Планы госорганов на ближайшие годы предполагают массовую цифровизацию административных процедур, которыми пользуются субъекты хозяйствования. Главное, чтобы эта работа не была формальной.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
Тема административной нагрузки на бизнес весной рассматривалась на общественно-консультативном совете по развитию предпринимательства при Министерстве экономики.
В протоколе ОКС, опубликованном министерством, приводятся амбициозные планы по цифровизации административных процедур. Так, до конца 2025 г. в электронную форму планируется перевести не менее 300 административных процедур.
Высокая активность госорганов в этом направлении обусловлена необходимостью выполнения поручения главы государства, который в 2021 г. потребовал кардинально (до 75%) сократить количество документов, представляемых субъектами хозяйствования в рамках осуществления админпроцедур. Также неоднократно подчеркивалось, что излишняя бюрократическая нагрузка на бизнес негативно влияет на деловой климат в стране.
Предполагается, что цифровизация позволит снизить временные затраты бизнеса и населения, необходимые для осуществления административных процедур, а также сделать их более понятными для всех заинтересованных.
За 2021–2023 гг. в Беларуси приняты решения об оптимизации 665 (52% от общего количества) админпроцедур, в т.ч. 246 из них упразднены, а более чем по 120 сокращены сроки осуществления. В отношении 176 процедур приняты решения о сокращении перечня документов, предоставляемых бизнесом. Кроме того, решено изменить порядок осуществления 224 административных процедур, а почти 200 перевести в цифровой формат.
В результате за 2021–2023 гг. общее количество административных процедур сократилось с 1277 до 996 (по состоянию на март 2023 г.), в т.ч. бизнесу стало доступно в цифровом виде (через единый портал электронных услуг) 185 таких «регламентов».
Также принят Указ от 29.11.2023 № 381 «О цифровом развитии», предполагающий перевод не менее 75% административных процедур в электронную форму. Так что тренд в этом направлении продолжится.
НЕ ФОРМАЛЬНО, А РЕАЛЬНО
Для бизнеса важно, чтобы диджитализация процедур не только привела к изменению их формы, но и реально упростила взаимодействие бизнеса с государством. А в этом направлении еще есть над чем работать. Сложность в подготовке бизнесом необходимых документов, нарушение сроков осуществления административных процедур, недостаточная их цифровизация – проблемы, которые привели власти к мысли, что ситуацию нужно менять.
Правда, к настоящему времени деловое сообщество все еще критикует то, как выстроено взаимодействие между субъектами хозяйствования и различными регуляторами. На общественно-консультативном совете по вопросам предпринимательства при Минэкономики представители бизнеса озвучили ряд недостатков.
В протоколе заседания ОКС говорится, что, по данным членов совета, не все предложения бизнеса учитываются при оптимизации административных процедур. Например, представители рекламной индустрии до сих пор не могут добиться бессрочного действия разрешения на размещение средства наружной рекламы и исключить, соответственно, процедуру по их продлению.
Субъекты хозяйствования также сталкиваются со сложностями в части прохождения админпроцедур, поэтому бизнесу приходится направлять запросы в госорганы за разъяснением положений законодательства, связанных, в частности, с осуществлением процедур по согласованию совершения товарообменных операций.
Выясняется, что, хотя часть процедур и выведена из числа административных, субъекты хозяйствования по-прежнему должны их осуществлять, сказано в протоколе ОКС.
Минэкономики также увидело факты того, что количественное сокращение админпроцедур не всегда свидетельствует о фактическом снижении соответствующей нагрузки на бизнес. Так, в некоторых случаях для осуществления процедуры стал необходим всего один документ, но для его получения субъекту хозяйствования требуется пройти дорогостоящие экспертизы с подготовкой десятков документов.
Поэтому, чтобы административная нагрузка снижалась не формально (в статической отчетности), а реально, в Беларуси планируется внедрить инструмент постоянного мониторинга и анализа динамики нормативных издержек бизнеса.
Эта инициатива уже одобрена межведомственной рабочей группой при Администрации Президента, и планируется, что таким инструментом станет Национальный индекс административной нагрузки. В протоколе ОКС говорится, что к настоящему времени индекс, позволяющий дать объективную оценку существующей административной нагрузке на субъекты хозяйствования и мониторить ее динамику, разработан и апробирован.
Сейчас готовятся необходимые технологические решения, а также нормативно-правовые акты с тем, чтобы Национальный индекс административной нагрузки был внедрен и оценивал ее актуальное состояние.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: