Найти тему
Москва памятная

Анна Ахматова и другие замечательные отечественные литераторы память, о которых увековечена в Москве

Оглавление

Продолжение цикла публикаций «Знаки памяти». Начало можно почитать, перейдя по ссылке

Ахматова Анна Андреевна (1889–1966)

Великая русская и советская поэтесса, одна из наиболее значимых фигур в поэзии Серебряного века. Её имя и творчество принято в первую очередь связывать с Санкт-Петербургом, но и Москва для неё не была чужим городом. Главным московским адресом Анны Андреевны стала Большая Ордынка дом 17.

Здесь она во время своих приездов в Москву всегда останавливалась у своих друзей писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшанской, которые фактически стали её семьёй.
Сына Нины Ольшанской от предыдущего брака Алексея Баталова Анна Ахматова любила как родного. По его собственным воспоминаниям именно Анна Андреевна подарила ему «Москвич 401» ставший первым автомобилем страстного автолюбителя. После того как ставший знаменитым молодой актер зажил самостоятельной жизнью Анна Андреевна фактически переселилась в Москву, где жила у Ардовых в комнате, которую они называли Алешиной.

Ныне на фасаде дома можно видеть мемориальную доску, свидетельствующую о данном факте из жизни великой русской поэтессы.

-2

Здесь же во дворе установлен памятник Анне Андреевне работы скульптора Владимира Суровцева.

-3

Данная композиция является скульптурным воспроизведением знаменитого рисунка Модильяни.

-4

Здесь же во дворе можно увидеть портрет Анны Андреевны, выполненный в стиле граффити

-5

Здесь источником вдохновения для художника, имени которого я, к сожалению, не знаю послужил портрет Ахматовой работы Юрия Анненкова

-6

В настоящее время вся обстановка комнаты, в которой проживала Анна Андреевна в квартире Ардовых, воссоздана в Салоне антикварной книги по адресу. Никитский переулок, 4А.

-7

Именно здесь несколько лет назад был открыт московский Музей Анны Ахматовой, хотя конкретно здесь она никогда не проживала.

-8

Уважаемые читатели, если вам интересно творчество Анны Андреевны Ахматовой, хочу предложить вашему вниманию публикацию на канале моего доброго знакомого, скульптора из Санкт-Петербурга Игоря Валентиновича Селиверстова.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942)

-9

Ещё один видный представитель поэзии Серебряного века. Поэт-символист, переводчик и активный участник революционного движения в России.

Уроженец города Шуя Владимирской губернии. В 1884 году был исключен из 7 класса местной гимназии за распространение прокламаций нелегальной партии «Народная воля».
В дальнейшем благодаря усилиям матери с трудом получил аттестат об окончании гимназического курса, но в дальнейшем высшего образования так и не получил, хотя учился в нескольких ВУЗах, но все время бросал занятия, но активно занимался самообразованием. Самостоятельно изучил несколько языков, хорошо знал историю России, философию и конечно литературу. В 90-е годы 19 века становится одним из самых модных и читаемых русских поэтов. Перемежал занятия литературой с активной политической деятельностью.

Известно например, что Бальмонт был одним из организаторов и активных участников студенческих волнений в Санкт-Петербурге в 1901 году. Его стихи печатались в нелегальной ленинской «Искре». В 1905 году по воспоминаниям современников поэт «все дни проводил на улице, строил баррикады, произносил речи, влезая на тумбы».

В 1906 году эмигрировал в Париж. В 1913 году после объявления всеобщей политической амнистии вернулся в Москву. В 1915 году поселился в доме №15 по Большому Николопесковскому переулку рядом с Арбатом.

-10

Этот старинный московский дом известен тем, что в 1836 году здесь бывал Пушкин, навещавший своего приятеля декабриста М. Ф. Орлова, а в 1910–1913 годах проживала М. А. Гартунг, дочь «солнца русской поэзии».
Константин Дмитриевич Бальмонт прожил здесь до 1920 года после чего получив у наркома просвещения А.В. Луначарского разрешения на выезд вместе с семьёй за границу отправился в Париж где умер в 1942 году. Последние годы жизни провел в городке Нуази-ле-Гран под Парижем в приюте «Русский дом» для русских эмигрантов. Похоронен вместе с женой на местном кладбище.

-11

Берковский Виктор Семёнович (1932–2005)

-12

Ученый -металлург, профессор, автор исполнитель. Один из основоположников и популяризаторов жанра авторской песни в нашей стране, автор более 200 песен и романсов, а также музыки к фильмам и театральным спектаклям.

Уроженец города Запорожье. В 1955 году окончил Московский институт стали и сплавов.
До 1962 года работал в родном городе на заводе «Днепроспецсталь», а затем вернулся в Москву, окончил аспирантуру, защитил диссертацию и стал преподавателем родного МИСиСа. В течение двух лет был профессором Индийского технологического института в городе Харагпур. Автор нескольких учебников, по которым и сегодня занимаются студенты металлургических ВУЗов.

Сочинять песни и петь их под гитару Виктор Берковский начал ещё в студенческие годы. Был постоянным участником и членом жюри «Грушинского фестиваля авторской песни».

Многие его песни «пошли в народ» и зажили самостоятельной жизнью. «Гренада», «Лошади в океане», «Альма-матер», «На далёкой Амазонке», «Под музыку Вивальди» и многие другие песни Виктора Берковского и сегодня звучат в компаниях и исполняются с эстрады.

В 1998 году Виктор Семёнович стал одним из основателей и активных участников проекта «Песни нашего века».

Скончался замечательный ученый и бард 22 июля 2005 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

-13

Мемориальная доска Виктору Семеновичу установлена по адресу Земляной вал 52.

-14

Демьян Бедный (1883–1945)

-15

Советский поэт, писатель, публицист и революционный общественный деятель. Член РСДРП(б) с 1912 года. Настоящее имя Ефим Придворов. Известен, как певец революции вообще и мастер воспевания вождей в частности.

Кроме того, был воинствующим атеистом и автором разнузданных антирелигиозных стихов. Самое известное его стихотворение, ставшее народной красноармейской песней «Как родная меня мать провожала» и сегодня часто исполняется подвыпившими гостями на проводах в армию.

Судьба этого человека уникальна во всяком случае для нашей страны.
После революции он фактически стал придворным поэтом особо приближенным к власти. Его произведения печатаются миллионными тиражами, он стал первым гражданским кавалером Ордена Красного знамени, он живет не где ни будь, а в Кремле, по соседству с Лениным, Сталиным и прочими высшими руководителями молодой советской республики.

Однако в начале 30-х годов над головой главного революционного поэта начинают сгущаться тучи. 6 декабря 1930 года Секретариат ЦК ВКП(б) своим постановлением осудил стихотворные фельетоны Бедного «Слезай с печки» и «Без пощады», опубликованные в «Правде» и выразил надежду что в дальнейшем органы партийной печати станут внимательнее рассматривать творчество товарища Бедного.

Далее началась форменная травля вчерашнего небожителя собратьями по перу.
Опального поэта попросили освободить кремлевскую квартиру, и он переселился в старинный московский особняк на Рождественском бульваре 16.

-16

Не знаю в каких уж условиях он там проживал, но известно, что свою огромную библиотеку он по новому месту жительства перевезти не смог и по личному указанию Сталина работать приезжал в Кремль, для чего получил специальный пропуск. По этому адресу товарищ Бедный проживал до 1943 года, о чем свидетельствует мемориальная доска.

-17

И это были отнюдь не лучшие годы его жизни. Судите сами к 1938 году опальный поэт был исключен из Союза писателей и из ВКП(б), с «замечательной» формулировкой «за моральное разложение». Его перестали печатать, но как это ни парадоксально его книги из библиотек не были изъяты, а названные его именем улицы, поселок, город в Пензенской области и арктический архипелаг не были переименованы. Но самое парадоксальное конечно заключается в том, что его не арестовали и не судили. О бывшем флагмане советской литературы ставшем, как считается прототипом Михаила Берлиоза из бессмертного романа «Мастер и Маргарита», просто забыли.

Сразу после начала Великой Отечественной войны запрет на публикации был снят и поэт Ефим Придворов, начинает активно публиковаться под псевдонимом Д. Боевой.
В 1943 году неожиданно для всех и в первую очередь для него самого товарищу Бедному (к этому моменту он вернул свой изначальный псевдоним) предоставили отдельную квартиру в доме по адресу улица Горького дом №8

-18

Его соседями стали Сергей Михалков, Илья Эренбург, Вячеслав Шишков, Юрий Левитан и многие другие знаменитости.
Опять-таки парадокс заключается в том, что никакой официальной реабилитации не было, а квартира в супер элитном доме была о чем свидетельствует мемориальная доска.

-19

Однако долго пожить здесь поэту с неопределенным статусом не довелось. Он скончался 25 мая 1945 года в правительственном санатории от сердечного приступа. Назавтра все центральные газеты опубликовали просторный некролог, который подписали более 60 ведущих советских литераторов. Ещё пару дней спустя, выдающийся советский поэт был торжественно похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища.

-20

Казалось бы, на этом все, но оказывается покойного поэта ждала ещё одна «посмертная опала». В 1950 году был выпущен его посмертный сборник «Избранное», а в 1951 ещё один «Родная армия». В феврале 1952 года очередное постановление ЦК партии призвало считать данные книги идейно вредными, содержащими грубейшие идеологические ошибки. Вот так, ни больше и ни меньше.

Ну и так сказать вишенкой на торте стало посмертное восстановление товарища Демьяна Бедного в КПСС в 1956 году. Наверное сочли жертвой сталинских репрессий

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.