От первой улыбки до первого шага: развитие ребёнка по месяцам — ключевые моменты и важные этапы роста малыша. Узнайте, какие навыки и наблюдения ожидают Вас каждый месяц: от первых улыбок и звуков до переворотов и ползаний. Наша информация основана на проверенных исследованиях и опыте экспертов в области детского развития. Подготовьтесь к удивительному путешествию вместе со своим малышом и помогите ему достичь новых милейших моментов в его жизни.
В течение первого года жизни у ребёнка идёт особенно активная фаза развития. Хотя у каждого ребёнка этот этап происходит индивидуально, можно увидеть общие характерные особенности, присущие большей части детей этого возраста. Чтобы определить, нормально ли идёт развитие ребёнка и есть ли какие-то проблемы, о которых стоит сообщить врачу, родителям не помешает знать, как развивается младенец в первый год жизни.
В первую очередь важно смотреть на физическое развитие ребёнка:
⁃ вес должен быть в два раза больше к полугодовалому возрасту и в три раза больше к году;
⁃ рост ребёнка в возрасте года обычно составляет примерно 25-27 см, в первый месяц малютка растёт более активно, а затем замедляется;
⁃ необходимо оценить способность ребёнка брать и удерживать предметы, держать головку, ползать, сидеть, переворачиваться и другие;
⁃ к полугодовалому возрасту у ребёнка обычно появляются первые зубки, норма по количеству зубов для малыша считается отнятием от возраста в месяцах цифры четыре, к году у большинства детей прорезаются 8 зубов.
Важно следить за эмоционально-психическим развитием малыша. Его отслеживают по следующим показателям:
⁃ в возрасте 1 месяца кроха начинает улыбаться, к 3 месяцам начинает активничать, когда к нему обращаются взрослые, чем старше ребёнок становится, тем больше эмоций начинает проявлять;
⁃ в речи малыша, когда раздаются первые звуки, можно услышать кряхтение и сопение, по мере развития издаётся лепет, после вырываются и первые слова;
⁃ в возрасте года в речи малыша насчитывается около 10 слов;
⁃ кроха рефлекторно хватает игрушки, после чего делает это намеренно, изучая свойства игрушек и играя с ними;
⁃ с 6 месяцев ребёнок начинает понимать и реагировать на разговоры взрослых, узнавать своё имя.
Когда ребёнок рождается, ему постоянно необходима помощь мамы, самостоятельно что-либо делать он не может. В первые четыре недели жизни малыш чаще будет находиться в позах, привычных до рождения. В это время начинают укрепляться мышцы малютки, который ещё не может самостоятельно держать голову. Ребёнок активно старается адаптироваться к окружающему миру, активируются глотательный, сосательный рефлексы. Не пугайтесь, если увидите, что Ваш малыш много спит. Новорождённые могут находиться в состоянии сна до 18 часов в сутки, потому что ещё не сформирован график бодрствования и сна. Поэтому молодым родителям придётся потерпеть некоторые неудобства и подстраиваться под поведение ребёнка в первый месяц жизни.
1 месяц
Когда малышу исполняется 1 месяц, родители уже больше приобщились к новому ритму жизни. В возрасте 1 месяца ребёнка уже считают грудничком. Начинает постепенно познавать окружающий мир, ещё есть сложности с тем, чтобы хватать и удерживать разные предметы, но постепенно мышцы начинают расслабляться и привыкать к новой обстановке. Малыш учится держать голову, лёжа на животе, получается это всего на пару секунд.
В месячном возрасте происходит больше попыток рассмотреть мир. Грудничок начинает устанавливать контакт глазками с близкими людьми, которых чаще видит рядом. Начинает больше издавать звуков, реагировать голосом.
2 месяца
В 2 месяца ребёнок активнее коммуницирует с окружающим миром. Карапуз размахивает руками, способен дольше держать игрушку. В этом возрасте он может поразить взрослых улыбкой, говоря о своём хорошем настроении. Чаще улыбку можно заметить, когда рядом родители. Важно отметить, что появляется значимый рефлекс подражания, нужный для обучения. Ребёнок начинает копировать звуки, мимику, гримасы. У него это пока плохо получается, но есть попытки развить жизненно необходимый навык. А любимой игрой у двухмесячного младенца являются гляделки.
3 месяца
3 месяца — это более стабильный месяц относительно прошлых в развитии малыша. Преодолены первые трудности, новые ещё не успели начаться. Ребёнок может разгибать и сгибать ручки и ножки, то есть мышцы окончательно расслабляются после чрезмерного тонуса. Трёхмесячный младенец хорошо держит голову в любом положении тела, что даёт больше возможностей смотреть за предметами вокруг. Появляется способность дольше держать погремушку в руках.
Чем старше малыш, тем любопытнее. Если это погремушка, то её не просто держит, а может даже потрясти, или постараться найти ещё какое-нибудь применение. Больше хочется играть, особенно когда чередуются игрушки или игры и нет однообразия, тогда есть сильный интерес. Кроха пытается находиться в положении сидя с поддержкой, особенно хороши в это время шезлонги или откидные кресла, в которых можно находиться полулёжа. Также появляются попытки опираться на твёрдую поверхность, но самостоятельно ребёнок стоять или сидеть ещё не может. В это время грудничок учится хватать предметы одной рукой, протягивая к ним ручку. Но в этом появляется и опасность, потому что любопытный малыш может тянуться даже к острым и горячим предметам, которые лучше спрятать.
4 месяца
В этом возрасте хочется пытаться перевернуться или ухватиться за пяточки руками. Поэтому не стоит оставлять кроху одного. Все игрушки четырёхмесячного ребёнка подлежат исследованию. Он не может просто так пройти мимо и не изучить яркий предмет, находящийся у него в руках. Появляется больше сообразительности, больше реакций на разговоры взрослых, а также отклика на имя. Младенец пытается копировать голоса и поведение взрослых.
5 месяцев
В 5 месяцев начинается переходный возраст, когда ребёнку хочется больше активности, не хочется сидеть на месте, хочется крутиться. А особо подвижные дети пытаются даже ползать. Навык самостоятельно удерживаться в положении сидя появляется у грудничка, когда достаточно окрепли мышцы нижней части спины. Как правило, в таком возрасте дети свободно поворачиваются со спины на живот и обратно. Малютке становится интересней изучать окружающий мир, он начинает изучать бытовые мелочи — пакеты, ленточки, коробки, бумагу. У многих в 5 месяцев начинают прорезаться зубы. Это можно заметить по бугоркам внутри дёсен, которые начинают постепенно увеличиваться. Для малыша такой процесс очень болезненный, вызывающий зуд и неприятные ощущения. Может увеличиваться капризность и перепады настроения. Ребёнку хочется чесать десна разными игрушками.
6 месяцев
В полугодовалом возрасте малыш уже умеет сам переворачиваться в обе стороны. Уже чувствует себя комфортно, сидя в детском кресле или в автомобильном кресле для детей. У крохи активно режутся зубы, и задача родителей в этот период окружить его максимальной заботой, любовью и вниманием.
Ребёнок начинает распознавать лица и понимать, где близкие и родные люди, а где - чужие. И при виде незнакомых лиц может настораживаться. Чтобы привлечь внимание взрослых, грудничок может воспользоваться громкими и требовательными криками.
7-9 месяцев
В 7-9 месяцев у малыша ещё сильнее меняется жизнь, ведь перед ним открылся неизведанный мир, который хочется скорее изучить. В этот период чуть ли не каждый день кроха учится новому. Уже умеет сидеть без поддержки, ползает на четвереньках. Многие даже пробуют делать первые шаги.
Важно помнить, что каждый ребёнок развивается в личном темпе. Кто-то более активный, кто-то — менее, одни дети начинают ходить раньше, другие — позже. Это нормально, не стоит бить тревогу.
Ещё один навык, который появляется у младенца, — навык хватать предметы большим и указательным пальцами. Со стремительной скоростью развивается и речь, ребёнок может начать произносить согласные звуки и даже слоги.
Только предметы теперь хочется не просто брать и держать в руках, хочется ещё и бросать, смотреть, как они падают. Важно не забывать, что вещь, которую может взять в руки малыш, должна быть безопасной для него.
Появляется интерес к тому, чтобы складывать маленькие предметы в большие, а потом проделывать то же самое, наоборот доставать их оттуда.
10-12 месяцев
В 10-12 месяцев младенец становится очень активным. К этому моменту стоит максимально подготовить пространство, в котором находится ребёнок, чтобы оно было безопасным:
⁃ стоит убрать острые и опасные предметы с полок пониже, до которых может добраться кроха;
⁃ на острые углы поместить смягчающие насадки;
⁃ повесить на шкафы замки, помогающие избежать погрома, если до них доберётся грудничок.
В этот период уже не так интересно находиться у мамы на руках и хочется побыстрее узнать мир самостоятельно.
К году ребёнок уже понимает, что означают слова «нет» и «нельзя», многие дети делают первые шаги, пропуская этап с ползанием. Малютка лучше распознаёт жесты, например, если родители машут рукой при встрече и на прощанье, он это понимает. Появляется понимание, что игрушки существуют вне зависимости от того, видимы они или нет в зоне доступа.
Роль родителей и близких людей в развитии малыша сложно недооценить. Люди, которые находятся рядом с малышом, сильно влияют на разностороннее и активное развитие.
Источник сайт медицинского центра гинекологии EVACLINIC.