Мало какой маршал империи мог похвастаться победой такого уровня как победа Даву в сражении при Ауэрштедте 14 октября 1806 года. В этот день маршал завоевал себе место на первой ступени лестницы полководцев Наполеона.
Пруссия опоздала принять участие в боях 1805 года вместе с русскими и австрийцами. А в 1806 году умудрилась встать один на один против Наполеоном. Более стремительного разгрома армии и государства некогда грозной Пруссии и вообразить было нельзя. Вот хроника:
- 6 октября – начало войны;
- 14 октября – сражения при Йене и Ауэрштедте;
- 27 октября – Наполеон вступает в Берлин.
Если бы не Даву, война, скорее всего, всё равно окончилась бы победой Франции. Но возможно не так быстро. Конечно, вы знаете эту истории. Но поговорим о ней еще разок?
Маневры перед сражением
Победа стала результатом тщательно спланированных и быстро осуществленных маневров корпусов Великой армии. Изначально раскиданные на фронте более 100 км они быстро сосредоточились.
Пруссаки же напротив теряли время, не зная, что предпринять. Топтались на месте. Маршировали взад и вперед. Первые стычки 9 октября нагнали на пруссаков страха. Фельдмаршал герцог Брауншвейгский начал отступление.
Но наполеоновские корпуса уже мчались на всех парах. Основные силы Великой армии догоняли пруссаков, желая навязать им сражение. А корпуса Бернадота и Даву обходили противника справа, чтобы отрезать ему путь к отступлению.
Бернадот проплутал где-то в стороне, а 3-й корпус Даву четко вышел в заданную точку. 13 октября он занял Наумбург на правом берегу реки Заале. 14 октября он переправился на левый берег у Кезена и фактически вышел на путь отступления герцога Брауншвейгского.
Расположение и силы сторон
Еще вечером 13 октября маршал успел изучить местность. Он отметил важное положение селения Хассенгаузен и высот рядом с ним. Поэтому утром 14-го первым делом занял эти высоты и само селение. На этой выгодной позиции можно было встретить противника.
Правда, Даву не подозревал, насколько сильного врага будет иметь против себя – главные силы армии Брауншвейгского. Пока в тот же день 14-го числа часть армии пруссаков под командой Гогенлоэ вела бой с армией Наполеона при Йене, герцог Брауншвейгский отступал как раз через Хассенгаузен.
Всего в корпусе Даву было около 27 тысяч человек. Солдаты были прекрасно экипированы – этому обстоятельству маршал всегда уделял повышенное внимание. Они был свежи и достаточно опытны. Артиллерию корпуса составляли 44 орудия.
Кстати, об опыте. Тремя дивизиями 3-го корпуса командовали просто лучшие из лучших дивизионных генералов – Гюден, Фриан и Моран. Все они прошли огонь и воду, воевали с самого начала революционных войн. Прошли путь от офицеров ротного уровня до дивизионных генералов.
Обычно командирам дивизий уделяется мало места в рассказах о наполеоновских войнах (этот рассказ не исключение). Их заслоняют фигуры маршалов. Но право же, маршалы навоевали бы не так много, не имея таких выдающихся командиров более низкого звена.
Герцог Брауншвейгский не имел таких героев, зато имел вдвое большее количество солдат: приблизительно 60 тысяч против 27 тысяч французов. Положение пруссаков осложнялось тем, что они вступали в бой с ходу да еще по частям. Но и французы не сразу ввели в дело все свои силы.
Сражение при Ауэрштедте
Итак, Даву успел занять выгодную позицию, затрудняющую превосходящим силам противника фланговый обход. Поэтому они ломили прямо в лоб на дивизии французов. Те упорно оборонялись.
Атаки пруссаков возобновлялись по мере появления на поле боя новых сил. Оборонительный бой со стороны французов длился часов с 7-8 утра до 11.00.
За это время пруссаки потеряли не только многих солдат, но и своего командующего герцога Брауншвейгского (он был смертельно ранен), а также дивизионного начальника фон Шметтау (тяжело ранен).
Потеря генералов такого ранга окончательно дезорганизовала прусскую армию. Она начала колебаться.
Около 11 часов Даву почувствовал перелом в сражении. Тут он принял важное решение – атаковать самому. Невзирая на численный перевес противника. Три дивизии французов двинулись вперед. Пруссаки дрогнули.
К полудню прусская армия бежала.
Последствия
Корпус Даву потерял в сражении почти четверть своего состава – до 7 тысяч убитыми и ранеными. Оценки прусских потерь разнятся: от 13 до 18 тысяч человек и от 70 до 115 орудий. Впрочем, наверное, можно брать верхнее значение, имея в виду, что это потери не только в ходе самого сражения, но и при отступлении.
В совокупности с выигранным в тот же день Наполеоном сражением при Йене двойная победа окончательно вывела прусскую армию из игры. Пруссаки были настолько деморализованы, что за бесценок сдали все свои крепости. При этом гарнизоны и запасы в них могли позволить держаться по несколько месяцев.
Наполеон признал заслуги Даву и его корпуса. Например, при вступлении французов в Берлин первыми шли победители при Ауэрштедте. В письме маршалу император писал:
«Передайте всем вашим частям и вашим генералам то, что я доволен ими. Они приобрели право на мое вечное уважение и признательность».
Раздавая маршалам титулы, Наполеон в 1808 году пожаловал Даву титул герцога Ауэрштедтского. Но это будет потом, а пока… Пока на сцене наконец появилась русская армия. Начиналась кампания Прейсиш-Эйлау.
Продолжение:
----------------
Все очерки о маршалах Наполеона: