Найти тему
За правду!

Дело о ДТП на Мойке: Таджик и азербайджанец – пешки. Расследование привело к шефам

Оглавление
МЧС России.
МЧС России.

Жизни людей, погибших в злополучном петербургском автобусе чуть больше недели тому назад, не вернуть. Тем важнее, в связи с этим становится всестороннее расследование произошедшего – такое, чтобы наказание постигло не только водителя, допустившего аварию, но и руководство его компании, создавшее жуткие условия труда. И по мере работы следователей, окончательно становится ясно, что таджик и азербайджанец – пешки, а в деле есть кое-кто гораздо крупнее.

Бизнес – ничего личного

Несмотря на то, что перевозки в Санкт-Петербурге имеют видимость муниципальных, на деле там множество частников. Да, город должен контролировать их деятельность. Но нет. Часто этого не происходит. Очевидно, поэтому до аварии никто не обратил внимание на схемы перевозчика ООО "Такси" – это владелец утонувшего автобуса.

Момент падения автобуса с моста в реку.
Момент падения автобуса с моста в реку.

Конкурс на осуществление перевозок компания выиграла в 2021 году. Номинально соперник по документам был. Но на деле, две компании просто разделили между собой маршруты, поскольку других желающих работать не было (так всё выглядит по бумагам). Более того, с 2022 по 2028 год "Такси" гарантировали единоличную работу на маршрутах – сумма контракта тогда составила 678 млн рублей. Заключив контракт, СПб ГКУ "Организатор перевозок" обязался выплатить "Такси" порядка 152 млн рублей сразу, а затем всё разбивалось на транши, последний из которых перечислили в прошлом месяце – в размере 26,9 млн рублей.

В этой части контрактных обязательств вроде бы всё было прозрачно. Но когда начали копать дальше, выяснилось, что вливаемыми в транспортную компанию миллионами распоряжался "человек-призрак".

Скриншот/МЧС России.
Скриншот/МЧС России.

Кто он – этот загадочный "призрак"?

Директор был номинальным. Это некто Павел Кузнецов. За свои услуги, как выяснилось, он получал 13 тысяч рублей в месяц. За эти деньги подписывал документы, но не занимался никакой другой деятельностью в "Такси". По сути Кузнецов лишь отчётность подписывал.

Но кто же управлял компанией на самом деле? Тут все вспомнили о Татьяне Калюжной. Она была первым гендиректором "Такси", но ещё в конце 90-х рулила конторой, находясь в Лихтенштейне. Следователи решили: если она до сих пор в деле, то понятно, почему шефы-транспортники существовали лишь на бумаге. Начали копать, и поняли, что всё куда хитрее. В 2023 году люди Калюжной начали готовить "Такси" к продаже. Основным покупателем назвали "Питеравто", причём деньги за товар не предлагались. Источники говорят, что оформили просто дарение:

"Слышал про это, но свечку мало кто держал. Думаю, это не вынужденное решение. Может, просто пришло время уйти непобеждённой. Но подробностей мы не узнаем, это будет закрытая сделка", – цитировал "Деловой Петербург" одного из игроков рынка в 2022-ом году.

Татьяна Калюжная / Фото: "Интерфакс"
Татьяна Калюжная / Фото: "Интерфакс"

То есть бизнес начали дробить. Не исключено, что по указке Калюжной. Поскольку Кузнецов для неё не посторонний человек. Он числится в другой компании предпринимательницы – тоже транспортной, называется ООО "Камптраст". Добавим, и "Камптраст", и "Такси" находятся на одной улице в Петербурге – точнее, юридические адреса практически совпадают. В общем, весьма удобно всё сложилось для передачи Кузнецову транспортной компании, чья выручка по итогам 2023 года составила 632 млн рублей. Сравните: 13 тысяч рублей за подпись и на выходе сотни миллионов…

Это не все совпадения

Ещё одна любопытная деталь: несмотря на то, что связь друг с другом представители "Питеравто" и "Такси" особенно не афишируют, по данным Росстата, одна из аффилированных с ООО "Такси" компаний зарегистрирована по одному адресу с "Питеравто". Кроме того, операционным директором компании-владельца автобуса, который рассказывал журналистам о состоянии утонувшего транспорта, является некто Роман Юренев, он работает ещё и ООО "Вест-сервис". Это тоже перевозчик под управлением уже известного нам "Питеравто".

На этом этапе мы можем точно сказать: разобраться в хитросплетениях транспортного бизнеса Петербурга сложно, но всё говорит о том, что владеть им может один и тот же человек, который ещё в 90-х годах свою жизнь с Россией связывать перестал… Интересно, зададут вопросы Калюжной на фоне вскрывшихся деталей?

В сухом остатке

А пока мы гадаем, зададут или нет, основными фигурантами уголовного расследования стали водитель автобуса - Рахматшох Курбонов, и его реальный начальник – некто Джахангир Адалет оглы Халилов, он руководит автоколонной компании "Такси".

Курбонов ждёт окончания расследования в СИЗО.
Курбонов ждёт окончания расследования в СИЗО.

Курбонов – уроженец Таджикистана. Халилов приехал к нам из Азербайджана. По версии следствия, таджик, управляя автобусом, перепутал педали. Вероятно, случилось это, потому что его азербайджанскому начальству было всё равно, соблюдается Трудовой кодекс в отдельно взятой автоколонне или нет. В результате на утренний рейс Курбонов вышел после ночной смены. Дома он был в районе 2 часов ночи. А с 5 утра его ждали в парке снова. Впрочем, к пяти он не проснулся. Зато после 7 утра уже был на ногах. Учитывая, что пауза между сменами обязательно должна быть более 12 часов, мы можем констатировать наличие нарушений. Однако, таджик и азербайджанец в этой трагедии лишь пешки. И ответственность с ними должны разделить другие фигуранты.

Джахангир Адалет оглы Халилов уже под стражей.
Джахангир Адалет оглы Халилов уже под стражей.

В результате ДТП на Мойке, когда автобус утонул в реке, пробив заграждение, погибли 7 человек. Это почти все, кто был в салоне. Водитель Курбонов выжил.