Расстройство аутистического спектра — достаточно частое явление в последнее время, по данным за 2013 г., это заболевание встречается у 1% детей в России. Но другие страны отмечают прирост заболевания. Так, в США, по данным за 2023г. РАС встречается у 1 из 36 детей.
Возможно, это связано с улучшением диагностики и осведомленности родителей, ведь ранее РАС относили к шизофрении.
Что такое РАС?
Расстройство аутистического спектра не считается заболеванием, это комплекс различных неврологических особенностей. Тем не менее, это расстройство включено в Международную классификацию болезней (F84 «Общие расстройства психологического развития» в 10 пересмотре или 6А02 «Расстройства аутистического спектра» в 11 пересмотре). Поэтому РАС можно считать заболеванием, учитывая то, что это расстройство не излечимо, требуется правильная коррекция специалистов (психолог, логопед и дефектолог), а также в некоторых случаях медикаментозная поддержка для коррекции поведенческих особенностей.
Часто РАС называют аутизмом и в целом это правильно, но есть небольшие особенности. Когда мы говорим «расстройство аутистического спектра», мы как бы подчеркиваем совершенно разные особенности детей. Поэтому термин «аутизм» иногда применяют к «классическому» случаю РАС (ранний детский аутизм).
Основными критериями диагностики принято считать:
- Нарушения социального взаимодействия - нежелание общаться с другими детьми, отсутствие эмоциональной реакции при взаимодействии, отсутствие жестикуляции, нарушение интонации речи.
- Нарушение коммуникативной сферы — отсутствие речи и использование речевых клише, повторение фраз (эхолалия).
- Стереотипные движения — это могут быть отдельные движения или более сложные двигательные акты, часто повторяющиеся и не относящиеся к основной деятельности.
Как я уже говорила, РАС - это целая группа расстройств, поэтому каждый ребенок уникален. Интеллект при разных формах может быть полностью сохранен или нарушен вплоть до тяжелой степени умственной отсталости.
Ранними признаками РАС, на которые родителю стоит обратить внимание могут являться:
- Отставание в развитии речи или «откат» речевых навыков на предыдущий период развития, непонимание обращенной речи;
- Необычные движения ребенка: он может махать перед собой руками, ходить на носочках, раскачиваться на месте, очень близко разглядывать предметы, хлопать перед собой или закрывать уши руками;
- Частый признак, по которому родители понимают, что у ребенка возможно РАС - выкладывание рядков из игрушек или построение башенок с разделением по цветам;
- Отсутствие подражания эмоциям - когда вы улыбаетесь или смеетесь, ребенок никак не реагирует;
- Повторение слов/словосочетаний/фраз за другим человеком, особенно вместо ответа на вопрос. Наиболее ярко это можно заметить, если ребенок повторяет свое имя, после обращения к нему;
- Отсутствие указательного жеста. Часто, чтобы попросить о помощи, дети с РАС берут взрослого за руку и его рукой пытаются сделать то, что им нужно;
- Отсутствие прямого взгляда в глаза во время общения или слишком короткий и мимолетный взгляд;
- Избирательность в еде (особенно в ее консистенции), избегание громких звуков, нелюбовь к определенным тактильным ощущениям (например, нежелание брать в руки пластилин);
- Игра только с бытовыми предметами и отсутствие игры с игрушками (катать машинку, кормить куклу и т.д.).
❗️Все эти перечисленные признаки в отдельности могут встречаться у любого ребенка и быть абсолютной нормой, проходящей с возрастом. Но, если вы заметили у своего ребенка несколько критериев, то я рекомендую обратиться к врачу для диагностики.
Причины РАС
Скажу сразу, точные причины РАС неизвестны, в настоящее время считается, что в развитии заболевания участвуют сразу несколько причин.
- Генетические факторы: по данным исследований, определенная предрасположенность к РАС наследуется, при этом может происходить «накопление» аутистических черт, а также может наследоваться уязвимость, при которой важную роль играют средовые факторы.
- Нейрохимические гипотезы указывают на связь нарушения обмена нейромедиаторов.
- Нейродизонтогенетическая гипотеза указывает на дефекты развития мозга на ранних стадиях развития.
- Психосоциальные факторы указывают на связь между стрессом и началом болезни.
Существуют 2 мифа происхождения болезни:
- РАС возникает в результате прививки. Это абсолютно не доказанная гипотеза. Ее причиной служит частое возникновение симптомов и «откат» после прививки примерно в 2 года. Но здесь нарушена причинно-следственная связь. Любая вакцинация, тяжелая болезнь или переезд — это стресс для ребенка, а во время стресса возможен возврат на предыдущие стадии развития, а также первые проявления любой хронической болезни. То есть прививка не вызывает РАС, но может ускорить симптомы проявления, которые так или иначе обнаружили бы себя позже и более постепенно.
- Причина РАС - шизофреногенная мать (холодная и отсутствующая). Это тоже абсолютный миф, который родился на основе представлений, что шизофрению вызывают нарушения детско-родительских отношений. Я сейчас не буду говорить о причинах шизофрении, но вспомним, что РАС и шизофрения в настоящее время — два совершенно разных заболевания. Качественные детско-родительские отношения действительно важны для развития ребенка, но они не вызывают РАС, в худшем случае могут повлиять на течение этого расстройства. Поэтому не стоит винить родителей в наличии у их ребенка РАС (и многих других заболеваний). Поверьте, чувства вины у них итак достаточно.
Что делать, если заметил у ребенка симптомы РАС?
В самую первую очередь необходимо посетить врача-психиатра, который проведет диагностику, соберет историю развития и жизни ребенка и поставит диагноз при необходимости. Часто требуется дополнительная диагностика: анализы крови, неврологические исследования, экспериментально-психологическое исследование. Это необходимо для более точной диагностики заболевания, исключения других патологий и выявления тяжести.
Обычно после этого можно обратиться на ПМПК для построения индивидуального маршрута обучения в детском саду и школе. Благодаря адаптированной программе ребенок сможет заниматься с психологом, логопедом и дефектологом, а также получить тьюторское сопровождение.
Далее ребенку необходимы занятия с психологом, логопедом и дефектологом. В детском саду и школе такие занятия должны проходить бесплатно. К сожалению, иногда учебное учреждение не может предоставить специалистов (но обязаны по закону).
Вне зависимости от того, предоставили ли вам специалистов, я рекомендую заниматься дополнительно.
Для развития речи и базовых навыков хорошо подходит АВА-терапия. АВА терапия использует научение с помощью подкрепления (правильно выполнил задание - получаешь вознаграждение), что позволяет быстро и четко научить ребенка говорить и сформировать навыки. Часто используется жетонное подкрепление (за правильное выполнение задания ребенок получает жетон, а несколько жетонов позволяют поиграть в любимую игру).
Иногда вместо нее используют floor-time, этот метод менее директивен и позволяет ребенку обучаться «на ковре», в игровой форме. В этом случае создаются эмоционально значимые события, которые способствуют развитию навыка. Специалист следует за ребенком, играет в игры, значимые ребенку и постепенно подключается к ним: комментирует действия, постепенно начинает играть вместе с ребенком.
Для развития речи также используются карточки pecs, которые учат ребенка понимать речь и общаться.
Сенсорная интеграция позволяет преодолеть особенности сенсорной сферы: постепенно снизить гиперчувствительность и удовлетворить потребность в стимуляции (стереотипные действия ребенка с РАС направлены на стимуляцию того или иного органа чувств).
Психолог при работе с ребенком с РАС помогает развивать социальное взаимодействие, навыки просьбы о помощи, формировать бытовые и учебные навыки, учит выражать и понимать эмоции.
Логопед занимается развитием речевых навыков, а в дальнейшем письменной речью.
Дефектолог также формирует учебные и бытовые навыки, занимается развитием и коррекцией мышления, памяти и внимания.
В заключение хочу с вами поделиться простым тестом, который поможет родителю определить, есть ли у ребенка черты расстройства аутистического спектра. Обратите внимание, что тест подходит для детей от 16 до 30 месяцев и не позволяет поставить диагноз. Он определяет риск РАС.
М-ЧАТ
Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребёнке (да или нет). При ответах учитывайте, как обычно ведёт себя ребёнок. Если Вы замечали у ребёнка описываемое в вопросе поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведёт, то, пожалуйста, ответьте «нет».
- Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребёнок смотрит на это? (Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребёнок смотрит на игрушку или животное?)
- Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребёнок может быть глухим?
- Ваш ребёнок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (Пример: притворяется, что пьёт из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку?)
- Вашему ребёнку нравится забираться на предметы? (Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы)
- Ваш ребёнок делает необычные движения пальцами перед его/eё глазами? (Пример: Ваш ребёнок шевелит его/eё пальцами около его/её глаз?)
- Ваш ребёнок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? (Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться)
- Ваш ребёнок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? (Пример: указывает пальцем на самолёт в небе или на большой грузовик на дороге)
- Ваш ребёнок интересуется другими детьми? (Пример: Ваш ребёнок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идёт к ним?)
- Ваш ребёнок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? (Пример: показывает Вам цветок, мягкую игрушку или игрушечный грузовик)
- Ваш ребёнок отзывается, когда Вы зовёте его/её по имени? (Пример: ребёнок оглядывается на Вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда Вы зовёте его/её по имени?)
- Когда Вы улыбаетесь Вашему ребёнку, он/она улыбается Вам в ответ?
- Ваш ребёнок расстраивается от бытовых звуков? (Пример: Ваш ребёнок кричит или плачет от таких звуков как шум пылесоса или громкая музыка?)
- Ваш ребёнок умеет ходить?
- Ваш ребёнок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/её?
- Ваш ребёнок пытается копировать то, что Вы делаете? (Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издаёт смешные звуки Вам в ответ)
- Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребёнок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите?
- Ваш ребёнок пытается обратить на себя Ваш взгляд? (Пример: Ваш ребёнок смотрит на Вас, ожидая похвалу, или говорит «смотри», или «посмотри на меня»)
- Ваш ребёнок понимает, когда Вы говорите ему/ей что-то сделать? (Пример: если Вы не сделаете указательных движений, то ребёнок сможет понять «положи книгу на стул» или «принеси мне одеяло»?)
- Если происходит что-то необычное, то ребёнок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? (Пример: если он/она услышит странный или забавный звук или увидит новую игрушку, то он/она посмотрит на Ваше лицо?)
- Вашему ребёнку нравится двигательная активность? (Пример: когда кружат или подбрасывают на коленях)
Алгоритм подсчёта:
Ответ «НЕТ» по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, дает по 1 баллу за каждый вопрос; ответ «ДА» для пунктов 2, 5 и 12 дает 1 балл на каждый вопрос. Результаты теста не ставят Вашему малышу диагноз, однако являются поводом для обращения к специалисту данного профиля.
0-2 балла — низкий риск РАС. Рекомендуется повторная диагностика после 2 лет, если выявлены определенные симптомы РАС с помощью наблюдения
3-7 баллов — средний риск. Рекомендуется дополнительное интервью с родителями.
8-20 баллов — высокий риск. Дальнейшее интервью не требуется, необходимо посетить врача-психиатра для диагностики и определить программу раннего вмешательства.
_________________________
Больше постов в Telegram-канале: https://t.me/zvzpsy
Сайт (условия консультаций, цены): https://zvezdova.ru
Связаться со мной в telegram: https://t.me/ekimovaelis