Найти тему

5 марта – день памяти Анны Ахматовой. Скульптурные воплощения великой поэтессы в Санкт - Петербурге

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня пятьдесят седьмая годовщина со дня смерти Анны Андреевны Ахматовой, одной из самых ярких представительниц Серебряного века русской поэзии. Ещё при жизни она была признана классиком русской литературы, но многие её произведения так и не были напечатаны при жизни, и увидели свет лишь спустя много лет после смерти.
С вашего позволения мои уважаемые читатели, я не буду подробно останавливаться на пересказе биографии этой замечательной женщины, а расскажу о скульптурных воплощениях образа Анны Андреевны которые можно увидеть в Санкт – Петербурге и его окрестностях.

Комарово

Прежде всего, хочу сказать несколько слов об этом месте. Название дачного поселка Комарово
во второй половине 80-х годов прошлого века стало известно всему населению бывшего СССР благодаря песне Игоря Николаева на стихи Михаила Танича, которую исполнил Игорь Скляр. Уже по её содержанию становится понятно, что Комарово, это прежде всего место отдыха.
До революции здесь был поселок Келломяки , что в переводе с финского означает Колокольная горка. Когда в этих местах была проложена железная дорога, место стало, как сейчас говорят элитным. К 1917 году в поселке насчитывалось порядка 800 дач принадлежавших таким известным людям того времени, как Матильда Кшесинская, Карл Фаберже, Жорж Борман и многим другим. Местное население составляли этнические финны.
После революции и провозглашения независимости Финляндии местное население покинуло поселок Келломяки и он пришел в полное запустение. Возрождение поселка началось сразу после Великой Отечественной войны. 14 октября 1945 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О постройке дач для действительных членов Академии Наук СССР». На первоначальном этапе предполагалось построить 25 домов со всеми удобствами, один из которых предназначался для Президента Академии Наук СССР, видного русского и советского учёного-ботаника В. Л. Комарова. К сожалению, академику не довелось пожить на роскошной по тем временам даче. Владимир Леонтьевич Комаров скончался 5 декабря 1945 года и был похоронен в Москве. В 1948 году поселок Келломяки был официально переименован в Комарово в честь почившего ученого, а не в честь кровососущих насекомых как многие думают.

Тогда же здесь был построен Дом творчества писателей, и построено несколько дач. Получилось что-то наподобие подмосковного Переделкино.
В 1955 году, когда Ахматова была восстановлена в Союзе писателей, и её стихи начали понемногу печатать, Литфонд предоставил ей в Комарово маленький домик по адресу, улица Осипенко, 3.

 «Моя будка» - как называла Ахматова это место
«Моя будка» - как называла Ахматова это место

За десять лет, которые Анна Андреевна провела в Комарово, здесь перебывал весь цвет творческой интеллигенции. Эти стены видели Дмитрия Лихачева, Лидию Чуковскую, Фаину Раневскую и многих других. Постоянными гостями и помощниками по хозяйству здесь были Евгений Рейн, Иосиф Бродский и другие молодые поэты.

5 марта 1966 года Анна Андреевна скончалась в санатории «Подмосковье» города Домодедово Московской области.
Похоронен на кладбище поселка Комарово.

-3

Стена которую мы сегодня видим на её могиле построена её сыном Львом Гумилевым вместе со своими студентами. По его задумке она должна символизировать стены «Крестов», под которыми его мать провела столько времени в надежде узнать что-то о судьбе сына или мужа. Изначально в стене было «окно» похожее на тюремное, но в дальнейшем скульптор Игнатьев и архитектор Смирнов приняли решение закрыть его барельефом Анны Андреевны.

-4

Свой нынешний вид мемориал приобрел в 1969 году к восьмидесятилетию великой поэтессы.

Памятник Ахматовой на улице Восстания дом 8

-5

В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой скульптор Вадим Иванович Трояновский закончил работу над гранитной скульптурой великой русской поэтессы. Памятник сравнительно небольшой и вместе с постаментом имеет высоту 3 метра.
Хотя как я уже написал выше, работа была окончена в 1989, установить памятник удалось только спустя 2 года. Известный бизнесмен Ю. А. Зорин, сумел пробить разрешение на установку памятника перед зданием школы № 209 (ныне гимназия 209)по адресу улица Восстания дом 8

-6

Летом когда вокруг много зелени и цветов кажется что Анна Андреевна просто присела отдохнуть и послушать щебетание птиц, а вот если вы «придете к ней в гости» где ни будь в середине октября — начале ноября, когда мокрый гранит и свинцовое питерское небо имеют один цвет впечатление совсем иное.

-7

Мы видим женщину, много пережившую, не сломленную, но наглухо закрытую для любви и всех окружающих.

Двор филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

-8

Ещё одна Анна Андреевна Ахматова работы скульптора Вадима Ивановича Трояновского в 2004 году «поселилась» во дворе филологического факультета Университета. Нужно сказать, что место это с моей точки зрения крайне интересное и называется оно «Сад современной скульптуры».
Здесь можно увидеть все, от памятников Ахматовой, Шаламову или Расулу Гамзатову до статуи гоголевского Носа или супер авангардной композиции с названием «Красная Вавилонская Башня техногенной эпохи».

Памятник на Воскресенской набережной

-9

Самый известный на сегодняшний день памятник Анне Ахматовой установлен на Воскресенской набережной (бывшая Робеспьера) между домами 12 и 14.
Место выбрано не случайно. На другом берегу Невы расположена печально знаменитая тюрьмы «Кресты», в которой в 1930-х годах находились в заключении репрессированные её муж и сын, и у стен которой поэтесса провела многие часы в очереди в надежде передать еду и попытаться увидеться с родными. Можно сказать, что она сама указала в своей поэме «Реквием это место

… А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Авторы памятника скульптор Галина Васильевна Додонова и архитектор Владимир Александрович Реппо, как мне кажется, нашли замечательное решение .
Фигура женщины, установленная на высоком постаменте, удаляется от тюрьмы . Но она не может просто так взять и уйти. Она остановилась и оглядывается в надежде, что сын о котором так болит сердце матери смотрит ей вслед

-10

Возможно, это даже не памятник конкретной женщине, Анне Ахматовой, а памятник всем матерям и женам тех кто сидел в «Крестах».
Что она надеется увидеть там, за рекой, где стоит грозное здание из красного кирпича? Свидания с «политическими» не разрешались, зачастую ничего не было известно об их судьбе, приговоре. Женщины Санкт-Петербурга все равно шли к этим стенам, несли передачи, подолгу стояли в очередях и надеялись хоть что-то узнать о близких. И именно им всем посвящена стихотворная строчка на постаменте

-11

Но на памятнике Ахматовой в Санкт-Петербурге — не скорбящая, отчаявшаяся женщина. Понимая свое бессилие, она все-таки не опустила плечи. Скрывая от посторонних взглядов боль, напряжение, она продолжает свой многострадальный жизненный путь.

-12

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи

Творческая мастерская Игоря Селиверстова предлагает заказать монументальную скульптуру в Петербурге. Мы эксперты в создании монументальных композиций для мемориалов, городских улиц, парков и так далее. Работаем с государственными, муниципальными и коммерческими структурами, как в России, так и за рубежом.