Найти в Дзене

Розаны на фарфоре Epiag. Характеристика сервиза

Оглавление

Продолжение. Начало >>>

Изделия из фарфора называют белым золотом и качественная фарфоровая посуда всегда была признаком достатка и вкуса.

Помимо эстетического удовольствия и знания о месте производства, хочется понять, что повлияло на форму и вид сервиза, в каком стиле он создан и так далее.

Прежде чем дать характеристику нашему сервизу Epiag, разберемся в основах и в том, что происходило в мире и в искусстве с начала зарождения фарфорового производства до того времени, когда сервиз был создан.

Классификация сервизов

Сервизы можно классифицировать по разным основаниям:

  • Количество персон
  • Комплектация
  • Материал изготовления
  • Форма, дизайн, стиль

Количество персон

По своей комплектации сервизы бывают на одну (тип сервизов Эгоист), две, четыре, шесть и двенадцать персон.

Комплектация

Сервизы выпускают в базовом и расширенном составах.

  • Базовый состав в чайном сервизе: чашки с блюдцами, чайник, сахарница.
  • В расширенном: могут быть добавлены вазы, розетки для варенья, тортницы и др. В столовом сервизе могут быть маслёнки, солонки и перечницы, салфетницы, салатники, соусники и т.д.

Материал изготовления

Все материалы объединяют в две группы: керамическая и стеклянная группы. Я бы добавила металлическую, потому что сервизы из нержавейки начали выпускать с появлением стиля баухауз.

  • Керамическая группа: фарфор, фаянс, керамика.
  • Стеклянная группа: стекло, стеклокерамика, стеклофарфор.

Форма

Выделяют более 30 форм. Крупными формами (на примере чашек) являются следующие:

  • классическая – круглый сосуд с широкой горловиной и одной ручкой. Часто оснащается выступающим донышком;
  • китайская – круглое керамическое изделие без ручки. Отличается толстыми стенками и плоским дном;
  • японская – выглядит как цилиндрический стаканчик без ручек. Используется как в традиционной чайной церемонии, так и в быту;
  • турецкая – представляет собой стеклянный стаканчик, вогнутый в середине и расширенный кверху. Выпускается с ручками и без;
  • двойная – состоит из двух слоев керамики или стекла, благодаря чему жидкость внутри остается горячей, не обжигая пальцев;
  • дорожная – выполняется из небьющегося пластика и дополняется герметичной крышкой.

В классической форме выделяют подвиды:

  • Чаша. Предметы сервиза расширяются кверху. Чайная чашка в такой форме способствует быстрому остыванию чая.
  • Шаровидная. Считается лучшей формой для чайников, поскольку чаинки в такой емкости правильно циркулируют, способствуя насыщению воды вкусом и ароматом чайного листа.
  • Цилиндрическая и др.

Дизайн

  • Классический: на белоснежном фоне золотая кайма, небольшие элементы правильной формы, в сдержанных оттенках.
  • Западный: цветочные мотивы, красивые пейзажи.
  • Восточный: роспись в виде китайских иероглифов, египетский орнамент, традиционные узоры.
  • Авангардный: абстрактные линии, ассиметрия, значки в броских оттенках.
  • Кантри или прованс: рисунки с преобладанием деревьев, фруктов, цветов, зарисовки природы. Оттенки приглушенные, узор незамысловатый.
  • Авторский: уникальный дизайн, разработанных художниками завода.

Стили

Рассмотрим несколько стилей, которые ближе всего к стилю изучаемого сервиза Epig, чтобы определить, в каком стиле он создан.

L’Art Nouveau (Ар Нуво) – Новое искусство. 1890-1914 гг.

Ар нуво (перев. фр. "новое искусство") - французское название искусства периода Модерна. Так же можно перевести и слово "modern art".
Ещё этот стиль называли Югендштиль / Jugendstil (перев. нем. "молодой стиль").
Это период технологических прорывов. Скорость перемен была пугающей.
Art Nouveau появился, чтобы отразить это, скинув ограничения прошлого.
Символ стиля – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями.
Особенностью фарфора Ар Нуво стал переход от прямых линий и углов к более естественным, близким к природным, плавным движениям изогнутых линий.

Он считается универсальным стилем, призванным объединить изобразительное и прикладное искусства. Органические формы использовались во всем – от книжной иллюстрации до фарфора, дизайна мебели и интерьера.

Дизайнеры не видели различия между искусством и ремеслом и создавали прекрасные декоративные изделия, которые противоречили традиционной иерархии «великого» изобразительного искусства (живопись и скульптура) и «малого» декоративного искусства (мебель и предметы быта). Создатели Ар Нуво стремились показать, что привычные предметы повседневного обихода, такие как лампы и дверные ручки, могут быть такими же красивыми, как великие скульптуры и картины.

Характерные черты:

  • Волнистые асимметричные линии.
  • Плавные линии, напоминающим ветви деревьев.
  • Флоральные мотивы – цветочные стебли и бутоны, виноградные лозы.
  • Крылья насекомых или других природных объектов с тонкими изящными формами и силуэтами.
  • Изящные или ритмичные, кнутообразные линии.
  • В графике линия подчиняет все другие графические элементы – форму, текстуру, пространство и цвет; в архитектуре и дизайне трехмерная форма поглощается органическим, линейным ритмом, создавая слияние структуры и орнамента.

Линия была очень важна в дизайне Ар Нуво. Очертания изображений и предметов занимали центральное место в эстетике Ар Нуво. Очертания чаще всего принимали форму длинных плавных кривых, похожих на естественные формы, такие как изгибы ветвей деревьев, стеблей цветов, береговой линии и женского тела.
Эти линии иногда называют
«линиями хлыста»: подобно форме, которую принимает хлыст, когда его щелкают, то изгибы внезапны и остры.

В галерее можно познакомиться с фарфором в стиле Ар Нуво и другими предметами искусства. Удивительно, но в мебели, интерьерах, портретах можно увидеть фрагменты фарфоровых сервизов - ручек, хватов, форм.

Начало Первой мировой войны в 1914 году привело к упадку художественного производства. Ар Нуво начал выходить из моды.

В 1920-х и 1930-х годах зародились новые художественные и архитектурные движения, в том числе Ар деко, баухаус, которые в значительной степени заменили Ар Нуво в качестве преобладающего стиля дизайна на Западе.

Не смотря на то, что расцвет Ар Нуво был недолгим, он никогда не исчезал и жив до сих пор. Современная дисциплина графического дизайна берет свое начало в дизайне плакатов периода Ар Нуво. 

Art Deco (Ар Деко) - Декоративное искусство, 1925-1945 гг.

Синоним эффектности. Зародился как стиль в 1908 - 1912 годы, достиг расцвета между 1925 и 1935 годами, развивался до окончания Второй мировой войны. Жизнь самому термину "Ар Деко" дала Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes». После выставки Ар Деко стал главенствующим направлением в интерьерах того времени. Вопреки кризису и экономической депрессии он декларирует культ роскоши и утонченный гедонизм. Считается, что такое роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Лозунг этого стиля: любой предмет обихода должен быть одновременно и произведением искусства.

Посуда, созданная в этот период имеет самые разнообразные по форме ручки и хваты. Часто они геометрических форм, в виде четырёхугольника, прямоугольника и треугольника.

Bauhaus (Баухаус) - Унификация различных искусств, 1913-1933 гг.

Стиль Bauhaus (нем. Bau — строительство, постройка, здание и нем. Haus — дом, здание) начал свой путь с момента создания Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухаус. Вальтер Гропиус (Walter Gropius), один из создателей и первый ее директор, провозгласил союз искусства и технологий.

Созданный новый универсальный язык, основан на геометрических формах и сильных материалах.

Цвету и его теории уделялось особое внимание, арт-терапию рекомендовали всем без исключения.

Создатели Баухауса утверждали: человека нового времени должны окружать вещи-помощники, а не бессмысленный декор. Узор и орнамент отвергаются. Вместо них — однотонные глянцевые и матовые поверхности. Важно, чтобы в одном предмете сочетались теплые и холодные оттенки: к примеру, теплый тон дерева (кожи, ткани) и металлический корпус или каркас.

«Фирменным стилем» Баухауса стали геометризованные формы мебели, посуды, светильников.

Характеристика изучаемого сервиза

-4

Чайный сервиз. Выпущен в это время и столовый сервиз. В двух сервизах 38 предметов.

Количество персон: 6.

Комплектация: расширенный состав.

Материал изготовления: керамическая группа, фарфор.

Стиль: Ар Деко
Яркая особенность - форма ручек и хваты. Такие хваты делаются отдельно и крепятся к крышке. Поэтому производители быстро отошли от такой формы и заменили ее на такие формы, которые изготавливаются монолитно с крышкой.

Дизайн: Западный. Цветочный мотив

  • Форма: классическая, чаша.
  • Оформление: ветка розы.
  • Декор: деколь, отводка позолотой.

Статьи в этой рубрике

Использованные источники