Найти тему

Начало эпохи научной романтики в литературе

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".
Эта эпоха началась примерно с середины шестидесятых годов XIX века и продолжалась до начала XX века. Краеугольный камень в фантастику заложил известный французский писатель Жюль Верн (1828-1905 гг).

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-2

В этой статье я хотел бы напомнить всем любителям фантастики и просто хорошей литературы названия тех книг, что легли в основу нашего любимого жанра. Конечно, это в основном книги знаменитого француза, но я приведу несколько примеров книг в жанре "научный роман" от его "конкурентов".
Итак - лучшие книги первого десятилетия научного романа!

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-3

"Путешествие к центру Земли" (фр. Voyage au centre de la Terre), также переводимый под вариантом „Путешествие в недра Земли“, - классический научно-фантастический роман Жюля Верна. Впервые он был опубликован на французском языке в 1864 году, а затем переиздан в 1867 году в переработанном и дополненном виде. Профессор Отто Лиденброк - центральная фигура романа, эксцентричный немецкий ученый, который верит в существование вулканических труб, доходящих до самого центра Земли. Он, его племянник Аксель и их исландский проводник Ханс спускаются в знаменитый неактивный вулкан Исландии Снайфедльсйёкюдль, а затем сталкиваются со множеством опасностей, включая обвалы в пещерах, приполярные торнадо, подземный океан и живых доисторических существ из мезозойской и кайнозойской эр (в пересмотренное издание 1867 года был добавлен дополнительный доисторический материал в гл. 37-39). В конце концов троих исследователей извергает обратно на поверхность действующий вулкан Стромболи, расположенный на юге Италии.

Категория подземной фантастики существовала задолго до Верна. Однако отличительной чертой его романа стала хорошо проработанная викторианская наука и изобретательный вклад в научно-фантастический поджанр путешествий во времени - новаторство Верна заключалось в концепции доисторического царства, все еще существующего в современном мире. "Путешествие" вдохновило многих последующих авторов, включая сэра Артура Конан Дойла в его романе „Затерянный мир“, Эдгара Райса Берроуза в его серии „Пеллюсидар“ и Дж. Р. Р. Толкиена в „Хоббите“.

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-4

"От Земли до Луны: Прямой путь за 97 часов 20 минут" (фр. De la Terre à la Lune, trajet direct en 97 heures 20 minutes) - роман Жюля Верна 1865 года. В нем рассказывается о Балтиморском оружейном клубе, обществе любителей оружия, возникшем после Гражданской войны в Америке, и их попытках построить огромную пушку «Колумбиада» и запустить в снаряде трех человек - президента оружейного клуба, его филадельфийского конкурента-оружейника и французского поэта - с целью высадки на Луну. Пять лет спустя Верн написал продолжение под названием «Вокруг Луны».

Роман Верна не был первым литературным произведением, повествующим о путешествии на Луну; до этого были: «Правдивая история» Лукиана (II век н. э.), «Человек на Луне» Фрэнсиса Годвина (1638), «Комическая история государств и империй Луны» Сирано де Бержерака (1657), роман Джона Уилкинса «Открытие мира на Луне» (1638) и «Путешествия Милорда Сетона по семи планетам, или Новый наставник Мари-Анн Робер», вышедший в Париже в 1756 году.

Эта история примечательна тем, что Верн попытался произвести приблизительные расчеты требований к пушке, и, учитывая сравнительную нехватку эмпирических данных по этому вопросу в то время, некоторые из его цифр оказались удивительно точными. Однако его версия космической пушки для неракетного старта оказалась непрактичной для безопасных полетов человека в космос, поскольку для достижения скорости убегания и ограничения ускорения до приемлемых для пассажиров пределов потребовался бы гораздо более длинный ствол.

Персонаж Мишеля Ардана, французского члена партии в романе, был вдохновлен реально существовавшим фотографом Феликсом Надаром.

В 1889 году Верн написал второе продолжение романа, «Покупка Северного полюса», в котором члены Оружейного клуба (во главе с Дж. Т. Мастоном) планируют использовать «Колумбиаду» для изменения наклона Земли, чтобы сделать минеральные богатства арктического региона доступными для разработки.

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-5

Роман "Двадцать тысяч лье под водой" (фр. Vingt Mille Lieues sous les mers) был опубликован с марта 1869 по июнь 1870 года в двухнедельном периодическом издании Пьера-Жюля Гетцеля «Magasin d'éducation et de récréation». Роскошное издание формата октаво, выпущенное Гетцелем в ноябре 1871 года, включало 111 иллюстраций Альфонса де Нёвиля и Эдуарда Риу. Книга получила широкое распространение после выхода и до сих пор остается таковой; она считается одним из главных приключенческих романов и одним из величайших произведений Верна, наряду с «Вокруг света за восемьдесят дней» и «Путешествием к центру Земли». Изображение подводного корабля капитана Немо «Наутилус» считается опережающим свое время, поскольку точно описывает многие особенности современных подводных лодок, которые в 1860-х годах были сравнительно примитивными судами. Жюль Верн увидел модель французской подводной лодки «Плонжер» на Всемирной выставке 1867 года, которая вдохновила его на написание романа.

Название романа относится к расстоянию, а не к глубине, пройденной под различными морями: 20 000 метрических лиг (80 000 км, более 40 000 морских миль), что почти в два раза больше окружности Земли.

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-6

Роман «Вокруг Луны» (фр. Autour de la Lune, 1869) является продолжением романа Жюля Верна «С Земли на Луну», написанного в 1865 году. Это научно-фантастическая повесть, продолжающая начатое в первом романе путешествие на Луну. Более поздние английские издания иногда объединяли эти два произведения под названием «С Земли на Луну и вокруг нее».

Романы «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» послужили основой для фильма 1902 года «Путешествие на Луну».

Сюжет:
Выпущенный из гигантской космической пушки «Колумбиада» пулеобразный снаряд Балтиморского оружейного клуба вместе с тремя пассажирами - Барбикейном, Николом и Мишелем Арданом - начинает пятидневное путешествие на Луну. Через несколько минут после начала путешествия в нескольких сотнях ярдов от них пролетает небольшой яркий астероид, но не сталкивается со снарядом. Астероид был захвачен гравитацией Земли и превратился во вторую Луну.

В течение оставшейся части путешествия трое путешественников переживают ряд приключений и злоключений, включая избавление от тела собаки через иллюминатор, опьянение газами и расчеты, которые на короткое время приводят их к мысли, что они должны упасть обратно на Землю. Во время последней части путешествия выясняется, что гравитационная сила, возникшая в результате столкновения с астероидом, заставила снаряд отклониться от курса.

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-7

Снаряд выходит на лунную орбиту, а не приземляется на Луну, как планировалось изначально. Барбикейн, Ардан и Николл начинают географические наблюдения с помощью оперных очков. Затем снаряд опускается над северным полушарием Луны и попадает в ее тень. Он погружается в сильный холод, а затем снова выходит на свет и тепло. Затем они начинают приближаться к южному полушарию Луны. С безопасного снаряда открывается захватывающий вид на Тихо, один из самых больших кратеров на Луне. Трое мужчин обсуждают возможность существования жизни на Луне и приходят к выводу, что она бесплодна. Снаряд начинает удаляться от Луны в сторону «мертвой точки» (место, где гравитационное притяжение Луны и Земли становится равным). Мишелю Ардану приходит в голову идея использовать ракеты, закрепленные на дне снаряда (которые они первоначально собирались использовать для смягчения удара при посадке), чтобы направить снаряд к Луне и, как он надеется, заставить его упасть на нее, тем самым выполнив свою миссию.

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-8

Когда снаряд достигает точки нейтрального притяжения, ракеты запускаются, но уже слишком поздно. Снаряд начинает падение на Землю с расстояния 260 000 километров (160 000 миль) и должен удариться о Землю со скоростью 185 400 км/ч (115 200 миль/ч), то есть с той же скоростью, с которой он покинул устье Колумбиады. Казалось бы, для Барбикейна, Николла и Ардана потеряна всякая надежда. Четыре дня спустя экипаж корабля ВМС США «Саскуэханна» замечает яркий метеор, падающий с неба в море. Это оказывается возвращающийся снаряд. Начинается спасательная операция по подъему капсулы с глубины 6096 м (20 000 футов) с помощью водолазных колоколов и грейферных клешней с паровым двигателем. После нескольких дней бесплодных поисков все надежды потеряны, и спасатели отправляются домой. На обратном пути наблюдатель замечает странный светящийся буй. Только тогда спасатели понимают, что полый алюминиевый снаряд обладал положительной плавучестью и, следовательно, должен был всплыть после удара. Буй» оказывается снарядом, а трое мужчин, находившихся внутри, живы и здоровы. Им устраивают пышные торжества по случаю возвращения на родину как первым людям, покинувшим Землю.

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-9

Кирпичная луна Эдварда Эверетта Хейла первоначально появилось как «Кирпичная луна», журнал «The Atlantic Monthly», октябрь-ноябрь-декабрь 1869 г. и «Жизнь на Кирпичной Луне», журнал «The Atlantic Monthly», февраль 1870 г.

Первый искусственный спутник Земли

В «Исследователях бесконечности», посвященной истории пионеров научной фантастики, Сэм Московиц посвящает часть увлекательной главы «История реального спутника Земли» творчеству Константина Циолковского и Германа Оберта, Курда Лассвица и А. Н. Гончарова. Но перед всеми ними он отдает первенство Эдварду Эверетту Хейлу за «Кирпичную Луну» 1869 года.
В духе эпохи история Хейла следует за романом Жюля Верна о Балтиморском оружейном клубе в «Путешествии с Земли на Луну» (1865), в котором прекрасно показано, как можно продвигать, финансировать и строить практическую экспедицию в космос. Главными героями Хейла изначально движет желание установить пространственный меридиан, чтобы морские суда могли определять свою долготу (градусы востока или запада) и избежать слишком частых кораблекрушений из-за навигационных догадок.
Сэм Московиц включил «Кирпичную луну» с кратким предисловием в «Шедевры научной фантастики», антологию-компаньон к «Исследователям бесконечности». Университет Вирджинии сохранил электронный текст «Кирпичной луны».

Пророчество, юмор, многословие

Эдвард Эверетт Хейл (1822-1909) известен сегодня в основном благодаря роману «Человек без страны». Он был внучатым племянником выдающегося политического деятеля Эдварда Эверетта (1794-1865), чья двухчасовая речь в Геттисберге запомнилась исключительно благодаря контрасту с краткостью двухминутного «Геттисбергского обращения» Авраама Линкольна. К сожалению, «Кирпичная луна» страдает подобной ветреностью.

«Кирпичная луна» - это серьезная история. Многие из его научных идей явно не соответствуют действительности, но другие почти чудесным образом близки к цели. Как художественная литература, «Кирпичная луна» читается легко, но, как и большинство работ Хейла, она была бы обречена на литературное забвение, если бы не была столь образно пророческой.
На самом деле «Кирпичная луна» полна юмора: немного по отношению к самому спутнику, много по другому поводу, к которому мы вскоре перейдем. Концепция рассматривается серьезно, как, например, острое осознание Хейлом тепла от атмосферного трения; но есть и много юмористических штрихов.

Самым удивительным фактом в рассказе Хейла о космическом спутнике является то, что до выхода в 1953 году «Острова в небе» Артура К. Кларка это был самый длинный рассказ, когда-либо написанный исключительно на тему земного спутника. Ведь, в отличие от писателей и ученых, которые пришли после него, Хейл не привнес идею космической станции как интересную дополнительную мысль. Он посвятил этой теме каждое слово своего рассказа.
Идея космической станции не является частью концепции спутника Хейла. Кирпичная Луна пилотируема, но не является транспортным портом или путевой станцией.

Сандемановская утопия?

Так что же хорошего в «Кирпичной луне», кроме ее пророческого качества? Мне понравилось представление важности долготы для навигации, использование риторики для продвижения проекта, строительство космического корабля из кирпича, а также творческое и забавно асимметричное использование азбуки Морзе для двусторонней связи с экипажем на орбите.
Обитатели Кирпичной Луны представляют собой новое сообщество, сознательно не подчиняющееся земным законам, своего рода «Гармонию на высоте». Здесь лучше всего проявляется юмор Хейла, и даже бессвязная болтовня его рассказчика в конце концов возвращает мелкие детали жизни в земной амбар Дианы, в конце концов, на орбите в пяти тысячах миль над Землей.
В качестве неожиданного примера можно привести сандемановскую христианскую веру, которой придерживался спутник Хейла, а также философского анархиста Уильяма Годвина в молодости и великого физика Майкла Фарадея, в чьих блистательных именах мы можем справедливо объединить темы утопии и науки в «Кирпичной луне».

книга не так давно была переведена на русский язык, по крайней мере, на литресе я ее находил.

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-10

Эдвард Булвер-Литтон известен многим. Это человек, который придумал фразы «погоня за всемогущим долларом» и «перо могущественнее меча». Он подарил нам самую известную из начальных строк - «Была мрачная и бурная ночь», которая породила конкурс фантастики имени Булвера-Литтона. Он был романистом, поэтом, политиком.

Эта фраза «погоня за всемогущим долларом». Она интересна тем, что на самом деле происходит из романа Булвера-Литтона «Врил, сила грядущей расы» (1871 г.), иначе известного как «Грядущая раса».

Это короткая книга, очень похожая на роман Уиллиса Джорджа Эмерсона «Дымный бог» 1908 года. В ней рассказывается о приключении в пещере Полая Земля, где мирно живет допотопная цивилизация, движимая таинственным источником силы под названием Врил.

«...Эта жидкость способна подниматься и дисциплинироваться, превращаясь в могущественнейший орган управления всеми формами материи, одушевленной и неодушевленной. Он может разрушать, как вспышка молнии; но, будучи применен по-другому, он может восполнять или оживлять жизнь, исцелять и сохранять, и на него в основном полагаются при лечении болезней, или, скорее, для того, чтобы дать возможность физической организации восстановить должное равновесие своих природных сил и тем самым вылечить себя».

Итак, «Грядущая раса» - это, несомненно, художественное произведение, но оно имеет странное историческое значение. В свое время она была очень популярна и вдохновила некоторых людей, например Елену Бловацкую, которые приняли ее за истину. Возможно, она даже привела к созданию мифического Общества Врила. Если таковое, конечно, существовало.

Я мог бы дать вам подробное описание подземного царства и его жителей, о которых говорится в книге «Грядущая раса», - гигантских гуманоидов с лицами, похожими на сфинксов, и магических летающих технологий, опять же очень похожих на рассказ Олафа Янсена в «Дымном боге», - но это не самое интересное. На самом деле вы можете прочитать всю книгу бесплатно на Amazon Kindle или в Интернете, если вас это заинтересует.

Гораздо большее внимание привлекает концепция Врила и политические идеологии, представленные в романе. Или тревожные, в зависимости от вашей точки зрения.

«...ни в одном из известных мне языков нет слова, которое было бы точным синонимом Врила. Я бы назвал его электричеством, за исключением того, что оно включает в себя другие силы природы, которым в нашей научной номенклатуре присвоены различные названия, такие как магнетизм, гальванизм и т. д.».

Как рассказывают рассказчику «Грядущей расы» его собеседники, Врил - это мистическая, текучая субстанция, которую можно использовать, казалось бы, для любых целей - создавать, разрушать, освещать их пещеры и питать их технологии. Что еще важнее, после его открытия он положил конец всем конфликтам; он положил конец любой идее превосходства, поскольку им мог владеть каждый.

«Если бы армия встретилась с армией, и у обеих было бы под рукой это средство, оно могло бы привести к уничтожению каждой из них».

Исчезли и формы правления, за исключением существования избранного, хотя и ничем не выделяющегося магистрата. Не все в подземных пещерах под землей владели Врилом, но тех, кто владел, называли Врил-я, и они носили с собой посохи, с помощью которых могли управлять его силой:

«Он полый и имеет в рукоятке несколько упоров, ключей или пружин, с помощью которых его сила может быть изменена, модифицирована или направлена - так что одним способом он разрушает, другим - исцеляет...»

Сам Булвер-Литтон был эзотериком, интересовался такими вещами, как спиритизм и животный магнетизм, и то, как написана «Грядущая раса» (как и «Дымный бог»), может создать у кого-то впечатление, что это пересказ реальных событий.

Как я уже сказал, если вы хотите прочитать «Грядущую расу», вы можете найти ее бесплатно на Amazon. Читать ее довольно трудно, но информация о Вриле и подземной расе многое проясняет в отношении оккультной мифологии и теории полой Земли.

Если говорить о подлинных эпохах научной фантастики, как отдельного жанра литературы со своими особенностями и законами, то первой можно назвать эпоху "научного романа" или "научной романтики".-11

Роман Сэмюэла Батлера «Эревон» (1872) можно смело отнести к лагерю «других викторианцев». Его антиутопический роман - это отчасти научная фантастика, отчасти социальный анализ, отчасти приключенческое фэнтези, отчасти комическая сатира. Как и многие экспериментальные произведения викторианской литературы, он не поддается простой классификации. Является ли он вообще антиутопическим произведением, предтечей таких произведений, как «О дивный новый мир", "Мы" и "Девятнадцать восемьдесят четыре"?

Слово «Эревон» («нигде» задом наперед, или почти задом наперед) должно произноситься как «эр-и-вон», как уточняет Батлер в предисловии, хотя многие, тем не менее, произносят его как «эйр-оун». (Заманчиво предположить, что Джордж Оруэлл, похваливший «Эревон» в 1945 году, вполне мог использовать роман Батлера, когда создавал свой антиутопический роман «Девятнадцать восемьдесят четыре» в Авиагородке номер один. Привлекательная идея, во всяком случае).

Сюжет «Эревона» легко изложить кратко, поскольку роман больше связан с обстановкой, чем с сюжетом. Рассказчик Хиггс и его спутник натыкаются на таинственную землю за горным хребтом (предположительно расположенную где-то в Новой Зеландии). Страна называется Эревон, и все в ней кажется перевернутым по отношению к миру, который Хиггс оставил: преступление лечится, а болезнь наказывается (один из многих аспектов романа, связанных с дарвинизмом), а университеты - это «Колледжи неразумия», где не преподают ничего действительно полезного. То, что мы можем назвать грюндизмом - по сути, викторианское пуританство - является государственной религией, а Иднюрг (перевернутая Грюнди) почитается как богиня.

В самом деле, подобно тому, как Эревон - это «нигде» задом наперед (или почти), многие персонажи (Ирэм, Носнибор) носят имена, которые более привычны в обратном смысле (Мэри, Робинсон), потому что он придуман как зеркало нашего мира, как зеркало викторианского общества. Это мир отражения и перевертывания, подобный другой книге 1872 года (хотя на самом деле она вышла в 1871 году и была лишь датирована на титульном листе), а именно «В зазеркалье» Льюиса Кэрролла.

В своем послесловии к старому потрепанному подержанному изданию «Эревона» Кингсли Эмис отметил, как Батлер рассматривает каждый аспект и институт в романе с двух сторон, даже сатирически высмеивая университеты (как Колледжи неразумия) и церкви (поклонение «миссис Грюнди» в виде Иднюрг). Все всегда взвешивается с двух сторон. Таким образом, «Эревон», строго говоря, не является ни утопией, ни антиутопией, а скорее тем, что можно назвать эквитопией - миром, который взвешивается на весах и не рисуется ни как кошмарный ад на земле (или где-то еще), ни как небесный рай. В «Эревоне» Батлер (известный также романом «Путь всякой плоти») нетерпим к утопиям - в конце концов, по самому их определению и этимологическому происхождению слова, они признают себя слишком хорошими, чтобы быть правдой, - но он не дает нам и полной протооруэлловской обработки.

Тем не менее Батлер критикует ряд идей, которые горячо обсуждались в начале 1870-х годов. Потрясения от книги Чарльза Дарвина «О происхождении видов», опубликованной в 1859 году, все еще ощущались, а за год до выхода «Эревона» появилась работа Дарвина «Происхождение человека», в которой прямо говорилось о нашей эволюции от других приматов и родстве с ними. Викторианская эпоха была также веком машин, «этим железным временем», как незабываемо выразился Томас Карлайл; и один из гениальных штрихов Батлера в «Эревоне» заключается в применении одного к другому. Если дарвинизм сводит все биологические существа к машинам, имеющим материальное, но не духовное значение, то почему бы не применить естественный отбор к самим машинам? Именно поэтому в Эревоне вы не найдете никаких машин. Они были объявлены вне закона, потому что дарвиновский естественный отбор предполагает, что однажды они могут эволюционировать и обрести сознание. Сэмюэл Батлер - не только великий сатирик викторианской эпохи, но и дедушка идеи, лежащей в основе «Терминатора».

Книга «Эревон» забавна, заставляет задуматься, поражает воображение и удивительно легко читается для утопической книги - возможно, именно потому, что, как и основополагающий текст Томаса Мора, она в равной степени является сатирой на идею утопии, как и сама утопическая фантастика.

На сегодня это все. Ваш Дионисий!