Найти в Дзене
av.by

«Его хотели сдать на металлолом!» Олег и Виталий Гапановичи — о своём легендарном КАвЗ-685 1987 года и его удивительной истории

Оглавление

В Минске, да и во всей Беларуси, набирает популярность карспоттинг — поиск интересных и необычных автомобилей во дворах и парковках. Недавно мы тоже устроили такую фотоохоту в столице и нашли довольно классные экземпляры, в том числе много ретроавто.

Ретротехника всегда вызывает какие-либо эмоции, будь то ностальгия, детский восторг или чувство уважения. Но одно дело — наблюдать за подобными авто, другое — ими владеть, их содержать и безусловно любить. Этим нужно по-хорошему «болеть»! И сегодня в объективе камеры не «Запорожец» и не 76-летняя DeSoto… Известные в автомобильных кругах братья Олег и Виталий Гапановичи недавно обзавелись настоящим раритетом — автобусом КАвЗ-685 1987 года. На днях мы встретились с ними, чтобы узнать все подробности истории этого автобуса и даже проверить, каков он в движении!

«На КАвЗ-3976 история капотных автобусов в СНГ фактически закончилась»

Для фотоохоты за интересными авто в Минске мы использовали смартфон Xiaomi 14, благодаря камерам и технологиям которого нам удалось придать фотографиям особый дух, запечатлеть даже мельчайшие детали машин с помощью макросъёмки.

Сегодня похожий визуальный стиль так и просится в материал! К тому же в наши руки попала более продвинутая версия — новинка-флагман Xiaomi 14 Ultra. Смартфон оснащён набором четырёх камер. Они, как говорится, на все случаи жизни: основная 50 Мп c диагональю 1 дюйм и оптической стабилизацией, ультраширокоугольная 50 Мп, телеобъектив 75 мм, перископ 50 Мп (120 мм). Здесь также доступны те самые фильтры Leica, делающие фото сродни кадру, созданному плёночным фотоаппаратом.

Так что использовать Xiaomi 14 Ultra для съёмки 37-летнего автобуса будет как нельзя кстати. И в этом мы убедились, едва автобус братьев Гапанович приехал к нам на встречу на одну из больших парковок в Минске. Словно из прошлого…

Но каково же было наше удивление, когда вслед за КАвЗ-685 1987 года выпуска прибыл ещё один похожий капотный автобус, также принадлежащий нашим героям!

-2

Появиться эффектно — в этом у братьев Гапанович большой опыт. И ему надо отдать должное! Но причина приезда сразу двух экземпляров проста, и о ней вы узнаете чуть позже.

-3

В 2022 году Xiaomi создала новый стандарт мобильной фотографии вместе с Leica. В смартфоне Xiaomi 14 Ultra доступно более 15 различных фильтров Leica, делающих фотографии уникальными

— КАвЗ-685 1987 года — представитель второго поколения машин Курганского автобусного завода в России, а это его младший брат — КАвЗ-3976 2005 года выпуска, на котором история капотных автобусов в СНГ фактически закончилась. Но как и когда они вообще появились?

-4

— Заря производства капотных автобусов пришлась на начало прошлого века. Изначально заводы изготавливали грузовики, на их базе создавались и автобусы. В России эта традиция сохранилась аж до 2007-го, а в США так делают до сих пор — например, известные жёлтые школьные автобусы, — знакомит нас с техникой Олег Гапанович и продолжает:

-5

— Оба автобуса сделаны по лекалам грузовика ГАЗ-53. Конструктивно похожи, двигатели практически идентичные. Но отличия, конечно же, есть — «3 976-й» более «моднявый», что ли: салон современнее, удобное водительское место. А тормозная система в нём гидропневматическая — в городе это здорово спасает, автобус останавливается как вкопанный. Плюс к этому экземпляр 2005 года заимел немецкую систему ABS — она не устанавливалась в «базе», а шла как дополнительная опция. В свою очередь, в «685-м» нужно приноровиться к медленному торможению.

-6

Xiaomi 14 Ultra оснащён ультраширокоугольной камерой Leica 50 Мп с углом обзора 122 градуса, дающей максимальный обзор

«Сломался модулятор тормозной системы — её для автобуса сделали на борисовском заводе»

Олега и Виталия увлекла тема ретроавтобусов ещё в далёком 2013 году. Тогда они купили свой первый — старый добрый ПАЗ-672, или «Пазик» в народе.

— Покупка была абсолютно спонтанной! Мы продали машину и взамен взяли «Пазик». Помню, прихожу домой, кладу жене ключи на стол. А она в недоумении смотрит на меня. Говорю: «Автобус купили, будем с друзьями кататься», — рассказывает, улыбаясь, Виталий.

-7

А около трёх лет назад братья обзавелись КАвЗ-3976. Это важное действующее «лицо», без которого история главного героя — КАвЗ-685, словно мозаика без детали, была бы неполноценной.

-8

— По КАвЗ-3976 нами сделано множество технических и косметических работ. Почти полностью обновили салон. Все панели были в очень неприглядном виде. Пришлось изготавливать новые, но выяснилось, что материал (ДСП) не выдержал нашего климата и за зиму прогнил. Во второй раз подходить к этому оказалось тяжело: вроде и сделал большую работу, а она насмарку, — говорит Олег.

-9

Владеть ретротехникой и содержать её — задачка явно только для сильных духом. Логичный вопрос: а что же делать с запчастями? Если с легковыми авто всё ещё более-менее понятно, то вот касательно автобуса начинается тот ещё «весёлый» квест.

— Совсем недавно в КАвЗ-3975 ломался модулятор тормозной системы, который отвечает за распределение тормозных усилий по колёсам. Искали мы эту деталь по всей Беларуси — безрезультатно! А потом Виталий каким-то чудом узнал, что на нашем борисовском заводе делают похожие модуляторы, — делится Олег.

-10

— Позвонил и выяснил: там делают элементы систем торможения в том числе для автобусов МАЗ, но на 24 вольта, а в КАвЗ-3975 она 12-вольтовая. Чтобы произвести его специально для нас, борисовчане запустили линию. Поверили на слово, что оплатим запчасть и благополучно заберём. Мир не без добрых людей! Сейчас система в КАвЗ-3975 стоит как родная и исправно работает, — говорит Виталий.

-11

«Предыдущий владелец КАвЗ-685 хотел сдать его на металлолом. Спасло то, что он на ходу!»

Сказать, что братья изрядно намучились с КАвЗ-3976, — не сказать ничего. После этой истории даже удивительно, что сейчас перед нами ещё один КАвЗ, который тем более гораздо старше.

-12

— После стольких часов, проведённых за ремонтом автобуса, я сказал: «Больше никогда и никаких у нас автобусов не будет!» И всё равно наши с Виталием души были неспокойны. Нам то и дело вспоминался КАвЗ-685 — это автобус и моего детства, и детства Виталия. Забегу немного вперёд: сегодня (11.05.2024. — Прим. ред.) этот автобус, уже наш, участвовал в параде «Ретро-Минск», финальной точкой которого была выставка на Октябрьской площади. Когда мы приехали туда, я вспомнил, что на таком же автобусе меня когда-то с другими школьниками привозили сюда в музей Великой Отечественной войны (был на месте нынешнего бизнес-центра. — Прим. ред.), — делится Олег.

-13

Фотография сделана с помощью телефотомодуля смартфона Xiaomi 14 Ultra с объективом Leica 75 мм, включающим IMX858 50 Мп (для чёткой картинки), f/1,8 (для съёмки при слабом освещении), плавающий телеобъектив и макросъёмку до 10 см

Но вернёмся к истории приобретения КАвЗ-685. Ностальгия по тому самому капотному «Кавзику» не отпускала братьев. Всё изменила судьба.

— Прошлый год. Пасмурный осенний день. Я по привычке зашёл на av.by глянуть, не найдётся ли что-то интересное. И абсолютно случайно наткнулся на объявление о продаже этого автобуса! Сразу же связались с владельцем, договорились, что приедем, — рассказывает Виталий.

-14

Как выяснилось, КАвЗ-685 1987 года ранее эксплуатировался в строительной организации Беларуси. Но предприятие обанкротилось, и его движимое имущество выставили на аукцион. Мужчина — предыдущий владелец до Олега и Виталия — выкупил автобус с единственной целью: разрезать его и сдать на металлолом.

-15

— Однако он обнаружил, что автобус без проблем заводится и на удивление всё ещё на ходу. Решил: почему бы не попробовать кому-то продать — а вдруг?.. А тут мы! Позвонили ему на следующий день после размещения объявления, — говорит Виталий.

-16

Xiaomi 14 Ultra позволяет делать чёткие фотографии с высоким уровнем детализации

— Олегу сложно было согласиться на покупку: состояние транспорта плачевное. Но положение спас тот факт, что автобус может ехать, хоть и горит пара лампочек. Да и если бы не мы, участь машины была бы незавидной. Мы её спасли от жуткой смерти! А ещё буквально через лет пять-семь такие автобусы в Беларуси будет почти невозможно найти.

-17

Об экспресс-ремонте и личном прозвище автобуса

КАвЗ-685 простоял всю зиму, дожидаясь ремонта. Когда руки Виталия и Олега дошли до работ, братья быстро поняли: за этим автобусом не ухаживали.

-18

— Такой «бороды» в проводах мы не видели нигде и никогда! Виталий полдня возился с электрикой, чтобы подключить задние плафоны. Состояние кузова оставляло желать лучшего — везде отваливалась «шпакля». Ушло более четырёх килограммов материала на поправку кузова. И пока с большего мы сделали только одну сторону. Салон был на тройку с минусом. Стоит сказать, ранее мы уже встречались с такими КАвЗами. И салоны в них выглядели порой гораздо хуже, — делится Олег.

-19

— Да не то что хуже — они были убиты в хлам! — дополняет Виталий. — Так что здесь на самом деле салон сохранился хорошо: скамейки на месте, дерматин не разорван и не изрезан. Сиденья мы усердно отмывали, но ещё предстоит не один этап очистки.

-20

С ремонтом братья торопились. Они подали заявку на участие автобуса в конкурсе. Нужно было успеть, несмотря ни на что! На всё про всё ушло семь дней и семь ночей.

— У нас были две главные задачи — поставить КАвЗ на надёжный ход и обновить ему внешность. Важно отметить, что сейчас это не реставрация и не восстановление. Мы сделали, по сути, только «косметику», или, как мы его прозвали, экспресс-ремонт. Есть некоторые моменты, на которые нам пришлось закрыть глаза. До нас этот автобус тоже подвергался кузовному ремонту. Судя по тому, что мы увидели, он проводился в ещё более ускоренном формате. Однако железо в принципе довольно крепкое, — рассказывает Виталий.

-21

Во время экспресс-ремонта братья заметили: некоторые вещи просто сделаны неправильно. Например, листы приварены таким образом, что внутрь затекает вода, а из-за этого идёт коррозия. Олег объясняет:

-22

— Конструкция автобусов КАвЗ практически неизменна и утилитарна. Когда снимаешь листы, видишь, что делали эту технику на скорую руку. Оно и понятно — потребность в ней была очень высокой.

-23

Но стоит отбросить все недостатки автобуса в сторону, и понимаешь: перед тобой ценный и редкий экземпляр! Вообще, КАвЗ неформально называют «ботинок» или «Кавзик». Однако у этого автобуса есть личное прозвище.

— Когда мы его покупали, на одном из закрашенных маршрутных окон под козырьком было нацарапано слово «Фердинанд». Если я правильно помню, так назывался автобус в фильме «Место встречи изменить нельзя», на котором персонажи Глеб Жеглов и Володя Шарапов догоняли преступников, — делится Олег Гапанович.

-24

«Этот автобус самый быстрый из тех, что у нас были: уверенно едет 90 км/ч»

Устоять перед возможностью прокатиться на раритете нереально — и мы ею, конечно же, воспользуемся! Первое, что бросается в глаза, если ты пассажир в КАвЗ-685, — это отсутствие ручки на двери, ведущей в салон.

-25

— Система открывания салонной двери хитрая, ей лет сто, не меньше! Всё происходит только по повелению водителя. В салон просто так не попасть, — смеётся Виталий, который уверенно садится за руль.

Мы с фотографом и Олегом располагаемся в салоне, с трепетом ожидая «покатушек».

-26

КАвЗ — настоящий аттракцион на дороге! Автобус характерно дёргается, сопровождая каждое движение громким рычанием. Нас заносит в салоне, так что рука невольно крепко сжимает поручень. Олег говорит, этот автобус — «парень» деревенский, в городе он себя чувствует неловко.

-27

С Xiaomi 14 Ultra каждый снимок — легенда!

— Ни в одном транспортном средстве, которым мне доводилось управлять, не было такого информативного руля — трясётся от каждой кочки и вообще любого движения. Он достался автобусу от грузовика. Подобной особенности мы перед покупкой даже немного испугались, но сейчас всё хорошо — нашли общий язык, — комментирует Виталий.

-28

— Но мотор здесь просто супер! Он устанавливался от грузовика ГАЗ-53. Бензиновый V-образный 8-цилиндровый, объём — 4,25 литра, мощность — 120 л. с. Этот автобус самый быстрый из тех, что у нас были: уверенно едет 90 км/ч. Кстати, хотелось бы, чтобы другие участники дорожного движения относились к ретротехнике с большим понимаем. И по возможности держали значительную дистанцию и ни в коем случае не тормозили резко.

-29

Братья утверждают, что впереди у КАвЗ-685 ещё много процедур: нужно доделать кузов, обработать днище, заменить кое-какие узлы. В общем, есть куда руки приложить. И планируют показывать автобус людям чаще.

-30

Благодаря телеобъективу с 3,2-кратным приближением в Xiaomi 14 Ultra реализован макрорежим, позволяющий фокусироваться на объектах на расстоянии всего 10 см

— Мы за то, чтобы люди в Беларуси обратили большее внимание на тему ретроавтобусов. В России, например, уже пять лет происходит настоящий бум этого движения. Отважные ребята буквально охотятся на автобусы, чуть ли не выкапывают их с дачных участков. К сожалению, у нас таких можно пересчитать разве что по пальцам двух рук. И мы надеемся, данная тема будет развиваться. Готовы помочь тем, кто вдохновится, и сами с радостью примем всё, что связано с ретробусами.

-31

А в завершение Олег и Виталий поделились с нами интересной философской мыслью: мотоцикл — это индивидуальный транспорт, машина — для семьи, а автобус — для большой компании. Автобусы сплачивают людей!

-32

Партнёрский материал

Откройте для себя новое поколение возможностей с Xiaomi 14 Ultra! Смартфон-флагман, получивший дюймовый сенсор камеры, мощнейший процессор, большой плоский экран и прочный титановый корпус. Переменная диафрагма позволяет делать профессиональные снимки в разных условиях.

Это впечатляющее сочетание инновационных технологий и стильного дизайна. С ним каждый снимок — легенда. Приобретайте уже сегодня в фирменном магазине mi.by или в магазинах партнёров МТС, «5 элемент», 21vek.by, Xistore и «На связи». Доступна рассрочка.