Найти тему
ПРАЙМ

Россия и Китай: экономическая дружба, которая может потрясти мир

   Китай© РИА Новости . Илья Питалев
Китай© РИА Новости . Илья Питалев

Виталий Манкевич

Запланированный на 16-17 мая визит президента Владимира Путина в Китай проходит в эпоху подъема российско-китайских отношений. Наиболее активно развивается сотрудничество между регионами двух стран. Нужно отметить, что многие российские области – Севера, Центра, Запада и Юга - ранее мало сотрудничали с Китаем, так как имели устоявшиеся связи с западными странами. Но теперь в лучшем случае эти контакты заморожены, а потому регионы заинтересованы в работе с Китаем.

У одних это получается достаточно успешно, некоторые только в начале пути. Но яркие примеры и проекты уже есть – например, зерновой терминал в Забайкальском крае, "рапсовый" проект в Республике Бурятия, планы китайских промышленников начать работу в Якутии. Значимые успехи демонстрирует Иркутская, Оренбургская, Тульская область, и в целом таких примеров много. Проекты самые разные – и промышленность, и сельское хозяйство, и туризм.

Есть и проблемные сферы. Прежде всего стоит отметить инвестиционное сотрудничество, которое и ранее развивалось не слишком успешно, а на фоне усиления санкционного давления и вовсе начало отпугивать потенциальных инвесторов. Здесь сложились воедино объективные и субъективные факторы. Проблема сложная и многоуровневая, но решать ее придется. Вообще, существует много вариантов и возможностей. Так, у РАСПП уже есть семь представительств и собственный торговый дом в Китае, что позволяет минимизировать многие сложности.

По итогам визита главы государства в Китай я ожидаю серьезных подвижек по газопроводу "Сила Сибири – 2". По этому проекту давно не было конкретных новостей, что порождает слухи и домыслы, да и в целом создает не слишком позитивный фон для двустороннего сотрудничества. Требуют решения на самом высоком уровне проблемы платежей, и обе стороны в этом заинтересованы. Другой вопрос, что это очень сложная тема, нужна серьезная техническая проработка. Кроме того, вряд ли детали договоренностей будут доступны широкой публике – такова реальность.

Что касается логистики, то стоит ожидать информации по проектируемому мосту через Амур Сковородино–Мохэ, который, согласно планам, может стать железнодорожно-автомобильным, то есть еще более функциональным, чем мост Благовещенск – Хэйхэ.

А вопросы производства, по моему мнению, решаются на местах – если китайских партнерам будут предложены интересные проекты, то желающие всегда найдутся. Не случайно сейчас мы наблюдаем регулярные визиты китайских делегаций в РФ на уровне городов и провинций. Китайские партнеры ждут интересных предложений и открыты для сотрудничества.

Если оценивать глобальные перспективы, я думаю, что сейчас Россия и Китай в авангарде строительства действительно многополярного мира, прежде всего в экономическом плане. Мы видим, к чему пришла старая экономическая модель, основанная на доминировании доллара и Запада в целом.

Здесь нужно отметить два момента. Во-первых, экономическое сотрудничество Москвы и Пекина развивается в условиях жесточайших санкций, то есть, по сути, вырабатывает "иммунитет". Формируются защищенные механизмы сотрудничества во всех сферах, которые потом могут быть предложены и другим государствам.

Во-вторых, напомню, что Россия и Китай сотрудничают не только в двустороннем формате, но и на платформах БРИКС и ШОС, которые по степени влияния, количеству сфер взаимодействия и другим характеристикам вполне сопоставимы с G7. Неслучаен интерес со стороны такого количества государств прежде всего к БРИКС. За этим форматом – будущее глобальной экономики.