Рассуждения о порядке ведения работы от профессионального художника Натальи Овсянниковой.
Занимаясь довольно продолжительное время живописью, рисунком, композицией, всё чаще наблюдаю такое явление, как сходство определенных законов, которые, на мой взгляд, в той или иной мере свойственны всем разновидностям изобразительного искусства.
Эскиз картины, портрет, пейзаж, натюрморт, фэшн-иллюстрация, рисунок, скетч - работая над каждым из этих направлений мы решаем примерно одни и те же задачи, и, на мой взгляд, законы, о которых мы будем говорить, применимы к каждому из этих направлений. Композиция, тон, цвет, фактура, акценты - это те общие законы, которые действуют при работе практически над любым изображением.
Первая из задач, которую, на мой взгляд, следует решать - это композиция. Композиция - это когда задумывается, как изображение должно выглядеть в листе. Обычно в этом случае используются такие понятия, как формы и контур формы. Форма - это само изображение, контрформа - это пустоты ее окружающие. Кроме этого обдумываются такие моменты, как размер изображения (крупное/мелкое), его расположение относительно середины листа (смещено вправо/влево/вверх/вниз, центрировано) и краев формата (касается, срезается), заполнение пустот вокруг основного изображения.
На мой взгляд, композиция - одна из самых важных задач, которую следует решить. Если композиция не продумана, то и в конечном результате будет что-то раздражать, даже если исполнение будет великолепно. То есть знания о композиции помогают задумывать работу еще до ее начала и продумывать, как она должна выглядеть в итоге. Также здесь может применяться такой термин, как компоновка.
Следующая задача, которую на мой взгляд стоит решить - это общая тональность работы (светлая, средняя, темная, сближения, контрастная) и на основе этого условно разложить работу на три тона. Определить тональные пятна. Таким образом мы получаем тональную композицию. На данном этапе мы можем продумать, как сделать так, чтобы белое светилось и привлекало внимание, или чтобы работало темное. То есть в какой мере должна присутствовать контрастность и где.
На этом мы можем остановиться и получить самостоятельную графическую работу.
Если же мы принимаем решение двигаться дальше, то далее следует поговорить о цвете, который неразрывно связан с тоном, ведь довольно часто в отношении живописных работ можно услышать такой термин, как «цвето-тональные отношения».
На данном этапе, я считаю, в первую очередь стоит задуматься о создании общего колорита работы, который наравне с тоном будет задавать общее настроение. Продумать композицию цветовых пятен так, чтобы зритель мог считать задуманный нами образ и погрузиться в созданную в работе атмосферу.
Далее, работая с материалом, следует подумать о фактуре. Ширина и густота мазка, длина штриха, четкость/текучесть, то есть варианты нанесения конкретного материала. Кроме того, я считаю, что следует уделить внимание поиску того материала, который поможет в лучшей степени отразить вашу идею.
И последнее, что бы мне хотелось обозначить - это акценты. Для меня это порядок изучения зрителем работы, те опорные точки, по которым смотрящий воспринимает изображение в целом. То есть основное место в работе, куда должен смотреть зритель и дальше - последовательность смотрения, с уменьшением степени значимости. К главному зритель всегда должен возвращаться, и наш рисунок словно говорит - смотри сюда, потом сюда, потом сюда. В целом это так.
На мой взгляд, создавая изображение, мы пытаемся поговорить со зрителем нашим пластическим языком, передать через работу смыслы, эмоции, чувства. И я уверена, что эти знания могут помочь говорить со зрителем ясно, красиво и глубоко.