Ко мне на консультации часто обращаются родители подростков, которые испытывают трудности в воспитании детей. Особенно сложными детско-родительские отношения становятся в период взросления ребенка. Поэтому хочу вам продемонстрировать упражнение, которое я с большим удовольствием использую в групповой работе с родителями детей подросткового возраста.
Упражнение: «Идеальный подросток» (10 минут)
Материалы: фразы родителя - 6 шт., цветные ленты - 6 шт.
Из числа присутствующих родителей, приглашаются два добровольца.
Один будет "родителем", второй будет "подростком".
Подросток садится на стул.
Здесь предложены 6 фраз, которые говорят родители своим детям. Я попрошу родителя брать карточку с высказыванием и зачитывать ее:
- Хватит ругаться плохими словами, не повышай на меня голос, не смей отговариваться!
- Весь день «сидишь в телефоне»! И чего ты вечно плачешь без причины!
- Почему ты слушаешь только своих друзей? Мама знает лучше!
- Ты опять подрался? Разве можно распускать руки!
- Ты не пришёл домой вовремя! Опять гулял допоздна!
- Хватит страдать из-за него, он тебе не нужен!
Вопрос родителю: Когда вы произносите эту фразу, как это может быть связано с телом ребенка? Выберите ленту и наденьте ее на ту часть тела ребенка, куда направлена эта фраза.
Психолог просит завязывать лентами «каналы воспроизведения»:
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
Душу – чтобы не страдала.
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), психолог обращается к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? – Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
Обращение к родителю:
- Что вы чувствовали, когда произносили эту фразу?
- Что испытывали, когда завязывали "подростка"?
Обращение к «подростку»:
-Как вам сейчас?
-Что хочется сделать?
-Сделайте это.
Рефлексия.
Спасибо за внимание!