Найти в Дзене
РОКЛЯ

Напрасные годы (часть 2)

Оглавление

Базовый материал: Леонид Кочанов

Обзор "Напрасные годы" после публикации неожиданно вызвал среди читателей и подписчиков канал большой резонанс. Одни присоединились к критическим оценкам творчества таких групп, как Кипелов и Земфира, другие принялись их защищать, третьи выдвигали альтернативные оценки, и даже предлагали своих кандидатов на роль артистов с низким КПД.

В этом обзоре РОКЛЯ ставит цель дать оценку творческого КПД рок-музыкантов, которые в силу разных причин de facto давно оставили музыку. Этих артистов объединяет то, что никто из них уже долгие годы не занимается каким-либо существенным творчеством, ни в чем другом себя не проявив, а шансы на их возвращение к активности близки к нулю.

Канал не имеет целью как-то дискредитировать творческие заслуги артистов, которые в свое время оказали огромное влияние на тот или иной стиль Рок-музыки.
Основная задача обзора - краткая оценка пути той или иной творческой единицы, и особенно, анализ момента, когда у нее произошла "остановка творчества".

Jimmy Page

Jimmy Page
Jimmy Page

Джимми Пейдж - один из наиболее ярких примеров творца, совершившего настоящую революцию в Рок-музыке, затем прекратившего, с редчайшими перерывами, заниматься каким-либо новым творчеством.

С выходом посмертного альбома Led Zeppelin «Coda», за последующие сорок лет Джимми принял участие в записи только четырех (!) студийных альбомов, из которых один альбом является релизом, на котором он появился в качестве приглашенного гитариста, один – его сольником, и два альбома были совместными проектами с другими музыкантами. Последняя на данный момент студийная запись, в создании которой Джимми Пейдж был задействован в качестве полноценного автора, увидела свет 25 лет (!) назад.

Поскольку его совместная запись с Роем Харпером «What Happened to Jugula?» не имеет прямого отношения к Рок-музыке, комментировать ее мы не станем. А вот единственный сольный альбом Пейджа «Outrider» (1988) года слушается с интересом и сейчас – это старомодный hard/blues, сильно похожий на ранних Led Zeppelin, но с упором на более «гитарное» звучание.

%C2%ABOutrider%C2%BB%20(1988)%20page

Творческий союз Пейджа и Дэвида Ковердейла, случившийся через 3 года после выхода «Outrider», вылился в их единственный совместный альбом.

Coverdale/Page
Coverdale/Page

Сейчас он находится в подзабытом статусе, а жаль – это породистый и элитарный hard/blues, с отличными мелодиями и великолепной вокальной работой.

Интересный факт: некоторые идеи Пейджа, придуманные им во время сессий к альбому, были задействованы Ковердейлом в альбомах Whitesnake.
Так, рифф к песне «Woman Trouble Blues» с альбома «Restless Heart» (1997), написан Джимми Пейджем.
Забавно, что автор этих строк несколько лет думал, что этот рифф является плагиатом к одной из известнейших песен Led Zeppelin «Black Dog», который заимствовался множеством групп и множество раз. Выходит, в данном случае мы имеем дело с антиплагиатом.

Последний альбом Пейджа, созданный совместно с Робертом Плантом, получился, наверное, самой необычной его работой после Led Zeppelin – это атмосферный диск, показывающий незаурядное музыкальное мышление его создателей.

Концертное турне совместно с Плантом в 1990-х являлось вторым и последним полноценным турне Пейджа после 1980 (первым был тур в поддержку сольника), концертный же тур совместно с Ковердейлом из-за отсутствия коммерческого успеха продлился всего неделю.

Дальнейшая деятельность Пейджа свелась к редким гостевым участиям на альбомах и на концертах; концертам Led Zeppelin, коих за все время после распада группы состоялось всего 5, и только один из них длился дольше получаса (легендарному «Celebration Day» уже минуло более 15 лет), и бесконечному ремастированию и переизданиям всего каталога Led Zeppelin.

Бездеятельность Джимми Пейджа – беспрецедентный случай в Рок-музыке, когда музыкант превращает всю свою текущую деятельность в бесконечный акт ностальгии. К сожалению, в отличие от других гитаристов-титанов своего поколения – Ричи Блэкмора и Тони Айомми, Пейдж полностью прекратил заниматься написанием новой музыки. Очень жаль, ведь послушать, к какому звучанию мог бы прийти как он, так и Led Zeppelin в 1990-2000-х, было бы очень интересно.

К большому сожалению, деятельность Пейджа – также и один из многочисленных примеров того, как слова человека расходятся с делами. Вот одна из десятков его цитат касаемо его будущего творчества:
«Я скоро намереваюсь приступить к кое-чему, что в свое время может превратиться в альбом. Все будет, я с оптимизмом смотрю на этот проект. Но если вы думаете о всех областях, где я себя уже пробовал, гитаре, будь то акустика или электрогитара, или еще что-то, всех подходах, которые я уже демонстрировал, то работа будет расширенной версией всего этого. Так что это не просто акустический, не просто электрический альбом, это будет всем тем, что я могу сейчас сделать».

По какой же причине легендарный музыкант не смог себя найти после роспуска Led Zeppelin? На наш взгляд, она состоит в том, что Пейдж по своей ментальности относится к музыкантам такого типа, для которых группа, в которой они играют – это их детище и их стихия, с которым они готовы связать всю свою музыкальную жизнь.

С момента образования Led Zeppelin, Пейдж изначально видел себя исключительно в роли музыкального мозга группы, и, видимо, внутренне оказался не готовым перестроиться, в отличие от его коллеги-певца, «на сольный лад».

После распада группы в 1980, причины и последствия которого стоит признать весьма неоднозначными, момент, когда группа могла вернуться, и сделать это относительно своевременно, все же был – реюнион в Лондоне на O2 Arena. Музыканты на тот момент ещё были не так стары, Пейдж и Джонс давно не занимались музыкальной деятельностью, а сольный проект Планта был направлен на куда более узкий круг слушателей. Тем более, ударником группы на тот короткий период был не кто иной, как Джейсон Бонэм – выросший во всех смыслах сын умершего ударника «цеппелинов», обладавший аналогичным стилем, и, со слов музыкантов, «на зубок знавший не только все песни, но даже каждую ее концертную версию».

Увы, группа, несмотря на многолетние слухи, так и не возобновила какую-либо деятельность, ограничившись выходом DVD с памятного концерта 5 лет спустя, каждый участник того легендарного концерта вернулся к своим музыкальным и продюсерским проектам, а Пейдж продолжил ностальгировать по былым временам, неустанно пересводя старые альбомы, и периодически выкапывая нереализованные би-сайды. Перестраиваться на сольное творчество артист так и не захотел, и (или) не смог.

Guns’n’Roses

Axl Rose
Axl Rose

Gun’s Roses – самый яркий пример коммерчески супер-успешной группы, которая при этом представляет собой яркий пример выраженной творческой импотенции. Отсутствие творческой жизни в группе за последние 15 лет тесно переплетается с судьбой ее «лица» – вокалиста Эксла Роуза. Если не считать сессионных появлений, вся его дискография тождественна дискографии Ружей и роз, которая насчитывает целых четыре официальных альбома - и это за сорок лет (!).

По сути, как полноценный творческий коллектив группа просуществовала менее 10 лет – начиная с прихода в группу Эксла Роуза, и заканчивая окончанием тура в поддержку дилогии «Use Your Illusion» (1991). За это время группа успела выпустить замечательный дебютник «Appetite for Destruction» (1987), представляющий собой отличную работу на стыке glam/moderh hard, крепкий «G N’ R Lies» (1988), а затем и шедевральную дилогию.

«Use Your Illusion» эталонен. Подобно Metallica, сумевших, в свое время, провести убедительный синтез из всех имеющихся на тот момент наработок в тяжелой музыке, и Guns'n'Roses смогли сделать нечто подобное на ниве рок-стилей: по сути, эти работы представляют собой убедительный синтез из hard/glam/punk/progressive, которые слушаются очень гармонично, и содержат несколько вечных хитов, восторг от которых можно было бы описывать очень долго.

Вот как описывает впечатления от классического альбома группы пользователь с ником Alias на сайте Darkside.ru: «По сей день обе части «Use Your Illusion» дают увесистого пинка под задницу большинству групп, играющих не только в подобном стиле, но и металла в целом, независимо от направления. Такому не научишься. Чтобы выпускать такие шедевры, помимо таланта и здоровой доли непосредственности нужно этим жить. Это необходимо прочувствовать и пропустить чрез себя. И знаете, что я еще скажу? Вот это и есть то самое TRUE в самом широком смысле! Снимаю шляпу».

После триумфального совместного тура, совместно с Metallica и Aerosmith, группа де-факто закончила свое существование как творческая единица. Все, что было позже, можно воспринять как жалкие попытки вернуться на некий былой уровень. Поле выхода невнятного сборника каверов «The Spaghetti Incident?» группа на несколько лет распалась...

Возобновление же деятельности «ганзов» с другим составом спустя много лет, и последующие роды невнятного «Chinese Democracy», давно стали притчей во языцех. Вышедший спустя 17 лет (!) после последнего студийника с оригинальным материалом, этот долгострой многих разочаровал. Несмотря на несколько неплохих песен и нестандартные музыкальные ходы, большинство сошлись во мнении, что это скорее сольник Эксла, который не стоил стольких лет ожидания.

После этого история группы превратилась в бесконечный гастрольный чес, для которого даже события вроде возвращение музыкантов из классического состава, на наш взгляд, не представляют существенного значения – какая разница, если этот же самый состав даже не попытался создать новый материал? А ведь, от последнего студийника группы нас уже отделяет столько же времени, сколько этот студийник от предыдущего - того самого сборника каверов.

По какой причине группа, достигнув Олимпа музыкальной популярности, по сути просто стала зарабатывать на своем былом величии? В отличие от остальных случаев, представленных в этой статье причина эта причина самая простая – достигнув всего, чего только можно достичь в музыке - креативности и популярности, творческого наследия и денежного успеха, музыканты просто не нашли в себе мотивацию сохранить тот же темп деятельности.

Подобные примеры можно привести в огромном количестве в самых разных сферах, когда люди выбиваясь в число единиц, получающих особый статус и популярность, со временем теряют мотивацию для продолжения своего движения вперед. Наложим на это психологические проблемы фронтмена группы, достойные отдельной книги – и получаем печальную ситуацию, при которой группа, по сути, превратилась в трибьют-бэнд имени самих себя еще в середине карьеры.

Кстати, при всей своей очевидной творческой немощи, феноменальная популярность Guns'n'Roses – прекрасный пример того, что массовому среднестатистическому зрителю вообще все равно, как давно группа творчески активна, главное, чтобы в концертную программу обязательно вошли основные хиты вроде «Welcome to the Jungle» и «November Rain»...

Андрей Большаков

-4

На российской тяжелой сцене Андрей Большаков - беспрецедентный пример ярчайшего композитора и артиста, который, тем не менее, без удовлетворительных объяснений, в одночасье прекратил любую творческую деятельность.

Про короткий период Большакова в Арии, и золотые времена Мастера 1980-х, сказано и написано очень много, поэтому мы лишь ограничимся тем, что на каждом из 4-х альбомов, в которых Андрей принимал участие, его песни становились главными «киллерами» этих пластинок. Всего за год пребывания в Арии, он написал несколько песен, ставших народными хитами, которые еще много лет исполнялись на сцене Арией, и стали частью массовой культуры.

Позже, прежде всего, по его инициативе, большая часть музыкантов второго состава Арии ушла, основав группу Мастер, которая исполняла новаторский для СССР тех лет thrash metal. Песни для первого альбома группы были фактически написаны Большаковым в одиночку - из 9 песен 7 принадлежат его перу (кстати, по его словам, песня «Щит и меч» предлагалась им еще во время сессий к альбому «С кем ты?»).

На втором, еще более культовом альбоме группы «С петлей на шее» (1989), большинство в авторстве песен вновь принадлежит ему (кстати, именно на нем существует единственная песня, написанная тандемом Большаков/Грановский – «Мы-не рабы»).

К сожалению, записанный в 1991 году третий альбом Мастера «Talk of the Devil» стал последней музыкальной работой Андрея. В том же году он, сославшись на болезнь, покинул состав группы, и, несмотря на отсутствие официальных заявлений, de facto завершил карьеру музыканта.

Данный уход был крайне внезапным, учитывая, что до последнего момента Большаков продолжал оставаться ключевым звеном в группе. Несмотря на то, что «Разговор со злом» заметно уступал первым двум альбомом группы, наиболее сильные песни на этом диске вновь принадлежат перу Большакова.

Официально группу Мастер Большаков покинул только два года спустя, хотя ни творческой, ни организаторской деятельностью он уже не занимался. Тем не менее, во время сессий к следующему альбому группы, «Maniac Party», он иногда появлялся в студии и даже несколько раз пробовал что-то записать. Его короткое соло в песне «Screams of Pain» стало его последней студийной работой в качестве рок-гитариста.

Анализируя скудное творчество Большакова (в совокупности в Арии и Мастере он написал 19 песен, из которых 2 – в соавторстве), невозможно не отметить, что он являлся одним из талантливейших композиторов в тяжелой музыке. Не обладая сильной техникой, он обладал главным качеством рок-музыканта – умением создавать неповторимые музыкальные конструкции.

Кстати, несмотря на то, что его творчество выдержано в стилистке speed/thrash metal, на каждом альбоме с его участием встречаются необычные композиции, такие как: лирическая баллада «Без тебя», «Храни меня», инструментальная гитарная пьеса «Когда я умру…», и панк-хардкор «I Hate Your Sex».

Также, нельзя не отметить его непродолжительный, но при этом крайне продуктивный творческий тандем с ныне покойной Ниной Кокаревой – ее тексты к 5 песням авторства Большакова, на наш взгляд, наиболее полно отражают суть и идею thrash metal.

Убедительно звучащих причин, почему Большаков так рано и внезапно закончил карьеру музыканта, нет. Он сам связывал это с изменившимися религиозным взглядами, принятие которых было несовместимо с ведением образа жизни рок-музыканта. При этом, внятного ответа на то, что мешало ему при этом работать в качестве студийного музыканта, он не дал. Следующие 25 лет Большаков с переменным успехом занимался издательской и организаторской деятельностью в музыкальных сферах. Последние годы он предпочитает вести тихую и размеренную пенсионерскую жизнь.

На наш взгляд, причина прекращения творчества Андреем Большаковым была связана с эмоциональным выгоранием, возникшим из-за многолетнего бремени лидерства в крайне тяжелых условиях. В кратчайшие сроки он прошел путь от запретного музыкального «подполья» до стадионной популярности, а затем – почти до моментального забвения начала 1990-х, и все это - на фоне конфликтов при расколах групп, лидерской ноши, как в творческом, так и в организационном плане, пиком которой пришло осознание того, что за рубежом большого будущего у группы нет.

В обзорах «В нирвану через ад» и «Арийская семейка» мы уже писали том, что музыканты Мастера, по сути так полноценно и не восполнили уход Большакова, и за исключением альбома «Песни мертвых», больше не поднимались на прежний уровень творческой креативности.

Музыкант регулярно появлялся на сцене в качестве приглашенного гостя многих коллективов Семейки Арии, особенно группы Мастер. Тем не менее, о возобновлении профессиональной карьеры речи не идет: по словам Большакова, он даже не берет в руки гитару в перерывах между «гостевыми» концертами.

заявление группы Мастер, 5 декабря 2023
заявление группы Мастер, 5 декабря 2023

Тем не менее, тень Андрея Большакова витает над группой Мастер и по сей день. Так, в декабре 2023 официальные паблики сообщили, что

"Группа Мастер вынуждена прекратить сотрудничество с Андреем Большаковым.
В связи с резко негативными высказываниями Андрея Большакова в своих интервью в адрес группы Мастер, участников коллектива и поэтов группы.
А такое поведение противоречит нашим ценностям и этическим принципам".

Сергей «Боров» Высокосов

-6

Присоединившись к Коррозии металла в 1984 году в качестве соло-гитариста, группа с участием Борова завоевывает андеграундную популярность, и после выхода мини-альбома «Власть зла», и концертника «Жизнь в октябре», записывает культовый для советского металла альбом «Орден Сатаны».

Для нас «Орден Сатаны» - эталон жанра thrash metal. Альбом отличает качественная запись, высокий уровень техники, зрелый голос Борова, весьма приличный уровень текстов (!), и ни одной проходной песни – с такими характеристиками альбом отлично слушается и сейчас.

Львиной долей успеха этот альбом обязан именно Высокосову, который активно участвовал в сочинении песен, записал все партии соло-гитары и даже написал текст к песне «В шторме викинг и меч».

(Все перечисленное относится к перезаписанной версии 1991, которая была сделана музыкантами исключительно по причине утраты оригинальной записи).

Творческая гибель группы была очень быстрой. К последующим интересным альбомам группы можно отнести только следующий студийник «Russian Vodka», вышедший в 1989. Он получился слабее «Ордена Сатаны», к тому же, его отличает крайне посредственное качество записи, но это все еще качественный «могильный» thrash metal, а венцом творения на пластинке является гениальная песня «Зов теней».

После выхода этого альбома Боров пробыл в группе еще 9 лет, за которые группа успела записать 4 альбома, один слабее другого (несмотря на то, что «Садизм» в свое время пользовался популярностью). На наш взгляд, среди всего материала можно со скрипом набрать песен только на один средний альбом.

Несмотря на то, что Коррозия металла, как и остальные группы в тяжелых стилях, после разрушения СССР навсегда распрощалась со стадионной популярностью, за счет коммерческой оборотистости Паука, группа весьма уютно обосновалась в клубно-андеграундной нише, прежде всего за счет бурной деятельности лидера группы (скандальные секс-шоу, издание рок-журналов, организация собственных фестивалей, политические акции и т.п.).

Уже тогда в группе гастрольные музыканты менялись как на карусели, а в 1995 классический состав группы распался, когда группу покинули классический ударник Александр «Ящер» Бондаренко и гитарист Роман «Костыль» Лебедев. Боров продержался аж до 1998 года, хотя на саму группу он никак не влиял – достаточно казать, что на концертах группы он, будучи вокалистом, никогда не был фронтменом – с публикой общался только Сергей «Паук» Троицкий (случай для рок-музыки уникальный, возможно даже единичный), а творческую энергию направлял на сторонние проекты наиболее интересными из которых являлись: работа сессионным гитаристом в Алисе, участие в исключительно концертном проекте НИЛ-62 (всем, кто интересуется авангардной музыкой, рекомендуем послушать), и других проектах.

Неизвестно, сколько бы еще Боров продолжал «по привычке числиться» в группе, играя, по его же словам, «дохлый панк», если бы не его новая возлюбленная Наталья Медведева. Все больше увлекаясь ею самой, и игрой в ее музыкальных проектах, Боров пусть и запоздало, но все же в 1998 покинул Коррозию металла. До смерти певицы в 2003 он был гитаристом в ее музыкальных коллективах. Так же, как и в случае с НИЛ-62, данная музыка не имеет к metal никакого отношения - это симбиоз из разных музыкальных жанров.

Более интересным для фэнов стало его неожиданное возвращение к истокам в 2006, когда была основана Boroff-band (хотя, по словам Борова, разовые концерты под такой вывеской он периодически давал ещё с 1999).

Первоначальная идея этого проекта была очень проста: исполнение песен Коррозии в классическом рок-формате, но без Паука и без скандальной составляющей. По-настоящему проект начал раскручиваться в 2009 – именно тогда Боров начал активно раздавать интервью, в которых обещал непременно записать новый альбом. Момент был выбран удачный: после несколько лет творческого застоя, было бы логичным сделать «возвращение к корням», публика успела соскучиться по классической «той самой Коррозии», состав у группы был собран из весьма толковых музыкантов. На это и настраивал выпущенный в 2010 сингл «Металл».

На наш взгляд эта песня – лучшее, что случалась в творчестве участников классического состава Коррозии металла в XXI веке. К сожалению, она стала настоящей эпитафией ко всему движению советского thrash – после нее под вывеской группы удалось обнаружить только почти весь перезаписанный каталог классической Коррозии металла (в чем, учитывая намного более академичную манеру исполнения, особого смысла в нем замечено не было), и издание мини-альбома «Рок-пророк», в котором, несмотря на разрозненность материала, чувствовался потенциал нового проекта.

После этого группа не записала ни одной новой песни, и, погастролировав еще несколько лет, «волею Божию помре».

Автору этих строк как раз удалось посетить концерт группы на излете ее существования в клубе Glastonberry в 2014.
Вот какие воспоминания о нем сохранились: «Народу у клуба было совсем немного, да и сам зал оказался заполнен едва на половину. Вообще атмосфера вокруг была весьма флегматичной: никакой неадекватной публики, предконцертного волнения и, слава Богу, никакого разогрева.
Перед концертом удалось пообщаться с супружеской парой по 60 лет (!), которые оказались большими знатоками не только музыки Борова, но и вообще всей советской тяжелой сцены:
- Мы регулярно ходили на всевозможные концерты с конца 80-ых, но концерты «Коррозии металла», нам быстро наскучили, из-за дешевого эпатажа, рассчитанного на всякое быдло – откровенничали они со мной, то и дело прикладываясь к фляжке с дешевым виски. На их концертах всегда было больше драк, больше стычек с милицией, больше быдла, чем на концертах любых других групп. Поэтому мы очень рады, что можем наконец послушать их песни в нормальном виде.
Сам концерт задержался всего на 20 минут. Звук бы глуховат, освещение самое минимальное, да и музыканты почти все выступление были какими-то сонными: никакого хедбэнинга, общения с залом и прочее – просто на сцену вышли несколько немолодых мужиков и начали рубить оголтелый треш.
Больше других порадовали «Слишком поздно» и «Металл», ну а под такие хиты как «Дьявол здесь», «Фантом» «Моторокер» и же с ними, и вовсе хотелось рубится до упада. Жаль, не сыграли «Мертвого Распутина», да и вообще с «Садизма», кроме невнятно «Thrash Around Kreml», больше ничего не прозвучало.
Само выступление длилось всего час с небольшим – после него Боров дежурно попрощался с залом, и музыканты, быстро свернувшись, покинули сцену, даже не выйдя к публике на поклон».

После закрытия проекта, деятельность Борова как музыканта, по сути, завершилась.

В 2016 году состоялась историческая встреча Паука и Борова. Велись переговоры о совместных концертах, но дальше разговоров дело не пошло.

В том же году была образована новая группа Corrosion - сиречь, тот же самый трибьют старой Коррозии металла, но на сей раз до предела аутентичный, состоящий исключительно из бывших, кроме Паука, участников золотого состава (примкнувший к Борову и Ящеру Костыль играл на бас-гитаре). Данный проект производил намного более бледное впечатление – никто из участников даже не пытался скрыть, что нового материала не будет, а отсутствие на концертах второго гитариста негативно сказалось на звучании, при том что голос Высокосова, кажется, совершенно не изменился аж с 1980-х.

В 2018 Сергей также мелькнул в проекте Laptev’s Epidemia на альбоме «Затерянный храм Энии», в котором он сыграл/cпел/побыл определённой концепцией персонажем и, по неподтверждённой информации, даже выступил соавтором нескольких песен.

После начала фейкодемии Высокосов de facto прекратил всяческую музыкальную деятельность. На данный момент музыкант живет на Валдае.

По каким же причинам у Борова не получилось стать полноценной творческой единицей после ухода из Коррозии металла? Прична здесь может быть только одна, простая и ясная: у Высокосова изначально не было лидерских качеств, необходимых для того, чтобы заниматься раскруткой музыкальных проектов, и собирать в единый «кулак» разносторонних музыкантов. У него всегда хорошо получалось «раскрасить» те группы, в которых он участвовал за счет своего таланта, но в ситуациях, когда нужно было поднять группу за собой, он не смог проявить лидерских качеств, поскольку банально не имел нужных черт характера (в похожей ситуации находятся, например, Кипелов и Бутусов).

Но, если вышеназванные артисты могут спокойно гастролировать, и зарабатывать не самые последние на свете деньги за счет своего имени и старых хитов, то в наше время на исполнении классики советского thrash metal заработать на безбедную старость не получится, и уж тем более – не получится это сделать на записи новой музыки. Вот и получилось, что, не найдя близких по духу соратников (или старых, в которых бы сохранилась творческая энергия), «золотой голос» Коррозии прекратил всяческую творческую деятельность.

Боров и Наталья Медведева
Боров и Наталья Медведева
На вышеперечисленных примерах мы видим, что желание творить не зависит от материального благосостояния. При этом, в силу разных причин, многие культовые музыканты в какой-то промежуток времени могут полностью прекратить создавать что-то новое, копаясь в своем прошлом, или кормя поклонников обещаниями «начать думать о новом альбоме в следующем году».
История Рок-музыки показывает, что творческую форму легко потерять, но тяжело вернуть – и примеры, когда музыкант, прекративший по каким-то причинам заниматься творчеством, а затем триумфально возвращался на сцену и в студию, крайне редки. Осознавать это очень тяжело, поскольку каждый из музыкантов этого списка обладает уникальной подачей и артистизмом – и при стечении обстоятельств, до сих пор мог бы радовать поклонников новой музыкой.
Так или иначе, причины прекращения деятельности, на наш взгляд, почти всегда лежат скорее в области психологии, и не всегда поддаются рациональному объяснению с точки зрения финансовой выгоды, запросов публики, условий и т.п.
Известны случаи, когда рок-музыканты после нескольких лет простоя, вдруг разрождались новыми творениями, когда от них этого уже никто не ждал. Яркие примеры – последние альбомы Кей Кей Даунинга после его ухода из Judas Priest, или альбомы Whitesnake под руководством Дэвида Ковердейла на рубеже 2000-2010-х. Как показывает практика, такие творческие проблески весьма редки, но при этом они никогда не угадываются логически – и поэтому, возможно, кто-то из этой «галереи лиц» удивит нас снова.
А каких вы знаете рок-деятелей, давно прекративших заниматься творчеством? Пишите об этих артистах в комментариях, уважаемые читатели и подписчика канала!