Найти тему

Создаём нужное отношение к отцам

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Продолжаю говорить на тему гендерных ролей и на «патриархальную» тему.

Сейчас я специально буду рассуждать только о мужчинах, отцах, потому что я мужчина, отец, и говорю от своего имени, понимая, что я со своей стороны хочу, что могу, что предлагаю, что на себя беру. Женское слово тут пусть скажут правильные женщины, которых я тоже в последнее время нахожу всё больше.

* * *

Одна из главных информационно-культурных задач в сфере семейной политики – сформулировать роль и задачи мужчины-отца в семье и обществе. А сформулировав, поддержать эту роль экономически и, возможно, укрепить юридически.

Мужчина отвечает за связь семьи и общества, семьи и государства, семьи и окружающего большого мира. Мужчина отвечает за экспансию, развитие, защиту и агрессию, инициативу, изобретательство. Основные задачи мужчины – вне семьи. Его основная задача как отца – выводить взрослеющих детей из семьи в общество, в большой мир.

Образ такого мужчины я постарался описать в статье «Глобальное мышление настоящего мужчины», в статье «Зачем нужна семья» и в заметке о воспитании мальчиков.

В атомизированных маленьких семьях нет своей стратегии развития (потому что нет ресурсов для развития) и нет мужского лидерства – мужчина там обычно просто обслуживает базовые потребности, для этого сам он вынужден работать где-то исполнителем.

Он – маленький человек. Вечный подросток и вечный подмастерья.

Соответствовать полноценной роли отца сейчас могут либо большие начальники, либо успешные бизнесмены – но таких мало, а многие из них не особо стремятся жить семейной жизнью, предпочитая передавать продолжение своих дел ученикам и последователям, а не детям (наследование по духу, а не по крови).

Поэтому наша задача – формирование условий, в которых мужчина-отец может развиваться, лидировать, руководить и создавать наследие для своих детей: ресурсы, которые он наработает для них, и проекты, которые он делегирует им для продолжения.

Мой вариант решения данной задачи – Семейные Клубы.

* * *

Сказанное касается продвижения через масс-медиа общего, собирательного образа мужчины-отца и его роли, а также социально-правовое обеспечение этой роли.

Другое важное направление работы: демонстрация уважения к КОНКРЕТНЫМ мужчинам-отцам – для привития здорового отношения к ним в их конкретных семьях, в их конкретной среде.

Здесь нужно обратить внимание на психологические механизмы формирования мнения, отношения – в основе которых лежит ПОДРАЖАНИЕ тому, что человек наблюдает.

Эти механизмы изучаются многими учёными. Например, ряд интересных и известных исследований о внушаемости, подчинении авторитету, влиянию массового поведения на личное – проводил социальный психолог Стэнли Милгрэм.

Его наблюдения и выводы перекликаются с тем, что говорит антрополог Станислав Дробышевский: у человека, в отличие от большинства животных, почти отсутствуют инстинкты, врождённые модели поведения – то есть почти всё, что делает человек, это результат воспитания, подражания, приобретённого и перенятого опыта. И всё это может человеком осознаваться, анализироваться, целенаправленно корректироваться, в отличие от инстинктов у животных.

Значит, дети относятся к отцам так, как их научили относиться. Жёны относятся к мужьям так, как их научили относиться. Научили осознанно или неосознанно. Отношение к мужчинам в семьях и обществе – результат подражания. Какие примеры поведения мы видим, такие и повторяем. Короля делает свита.

А что мы имеем в семьях:

- многие мужчины проявляются наилучшим образом вне семьи – но жёны и дети этого не видят, для них успехи мужа и папы остаются чем-то абстрактным;

- жёны и дети не видят примеры уважительного отношения к мужчине, примеры внимательного выслушивания его слов, примеры осознанного подчинения его решениям;

- да и вообще у людей мало информации о заслугах и достижениях их родственников – дети часто о жизни любимых блогеров знают гораздо больше, чем о жизни собственных родителей.

Пути решения этих проблем:

  • организовывать на местах мероприятия, где семьи смогут наглядно увидеть мужей и отцов в деле, в выгодном свете, в авторитетном положении, где дети смогут приобщаться к деятельности отцов и будут видеть отношение других людей к их отцам как к авторитетам и лидерам;
  • создавать айтишно-медийные инструменты, которые сделают информацию о заслугах и достижениях отцов более доступной и наглядной, чем информацию о жизни каких-то чужих блогеров.

Думаю, что такая информационно-культурная поддержка особенно актуальна для:

- отцов, которые вынуждены редко видеться с семьёй (например, для военнослужащих);

- отцов, чьи дети живут отдельно после развода родителей (особенно для реабилитации отца в глазах детей, если их, осознанно или неосознанно, настроили против него).

* * *

В том числе на это нацелена моя Карта Событий как айтишно-медийный инструмент систематизации информации о родословных и биографиях каждого отдельного человека – чтобы для людей главными медийными героями становились их родственники, а не чужие блогеры.

В частности, можно разработать систему статусов, наград, поощрений, отличительных знаков для фиксации заслуг и достижений членов семей – как внутри семьи, так и вне её, чтобы семья это тоже видела, осознавала.

Наглядные статусы, рейтинги, иерархия (и понятные, доступные способы роста в иерархии) – увеличат мотивацию, информированность, помогут людям сориентироваться, кто есть кто, кто в чём силён, опытен.

В компьютерных играх этот принцип используется: достиг какого-то результата, на экране красивые звёздочки вспыхнули, надпись «+100» золотыми буквами вверх взлетела, красивая мелодия сыграла – всё, всплеск дофамина (или какие там гормоны отвечают за предвкушение и поощрение), хочется играть ещё и ещё, новые порции поощрения получать (тем более, в играх побеждать достаточно просто, иначе в них не будут играть).

Можно взять на заметку, какие статусы для стимулирования активности пользователей сделал Яндекс и как их оформил:

Скриншот из моего яндекс-аккаунта
Скриншот из моего яндекс-аккаунта

Для детей и подростков особенно актуально – чтобы достигать чего-то в жизни, в семье, в обществе им было интереснее, чем в виртуальном мире.

Начать можно с участия в волонтёрской деятельности. Там легко отследить – например, кто сколько масксетей сплёл для помощи фронту. Кто сам, а кто семью к этому привлёк. И давать награды разного уровня.

* * *

Вся эта психологическая тема с подражанием перекликается и с темами пропаганды, политтехнологий, формированием (или навязыванием) «общественного мнения».

Например, отношение к СССР, к нашему советскому прошлому, к идеям социализма-коммунизма – боль Захара Прилепина, о которой он постоянно пишет и которую я очень разделяю.

Мы относимся к Советскому Союзу так, как нас научили относиться. Подражаем тому преобладающему отношению, которое видим. Вопрос моды, создаваемой «лидерами мнений». Вопрос того, какие примеры отношения продвигаются, а какие задвигаются.

В конкретных семьях точно так же формируется отношение к собственным предкам, родственникам, родителям.

* * *

Спасибо Олегу Тарасову, специалисту по связям с общественностью Союза Отцов России, за то, что он меня на эти мысли вдохновил, дал мне импульс к их упорядочиванию и написанию этой статьи.