Найти тему
Ирина Ядрихинская

В помощь родителям выпускников

- Сын заканчивает школу. Голова кругом. Как с этим справиться?..
- Быстрей бы это все закончилось...
- Как трудно. Не знаю, чем помочь. Дочь говорит, что все знает. А мне все равно тревожно.

Такие эмоции и состояния сейчас переживают родители выпускников.

Как в ответственный момент не свалится в собственные страхи и с уверенностью в ребенке поддерживать его?

Из открытых источников
Из открытых источников

День, час Х для выпускников и их родителей приближается. Буквально через неделю Последний звонок, а еще через неделю первые ЕГЭ. А там не за горами выпускной, выбор вуза и… ожидание.

Из открытых источников
Из открытых источников

Для меня, пожалуй, самым трудным был первый экзамен по русскому и последние две недели июля перед зачислением дочери в вуз. 
Первый экзамен страшен, потому что неизвестно, что и как. Как поведет себя дочь, как справится с волнением, сможет ли собраться, вспомнить все, что учила. Сможет ли правильно распределить время на экзамене, надежно ли спрятала шпоры? Узнать ничего заранее невозможно. И предугадать, и проконтролировать, и помочь, и сказать, как лучше – никак. Потому что мы обе не знали, как. 
Потом сложный период перед зачислением, когда уже ничего не изменить и нужно решить, в какой вуз отдать аттестат, и точно ли баллов ЕГЭ будет достаточно для зачисления, не придет ли другой абитуриент с более весомыми баллами и не займет ли место моего ребенка.

И тут действительно в помощи и поддержке нуждаются и дети, и взрослые. Потому что для родителей это тоже новая ситуация, даже если поступает не первый в семье ребенок. 

Где искать поддержки и помощи? 

Важно понимать, что ресурсными являются возрастные горизонтали. Т.е. искать помощь нужно среди

  • своих друзей,
  • коллег,
  • родителей одноклассников ребенка,
  • учителей, кому эти ситуации близки или знакомы, кому вы доверяете.
  • Кто имеет опыт проживания таких ситуаций.

Что делать?

  1. Для этого целесообразно написать список, с кем вы можете проживать свое волнение, когда будет накрывать, кому сможете позвонить и спросить: «а как ты?», «как у тебя?», «а у меня вот так», «а мне тревожно». Таким помогающим человеком может стать психолог, профориентолог. 
  2. Если ваша возрастная горизонталь по каким-то причинам не помогает (нет опыта, не понимают ваших переживаний, обесценивают их, не воспринимают всерьез… да мало ли, что еще может быть… то стоит идти наверх. К тем, кто старше: родителям, учителям, наставникам. И там делится своими страхами (делиться страхами – это не про жалобы. Это про то, что я сейчас чувствую и спрашиваю опыта у других).
  3. Если и там вы не получаете поддержки и ресурса, то ищите то, что сильнее вас: родительские группы, чаты, обращайтесь в храм, записывайте свои переживания и страхи на бумагу.

Классное упражнение: писать по 20 минут о том, что тревожит, в течение 3 дней. Бумага – один из лучших психотерапевтов, который всегда под рукой. То, что написано, увидеть легче, отрицать сложнее. А когда я вижу, то я могу с этим что-то делать/не делать. Пока вы пишите, напряжение уменьшается.

Однако, человеку нужен человек.

Зачем?  

Для опоры. Другой, эмоционально не вовлеченный в ситуацию человек, мыслит яснее, видит ситуацию иначе, а, значит, может предложить вариант, который закрыт от сознания эмоциями.

Обращаясь за помощью к другим людям, мы обнародуем свой страх, мы делаем его видим в первую очередь для самих себя. И это налаживает взаимодействие со страхом а точнее, с самим собой в страхе.

Полезно задать себе вопросы:

  • «Чего я боюсь?»
  • «Что на самом деле случится, если это произойдёт?»
  • «Что я сам(а) могу с этим сделать?»
  • «К кому я могу обратиться за помощью,»

То, на что я честно и открыто смотрю, перестает мной управлять. Это дает возможность удержаться и не свалиться в страх.

Надеюсь, вы заметили вектор обращения за помощью? Вбок и вверх. Не стоит носить свои страхи детям, у них есть свои – это, во-первых. И задача каждого справляться со своими страхами, а не с чужими.

Во-вторых, для ребенка в трудной ситуации родитель – опорная фигура. Мы – это те, на кого они рассчитывают опереться. И наша родительская задача – обеспечить надежность и устойчивость. А это случится, если внутри нас достаточно веры, что будет лучшее из возможного.

Наша задача – найти источник этой веры для себя.

Из открытых истрчников
Из открытых истрчников