время, когда «Чудесный визит» был еще в работе. Это теологический гротеск, и влияние Свифта в нем очень заметно. В то время проходил скандальный судебный процесс, на котором безжалостно и жалко погиб гениальный человек, и эта история стала ответом творческого ума на напоминание о том, что человечество - это всего лишь животное, грубо обструганное до разумных форм и находящееся в вечном внутреннем конфликте между инстинктом и законами. Эта история воплощает в себе этот некий идеал, но, кроме этого воображаемого воплощения, она не имеет аллегорического характера. Она написана лишь для того, чтобы придать как можно больше яркости этому представлению о людях как о изрезанных, запутавшихся и измученных зверях. Когда читатель перейдет к чтению трудов по истории в этом сборнике, он найдет ту же картину человека как переделанного животного уже не в виде яркой карикатуры, а в виде взвешенного и обоснованного убеждения.
Не знаю как сейчас, но в годы моего детства, всяк ребенок знал о Человеке невидимке!
Роман "Человек-невидимка" появился в 1897 году и в отличии от двух предыдущих, что мы вспомнили, он был написан не от первого, а от третьего лица.
В 1890-х годах детская литература была одним из самых заметных жанров. По словам Джона Сазерленда, Уэллс и его современники, такие как Артур Конан Дойл, Роберт Луис Стивенсон и Редьярд Киплинг, «по сути, писали мальчуковые книги для взрослых». Сазерленд называет «Человека-невидимку» одной из таких книг. Уэллс говорил, что вдохновением для создания повести послужили «Страсти по невидимости», одна из баб-баллад У. С. Гилберта, в которой есть двустишие «Старый Питер исчез как пуля, но не исчез его костюм». Еще одно влияние на «Человека-невидимку» оказала «Республика» Платона - книга, которая оказала значительное влияние на Уэллса, когда он читал ее в подростковом возрасте. Во второй книге «Республики» Глаукон пересказывает легенду о кольце Гигеса, в которой утверждается, что, если бы человек стал невидимым и мог действовать безнаказанно, он бы «ходил среди людей с могуществом бога». Уэллс написал первоначальную версию этой истории в период с марта по июнь 1896 года. Эта версия представляла собой рассказ из 25 000 слов под названием «Человек в экипаже и лошади», которым Уэллс остался недоволен и переписал его.
"И все же через космическую пропасть умы, которые по отношению к нашим умам - как мы по отношению к умам вымирающих зверей, умы колоссальные, холодные и бесчувственные, смотрели на эту землю завистливыми глазами и медленно и верно строили свои планы против нас."
"Война миров" - лично у меня этот роан 1898 года был зачитана до дыр на страницах!
Во второй половине 1880-х годов Уэллс получил специальность преподавателя естественных наук. Одним из его учителей был Томас Генри Хаксли, один из видных сторонников дарвинизма. Впоследствии Уэллс преподавал естественные науки, а его первой книгой стал учебник по биологии. Многие из его работ отличаются тем, что делают современные идеи науки и техники легко понятными.
Научная тематика романа заложена уже в первой главе. Рассказчик рассматривает Марс в телескоп, и Уэллс предлагает образ совершенных марсиан, наблюдающих за деятельностью человека, словно за крошечными организмами в микроскоп. В августе 1894 года французский астроном сообщил о наблюдении «странного света» на Марсе. Уэллс использовал это наблюдение для начала романа, представив, что эти огни - запуск марсианских цилиндров в сторону Земли.
Итальянский астроном Джованни Скиапарелли в 1878 году наблюдал на Марсе особенности, которые он назвал canali (по-итальянски «каналы»). В 1895 году американский астроном Персиваль Лоуэлл в своей книге «Марс» предположил, что это могут быть ирригационные каналы, построенные разумной формой жизни для поддержания существования на засушливом, умирающем мире. В романе также рассматриваются идеи, связанные с естественным отбором Чарльза Дарвина.
В 1896 году Уэллс опубликовал эссе «Разум на Марсе» в журнале Saturday Review, изложив идеи о жизни на Марсе. Уэллс рассуждает о природе марсианских обитателей и их эволюционном прогрессе по сравнению с людьми. Эти идеи почти без изменений используются в «Войне миров».
Уэллс также представил, как жизнь могла бы развиваться во враждебных условиях, подобных тем, что существуют на Марсе. У существ нет пищеварительной системы, нет придатков, кроме щупалец, и для выживания они вливают в свои вены кровь других существ. Уэллс писал за несколько лет до того, как Карл Ландштейнер открыл три группы крови человека (О, А и В) и показал, как сложно переливать кровь даже людям с несовместимыми группами крови.
Роман антиутопия "Когда спящий проснется" вышел в 1899 году и рассказывает нам о человеке, который проспал 203 года и проснулся в полностью преобразившемся Лондоне конца 21-начала 22 века, в котором он стал самым богатым человеком в мире. Главный герой просыпается и видит, что его мечты сбылись, а будущее открылось ему во всех его ужасах и уродствах.
Этот роман я прочитал с уже полным пониманием будучи достаточно взрослым и уже после событий 1991-1993 годов.
Среди главных тем - социализм, измена революции и то, как элита может манипулировать населением как с помощью угнетения и обнищания, с одной стороны, так и с помощью технологий и предоставления удовольствий - с другой. В этом отношении в книге присутствуют элементы, которые позже будут рассмотрены как в «О дивном новом мире» Олдоса Хаксли, так и в «1984» Джорджа Оруэлла.
Помимо всем знакомого Герберта Уэллса, я бы хотел представить широкой публике еще одно имя, которое, к сожалению, не так известн современным почитателям научной-фантастики.
В 1898 году американский астроном и писатель Гаррет П. Сервисс публикует свой научно-фантастический роман "Завоевание Марса Эдисоном". Роман был написан как продолжение «Истребителей с Марса», сильно измененной и за неизвестным авторством версии Уэллса «Война миров» 1897 года. Эта книга вошла в историю научной фантастики благодаря использованию в ней тем и мотивов, которые впоследствии стали основными в жанре.
Главным героем книги является Томас Эдисон, хотя ни Эдисон, ни Уэллс не принимали участия в ее создании (хотя в издании 2010 года, выпущенном канадским издательством Apogee Books, есть пометка «написано в сотрудничестве с Эдисоном»). Действие романа происходит после разрушительного нападения марсиан, о котором шла речь в предыдущем рассказе, и Эдисон возглавляет группу ученых, разрабатывающих корабли и оружие, включая дезинтеграционный луч, для защиты Земли. Эдисон и компания сражаются с пришельцами в космосе и на Марсе, в итоге вызывая потоп, который повергает врага и заставляет прекратить военные действия. Сервисс вписал себя в сюжет в качестве профессора, с которым Эдисон консультируется; также появляются такие ученые, как Эдвард Эмерсон Барнард, лорд Кельвин, Вильгельм Рентген и Сильванус П. Томпсон, и главы государств, такие как королева Виктория, президент США Уильям Маккинли, кайзер Вильгельм II и император Муцухито.
Это была первая проба Сервиса в фантастике, книга была опубликована серийно в журнале «Нью-Йорк джорнэл». Сервисс продолжил писать другие научно-фантастические истории, что, возможно, сделало его первым американцем, профессионально пишущим научную фантастику. Ранний пример того, что позже назовут космической оперой. Книга содержит несколько заметных «первых» эпизодов в научной фантастике: похищения инопланетянами, скафандры (так называемые «герметичные костюмы»), инопланетяне, строящие пирамиды, космические сражения, кислородные таблетки, добыча астероидов и дезинтеграционные лучи.
Ракетостроитель Роберт Годдард читал книги Эдисона «Покорение Марса» и «Истребители с Марса» и считает, что они помогли ему сформировать интерес к разработке ракет для межпланетных исследований.
Эдвард Гимон утверждает, что «Покорение Марса» Эдисона оказало влияние на «Миф Ктулху» Г. П. Лавкрафта, в частности, благодаря использованию древних инопланетных образов - массивных руин, построенных пришельцами.
Лично мной переведен более поздний роман "Второй потоп" - https://www.litres.ru/book/garrett-patmen-serviss/vtoroy-potop-67969922/
Засим прощаюсь на некоторое время, ваш Дионисий!