В 2024 году мораторий на проверки ККТ остается в силе (Постановление Правительства № 2140 от 14.12.2023). Однако есть случаи, на которые запрет на проверки не распространяется. Налоговикам может даже не понадобиться физически посещать торговые точки: достаточно получить жалобу от покупателя или проследить за данными онлайн-касс. Малейшее подозрение может побудить инспекторов провести контрольную закупку.
Виды проверок ККТ в условиях моратория
- Контрольная закупка: требуется взаимодействие с владельцем ККТ. Проводится после выездного обследования при наличии оснований. Согласование с прокуратурой не требуется.
- Документарная проверка: требуется взаимодействие с владельцем ККТ. Проводится по решению ФНС. Согласование с прокуратурой требуется.
- Выездная проверка: требуется взаимодействие с владельцем ККТ. Проводится по поручению руководителя или заместителя ФНС. Согласование с прокуратурой требуется.
- Наблюдение: не требуется взаимодействие с владельцем ККТ. Может проводиться в любой момент удаленно. Согласование с прокуратурой не требуется.
- Выездное обследование: не требуется взаимодействие с владельцем ККТ. Может проводиться в любой момент очно. Согласование с прокуратурой не требуется.
Какие сигналы от вашей кассы станут поводом для проверки
- Если фискальные данные отсутствуют в течение 60 календарных дней в автоматизированной информационной системе налоговых органов, несмотря на наличие зарегистрированной контрольно-кассовой техники, это вызывает опасения.
- Если признак расчета «Возврат чека» присутствует в 30 и более процентах от общего количества фискальных документов с признаком расчета «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней, это не считается индикатором риска для ломбардов.
- Аналогично, если кассовые чеки коррекции (бланки строгой отчетности коррекции) составляют 30 и более процентов от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней, это вызывает опасения.
Налоговые органы используют эти три индикатора для дистанционного мониторинга ККТ. Для этого они контролируют расчеты компаний и индивидуальных предпринимателей. Каждый индикатор риска служит сигналом для проведения проверки или других действий в отношении владельца ККТ. Инспектору не нужно проводить дополнительную аналитическую работу или подтверждать полученную информацию, он может сразу приступать к проверке.
Помимо индикаторов риска, ФНС обращает внимание на сигналы клиентов о нарушениях кассовой дисциплины. Такие сигналы поступают из жалоб, в том числе через приложение «Проверки чеков». Проверки инициируются не налоговыми инспекторами, а покупателями. Если покупатель жалуется, что ему не выдали чек в магазине, это может стать поводом для внеплановой проверки со стороны налоговых органов.
Налоговики анализируют обращения и жалобы покупателей для выявления проблемных ситуаций и проводят дистанционный мониторинг кассовых аппаратов. По результатам контролеры определяют владельцев кассовых аппаратов, которым необходимы профилактические визиты, и тех, кто должен пройти внеплановую проверку.
К кому инспекторы придут с проверкой в первую очередь
- Компании или индивидуальные предприниматели, обязанные иметь кассовый аппарат, но не имеющие его. Налоговые инспекторы выявляют таких нарушителей, используя базы данных Федеральной налоговой службы или информацию от других ведомств, имеющих доступ к данным о ведении бизнеса. Однако чаще всего важную роль играют жалобы покупателей. Получив сообщение о том, что покупателю не выдали чек, налоговики инициируют проверку и могут провести контрольную закупку.
- Компании или индивидуальные предприниматели, зарегистрировавшие ККТ, но не применяющие ее. Налоговики часто обнаруживают таких нарушителей после получения жалоб от покупателей на отсутствие чека. Ситуация усугубляется, если эти предприятия ранее привлекались к ответственности за аналогичные нарушения или получали предупреждение от налоговых органов, но проигнорировали его (согласно письму ФНС России от 05.05.2023 № Д-5-20/32).
Наши специалисты готовы помочь Вам проверить кассовое оборудование и программное обеспечение. Также ККМ.Центр предоставляет услуги по настройке, подключению и техническому обслуживанию ККТ. Мы подробно проконсультируем, ответим на Ваши вопросы и поможем подобрать оборудование для бизнеса. Позвоните нам по телефону: 8 (800)2501415 или оставьте заявку на сайте.