Либо приспособишься к тому, кто тебя поймал, либо тебя съедят
Противостоять похитителям и делать все, чтобы сбежать из плена, или подружиться с преступником и противостоять полиции? Если задать такой вопрос, то большинство людей выберут первый вариант ответа. Но никто точно не может предсказать, каким образом поведет себя психика в критический момент. Как показывает практика, некоторые жертвы начинают симпатизировать своим похитителям и разделять их взгляды. Разбираемся, почему так происходит, и рассказываем, как люди со стокгольмским синдромом наладили отношения с преступниками.
В материале рассказываем:
- Что такое стокгольмский синдром;
- Что скрывается за его названием;
- Как возникает стокгольмский синдром и каким образом преступник привязывает к себе жертву;
- Как выжить с похитителем: 3 реальных случая, когда стокгольмский синдром спас от худшего исхода.
Что это такое
Стокгольмский синдром – состояние, когда заложник испытывает сочувствие к похитителю, оправдывает его действия или отождествляет себя с ним.
Это нормальная реакция психики на сильный шок. Термин также используется для определения бессознательной связи, которая установилась у жертвы к насильнику или абьюзеру. Такой способ защиты позволяет пережить тяжелое время в отдельных случаях даже выжить.
Стокгольмский синдром не является психическим расстройством или болезнью. В DSM-5 и МКБ-11 он не входит в список заболеваний.
Люди со стокгольмским синдромом могут испытывать негативные чувства к правоохранительным органам и людям, что попытаются их спасти. Жертва также может добиваться смягчения наказания преступнику и убеждать следствие в его невиновности.
Почему синдром называют «стокгольмским»
В августе 1973 года в Стокгольме вооруженный Ян Эрик Ульссон вошел в местный банк и взял в заложники трех женщин и мужчину. Прибыв на место, сотрудники полиции пытались обезвредить преступника, но у них ничего не вышло. После этого Ульссон вместе с заложниками забаррикадировался в хранилище. Для Швеции 70-х годов этот случай с захватом заложников оказался первым в истории криминалистики. Никто не знал, как следует себя вести, трагедия затянулась на 6 дней.
Во время телефонного разговора с премьер-министром Улафом Пальме Ульссон стал душить одну из заложниц до хрипа. Этим он продемонстрировал, что его угрозы – не пустой звук. Но спустя два дня произошло удивительное: отношения между преступником и заложниками улучшились. Их общение носило дружеский характер, а захваченные стали негативно отзываться о полиции, просили не спасать их и исполнить все требования. Девушки полностью доверяли действиям Ульссона, а заложнику Сафстрому было приятно, что преступник выбрал его для воплощения своей задумки. Ульссон хотел ранить одного из захваченных, чтобы показать властям свою непоколебимость.
28 августа полиции удалось освободить заложников. Захваченные признались, что больше всего опасались штурма полиции. Впоследствии жертвы сохранили теплые отношения с правонарушителями.
Нильс Бейерт, шведский криминалист, помогал полиции во время захвата. Анализируя этот случай, он впервые ввел термин «Стокгольмский синдром».
Причины появления
Такого вида защита возникает у жертвы как реакция на сильный стресс. Чтобы нейтрализовать свои сильные эмоции и не усугублять поступки преступника, заложник неосознанно меняет манеру своей речи и тип поведения. Подстраиваясь таким образом под ситуацию, человек увеличивает свои шансы на выживание. Стоит однако отметить, что не у каждой жертвы возникает стокгольмский синдром.
До сих пор не были полностью изучены причины возникновения такой защиты. Но некоторые исследования отмечают такие:
- Предполагаемая угроза выживанию. Жертвы уверены, что им никто не поможет, а преступник может реализовать угрозы, если они его ослушается.
- Проявление доброты со стороны похитителя. Если жертва видит, что в некоторых случаях преступник проявляет доброту, она начинает цепляться за этот фактор. Например, когда похититель не реализует озвученные угрозы.
- Изоляция от других точек зрения. Жертва физически изолирована от других людей. Это впоследствии приводит к ее деморализации.
- Зависимость от преступника. Это касается случаев, когда похититель удовлетворяет базовые потребности жертвы, например, дает продукты питания.
- Пребывание в тяжелой эмоциональной ситуации в течение продолжительного времени. Анализируя собственное положение, некоторые жертвы могут начать винить себя в произошедшем. Таким способом они пытаются рационализировать насилие, которое им причиняет похититель.
К эмоциональному выгоранию могут привести высокая нагрузка на работе и учебе, плохой сон и питание. Когда времени на отдых не хватает, а дедлайны горят, многие обращаются к напитку ИМБА. В нем содержится 125 мг кофеина на порцию, что значительно выше, чем у баночных энергетиков. Это поможет “запушить” себя в нужный момент и отправиться на отдых со спокойной совестью.
Известные случаи
Событие, произошедшее в Стокгольме, – отнюдь не единственный громкий случай, когда жертва стала испытывать теплые чувства к похитителю. Несколько громких случаев:
- Мэри Макэлрой. В 1933 году 25-летняя дочь Генри Макилроя, политика из Канзас-сити, была похищена из собственного дома четырьмя неумелыми преступниками. Находясь в плену 34 часа, она смогла подружиться с похитителями. Получив выкуп, преступники отпустили девушку, подарили ей букет цветов и оплатили проезд. Позже похитителей все равно поймали, а одного из них приговорили к смертной казни, но затем приговор изменили на пожизненное заключение. Во время расследования Мэри выражала сочувствие семьям похитителей, часто приезжала к ним в тюрьму, пыталась добиться смягчения наказания и чувствовала себя виноватой.
- Патриция Херст. В 1974 году террористическая организация «Симбионистская Освободительная Армия» похитила 19-летнюю Патрицию. СОА хотела развязать партизанскую войну против правительства США и уничтожать «капиталистическое государство». Изначально организация хотела похищением привлечь внимание общественности, но позже девушка добровольно вступила в организацию. Несмотря на то что ранее ее держали связанной и регулярно угрожали. Вместе с преступниками она занималась противоправной деятельностью. Спустя 18 месяцев со дня похищения ФБР арестовало Патрицию и нескольких членов организации. В суде девушка использовала стокгольмский синдром в качестве своей защиты. Но ей это не помогло, и в итоге она была приговорена к 7 годам лишения свободы.
- Наташа Кампуш. В 1998 году Вольфганг Приклопил похитил 10-летнюю Наташу и держал ее в заточении на протяжении восьми лет. За это время она смогла выстроить доверительные отношения с похитителем. Он покупал ей желаемые вещи, читал вслух книги, отмечал праздники, а позже гулял в собственном саду. Но он также наказывал, кричал на нее, наносил тяжелые физические увечья. В 2006 году девочка, воспользовавшись случаем, сбежала из дома Вольфганга к соседке. В этот же день похититель покончил с собой. Наташа, узнав об этом, заплакала. Через несколько лет она выкупила дом, в котором ее удерживали.
⚡Приходилось ли вам сталкиваться со стокгольмским синдромом? Расскажите о своем опыте в комментариях⚡