Найти в Дзене
Газета Солидарность

Вот что я припомнил! Как вспоминать аргументы вовремя и не попасться в ловушки памяти

Оглавление
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Представьте, что вы ведете важную дискуссию. Оппонент приводит убедительные доводы, давит фактами. А вы мучительно пытаетесь вспомнить нужные цифры или даты. Как назло, в голове пустота либо мешанина воспоминаний. С такой ситуацией сталкивался хоть раз каждый. А можно ли натренировать память? И не просто бессистемно запоминать факты, а превратить память в эффективную “картотеку”? До определенной степени - да. “Солидарность” собрала научно обоснованные факты о работе памяти и методах ее развития.

НУ ВЫ ЖЕ ПОМНИТЕ!

Идут сложные переговоры. Например, об изменении условий коллективного договора или серьезном трудовом конфликте. “А вы помните, что сами говорили мне во время нашей прошлой встречи на эту тему? Какие аргументы приводили, настаивая как раз на этих формулировках?” - говорит ваш оппонент. И вдруг вы понимаете, что не помните. Или того хуже - не уверены, действительно ли происходило то, что всплывает в памяти.

Конечно, чаще люди мучительно пытаются вспомнить, куда положили ключи и все ли статьи расходов заложили в бюджет, который вот-вот надо защищать. Для тех же, чья деятельность связана с публичными выступлениями и общественной деятельностью (профсоюзная - не исключение), хорошая память и умение пользоваться ее возможностями просто необходимы.

Чтобы этого добиться, надо правильно поставить задачу. Здесь две части: надо научиться запоминать необходимое и уметь это вспомнить вовремя, а не день спустя после того, как спор, для которого вы припомнили убийственный аргумент, уже закончился.

Такой навык полезен еще и как психологический прием при выступлениях и ведении важных переговоров. Если вы будете рассматривать весь процесс как упражнение на запоминание, то снизите эмоциональный накал и степень вовлеченности.

ЛОВУШКИ ПАМЯТИ

Человеческая память - одно из самых загадочных явлений. Все мы ею пользуемся, но до сих пор не известно точно, где же она хранится, что является “жестким диском” и почему мы ею пользуемся так, а не иначе.

Есть множество классификаций памяти - краткосрочная и долгосрочная, осознанная и неосознанная, эмоциональная и словесно-логическая, зрительная и слуховая... Для наших целей важнее знать, какие бывают ловушки памяти, как можно помешать ей выполнять свою работу, особенно во время активного взаимодействия с другими людьми.

Чаще всего мы сталкиваемся с группой явлений, которые называют “ложной памятью”, или “ложными воспоминаниями”. Например, давно произошедшие события нам кажутся недавними. Еще мы можем заместить забытое событиями, которые с нами случились в другое время и другой обстановке. Способен мозг и полностью выстроить ложные воспоминания, основываясь на увиденном в детстве фильме или прочитанной книге. Что важно, такие воспоминания, по данным ряда исследований, можно внушить со стороны.

Во время переговоров полностью “записать” ложные воспоминания, конечно, не получится, но заставить понервничать и усилить неуверенность в себе - вполне. Достаточно напористо спросить: “Ну вы же помните, да? Точно помните?”

Другой класс искажений, который и человеку жизнь портит, и как уловка в переговорах используется, связан с эмоциональностью нашей памяти. Грубо говоря, мозг хитрым образом увязывает информацию с тем эмоциональным состоянием, в котором происходит запоминание.

Если вам кажется, что какую-то сложную ситуацию удалось “разрулить” только благодаря вашим усилиям, не исключено, что вы столкнулись с эгоцентрическим искажением. Мозг склонен преувеличивать ваши заслуги в любой ситуации. При этом человек лучше и точнее запоминает негативную информацию. А события далекого прошлого идеализирует.

Против вас могут использовать и такую “эмоциональную уловку” мозга, как иллюзия постоянства. Человек хранит воспоминание о других людях и ситуациях, образно говоря, в виде статичных слепков и ориентируется на старые воспоминания, не всегда учитывая, что и люди, и обстоятельства могли измениться. Когда вы слышите: “Ну вспомните, как он повел себя год назад!” - проанализируете, действительно ли человек должен сейчас действовать так же.

Неприятная особенность памяти, способная оказать медвежью услугу, называется ретроградной интерференцией. Память склонна “дорисовывать” события под влиянием информации, которую мы получили позднее. “Вы помните, что слесарь Петров (профессия и имя условны) не выключил станок, уходя на перерыв? Помните, он повернулся к соседнему рабочему месту и сразу ушел!” - и память дорисовывает картинку, хотя вы могли столкнуться с товарищем Петровым уже на выходе из цеха.

ПОМНИТЬ НУЖНОЕ

Можно ли избежать таких ловушек памяти и натренировать ее, чтобы она была вашем верным помощником, желательно до глубокой старости? Полностью избежать искажений памяти не получится. Но снизить их вероятность - вполне. Для тренировки памяти разработано множество приемов и техник, объединенных общим названием “мнемоника”.

Расскажем о тех, что лучше подходят для наших целей - быстро вспомнить достоверную информацию в сложной обстановке (переговоры, обсуждение важного документа и т.п.).

Прежде всего, боритесь с автоматизмом. Наш организм склонен экономить силы, в том числе ресурсы мозга. При этом мозг лучше запоминает то, что выпадает из привычной картины мира. Он считает, что раз вы обратили внимание на какое-то явление, оно того заслуживает.

Конечно, нельзя нарушать инструкции, рабочие процедуры и технику безопасности. Здесь автоматизм, наоборот, может помочь. А вот начать чистить зубы другой рукой, время от времени менять хобби, привычный распорядок тренировок, выбирать незнакомые маршруты прогулок - это отличная рабочая техника для развития памяти и внимания.

Создавайте “якоря”. “Якорем”, к которому вы ассоциативно привязываете то, что нужно вспомнить, может быть что угодно. Кто-то использует необычный запах, кто-то напевает навязчивый мотив или использует ассоциации. Лучше не зацикливаться на чем-то одном, важен принцип: мозг лучше запоминает то, что увязано в смысловые цепочки.

Пользуйтесь усилителями. В основе все та же активация внимания. Идет важное, но скучное совещание? Представьте, что вы разведчик и должны запомнить секретную информацию. Или попробуйте подсчитывать слова-паразиты в речи выступающего. Давайте мозгу новые крючки внимания для запоминания.

Например, прочитав текст, перескажите его себе вслух, не заглядывая в распечатку. Мозг сам начнет вытаскивать на поверхность то, что считает важным и уже запомнил. Дальше ему надо будет помогать. Очень эффективно заучивание и повторение вслух стихотворных текстов. Повторять надо обязательно вслух. Такой способ развивает сразу несколько типов памяти. Бонус - это еще и отличная тренировка дикции и навыка публичных выступлений.

Повторяйте. Увы, поговорка, которой нас мучили родители и учителя, работает. “Повторение - мать учения”. Но просто пытаться вбить в себя информацию, повторяя ее раз за разом, бесполезно. Чтобы информация надолго осела в голове, надо использовать алгоритм. Не менее пяти повторений - сразу после запоминания; 20 минут спустя; через день; спустя две недели; через два месяца.

Если же время ограниченно, попробуйте использовать смысловое дробление и организацию:

- разделите весь объем информации на небольшие смысловые фрагменты по принципу “Один фрагмент - одна основная мысль”;

- запоминайте по одному фрагменту за один “подход”;

- придумайте к каждой основной мысли, факту, или цифре устойчивую ассоциацию. Кстати, если вы готовитесь к переговорам или публичному выступлению, это может быть какой-то предмет, который будет у вас в руках или в помещении;

- разделите основную информацию визуально. Не обязательно выписывать тезисы (иногда лучше не показывать, насколько основательно вы подготовились к беседе), достаточно листка с понятными только вам набросками. Главное, чтобы вы сами понимали и помнили смысл записей.

Наконец, самый простой и трудно выполнимый совет - тренируйтесь постоянно. Любые советы и практики сработают, только если “мышцы” вашей памяти к этому готовы.


Максим Макаренков, корреспондент "Солидарности"