Знаменитый кадр "Знамя Победы над Рейхстагом" сделал военный корреспондент Евгений Халдей 2 мая 1945 года. Это одна из наиболее распространенных фотографий периода Великой Отечественной да и вообще второй Мировой войны. Знамя водружают бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалёв, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев.
Первое знамя над Рейхстагом было поднято бойцами капитана Неустроева еще 30 апреля. Впрочем, это было "самодельное знамя" из красной материи, что красноармейцы нашли в подвале. Но этот момент не был запечатлен. Командование посчитало, что для хорошего снимка нужно полноценное знамя с серпом и молотом. Мало кто знает, но и снимок сделанный Евегием Халдеем тоже чуть не оказался забракован. А виной всему часы:
Спустившись с Рейхстага, Халдей сразу полетел в Москву. В редакции снимок приняли как икону - со священным трепетом. Но из-за одной мелочи фотографию едва не "запороли".- Редактор вдруг сказал: стоп! Фотографию нельзя печатать, - живо пересказывает Анна воспоминания отца. - У Исмаилова на обеих руках часы! Оказалось, вторые часы трофейные. А значит, забрал у врага, мародерство... Поэтому Халдей на пленке выцарапывал вторые часы иглой. (Источник: Снимок Евгения Халдея "Знамя победы над Рейхстагом" могли погубить трофейные часы. Комсомольская правда)
На самом деле никакого мародерства в этой истории нет. Двое часов на руке советского бойца оказались совсем по другой причине. Буквально за день до штурма Рейхстага бойцы капитана Неустроева штурмовали так называемый "Дом Гиммлера". Огромное шестиэтажное здание с толстыми стенами. Дом находился сразу за мостом Мольтке, который предстояло преодолеть под плотным огнем неприятеля. Первыми преграду преодолели бойцы взвода лейтенанта Крутых. Неся большие потери они вступали в рукопашную схватку с обороняющими мост гитлеровцами.
Сам дом Гиммлера за мостом был превращен в отличную огневую позицию. Окна заделаны кирпичом с небольшими проемами для стволов пушек и пулеметов. Дверные проемы тоже служили огневыми позициями. Лишь к ночи 28 апреля взвод лейтенанта Кошкарбаева смог пробиться к одной из дверей у моста в дом и войти внутрь. Дальше бой разгорелся уже в самих помещениях. За сутки к ночи 29 апреля советские бойцы смогли отбить у врага четыре этажа.
Схватка продолжалась на двух последних этажах и в подвале здания. В это же время замполит батальона Алексей Берест изучая захваченные этажи наткнулся на служебный кабинет Гиммлера. Внутри стоял сейф в замке которого торчал ключ. Берест открыл дверцу и увидел внутри множество небольших коробочек. В коробочках лежали часы с черными или белыми циферблатами. Это были наградные часы, которые предназначались эсэсовцам.
...пленные говорят, что фюрер собирался награждать этими часами тех, кто первым войдет в Москву. Но Москвы им не видать, а часы вот старшина приказал давать тем, кто идёт на штурм рейхстага... (Из воспоминаний генерал-майора Шатилова Василия Митрофановича)
Берест в шутку принялся награждать этими часами бойцов своего отряда. Причем раздавал по две штуки, чтобы солдаты могли поставить на них и берлинское и московское время:
«Бойцы, заходите на построение. Буду награждать часами!» — не то в шутку, не то всерьез крикнул Берест. В кабинете собирались бойцы. Берест вынимал белые и черные коробки, в которых лежали часы с белым и черным циферблатом и фосфорическими стрелками, и раздавал солдатам. Берест вошел в роль и выдавая подарки приговаривал — «Каждому награда по две шутки — одни часы ставьте по нашему, московскому времени, другие — по здешнему — берлинскому». А на следующий день бойцы двух батальонов, награжденные «часами Гиммлера», брали Рейхстаг. (Источник: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. "Знамя Победы или история о том, как русские солдаты-мародеры водружали красное знамя над Рейхстагом"
Так что никакого мародерства в этой ситуации не было. Наградные часы пошли по своему прямому назначению - были вручены как награда. А поскольку взятие Москвы для фашистских захватчиков сорвалось, да и вообще фашистские орды были на голову разбиты, часы получили советские бойцы.
Периодически снимок с двумя часами пытаются использовать, чтобы выставить красноармейцев бравших Берлин в неприглядном свете, мол "смотрите, двое часов, это доказательство мародерства". Однако, если знать правду, то всегда можно ответить такому "обличителю", что "да, это часы которые Гиммлер хотел вручить эсэсовцам за взятие Москвы. Москву фашисты не увидели. А часы достались нашим бойцам. И я горжусь нашими дедами и отцами взявшими Берлин и уничтожившими фашизм в его логове".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.