С античных времён для европейцев цветы являлись прекрасным даром, связанным с природой и плодородием.
В эпоху средневековья каждый цветок и растение наделялись символическим значением и сакральным смыслом. Изображение цветов отличалось схематизмом и высокой стилизацией.
Истоки декорирования фарфора
Первые предметы из фарфора, созданные в Китае (примерно 4-10 века), практически не декорировались. Изредка украшались насечным орнаментом.
В 10-12 веках в Китае зародилась и укрепилась традиция изображения цветов и плодов на фарфоровых изделиях. Постепенно изображения становились всё более натуралистичными.
В 14-17 веках в начале эпохи династии Мин (1368 – 1644) в моду вошла посуда с росписью из окиси кобальта.
Применялись и другие глазури для фарфора, которые создавались на основе окислов металлов. После обжигов оксиды разных металлов давали свой цвет:
- Синий цвет - оксид кобальта
- Красный цвет – оксиды железа
- Белый – оксиды сурьмы, мышьяка, олова или цинка
- Черный – оксиды иридия
- Серый – оксиды платины
- Желтый – двуокись титана или оксид марганца
- Зеленый – оксиды хрома или меди.
Постепенно в Европе в 17 веке стали формироваться цветовые палитры (цветовые семейства) для росписи фарфора, в которых какой-то цвет занимал доминирующее положение, а другие цвета (красный, желтый, зеленый, фиолетовый, прозрачный голубой) при нанесении были значительно тоньше и легче.
Как правило доминирующий цвет был фоновой окраской и присутствовал в росписи:
- «famille verte» – «зелёное семейство»
- «famille noire» – «чёрноое семейство»
- «famille jaune» – «жёлтое семейство»
- «sang-de-boeuf» – «бычья кровь», темно-красная краска
- «famille rose» – «розовое семейство», очень ценилось в Европе.
Цветы всегда популярны
Мода на цветы началась в Китае с натуралистических (ботанических) декоров фарфора в 10-12 веках. Китайский фарфор начали привозить в Европу в 14 веке и по мере увеличения экспорта, началась повсеместная мода на флоральный декор.
К 16 веку изображения флоры становились всё более реалистичными - натуралистичными. А в 1730-х годах постепенно сформировался самостоятельный европейский стиль декорирования фарфора: это цветочные (флоральные) мотивы в орнаментах, портовые зарисовки, поэтичные сельские и городские пейзажи, сцены охоты и батальные картины, сцены придворной жизни и пасторали по мотивам картин Антуана Ватто, Франсуа Буше и Филипса Вауэрмана.
В 18 веке после эпохи великих географический открытий возник огромный интерес к естественным наукам. Создаются «натуральные кабинеты», библиотеки. Начинается культ садоводства. В 1749-1788 годах издаются ботанические атласы, «Словари садоводства», «Естественная история» в 36 томах графа де Бюффона и другие.
Естествоиспытатель Карл Линней (1707 – 1778) описывал и зарисовывал с натуры растения. Его рисунки и стали одними из первых образцов для нанесения растительного декора на фарфор.
Для Линнея в Китае был изготовлен чайный фарфоровый сервиз, эскизы росписей для которого делал сам учёный. Этот сервиз приобрел огромную известность и на протяжении 18 века многократно повторялся различными европейскими мануфактурами.
В 19 веке проходит увлеченность садоводством и естествознанием, начинает развиваться парковая культура - источниками натурных впечатлений для росписей по фарфору становятся парки.
Путешествуя, люди привозят растения, которые не характерны для своей местности, но начинают выращивать в садах и парках. Флора на фарфоре становится более разнообразной.
В центре каждого предмета с ботанической точностью изображаются садовые и полевые цветы. Их крупные бутоны на стеблях с листьями занимают практически все пространство «зеркал.
Типы живописи флоральной росписи по фарфору
Таким образом, к концу 18 века в Европе сложилось два основных типа флоральной росписи по фарфору: научный и натуралистический.
1. Натуралистический тип живописи. Начало в 10-12 веках. Художник расписывает предметы в реалистической манере по собственным подготовительным эскизам с натуры, соблюдая реальный масштаб цветков и растений, их пропорции и цвет.
2. Научный тип живописи. Начало в 18 веке. Эскизами для художников выступают атласы и рисунки ботаников. Такие росписи часто сопровождаются латинскими названиями растений, а также ссылками на номера страниц с их изображениями в атласах. Здесь главным критерием выступает не красота цветка, а достоверность его воплощения в росписи. Самым знаменитым сервизом, является «Флора Даника» (лат. Flora Danica) Датской фарфоровой мануфактуры. На его изготовление ушло двенадцать лет, состоит он из 1530 предметов.
Европейские типы декора
На протяжении всего периода европейского фарфорового производства, самые популярные 4 типа декора:
- Цветы и фрукты.
- Птицы и бабочки.
- Шинуазри.
- Бело-синяя роспись (луковичный узор, делфт, азулежу, майолика, гжель).
В галерее представлены фотографии фарфора с декором четырёх типов.
Стили живописи с флоральными мотивами
«Holzschnittblumen» - «Цветы гравюр на дереве» (начало 1740 гг.)
Этот стиль относится к научному типу, его ещё называют гравюрный ботанический рисунок. Изюминка этого декора – высокая достоверность рисунка. Кроме цветов изображались семена, водоросли, грибы, обнаженные корни, насекомые.
Один из первых сервизов, декорированных в стиле «Holzschnittbluinen» - столовый сервиз, изготовленный в 1742-ом году для кельнского курфюрста Клеменса Августа. Сейчас сервиз хранится в замке Аугустусбург в Брюле.
«Bunten Deutschen Blumen» или «Пёстрые немецкие цветы», в последствии «Мейсенский букет» (с 1745 г.)
Натуралистический тип живописи. Мотивы основывались на ботанических знаниях, но в упрощённом виде. Цветовая гамма более яркая, а оттенки и их переходы богаче. На изделиях по внешней и внутренней поверхностисвободно располагали цветы разного масштаба – от крупных бутонов до мелких цветков на стебле.
Фавориты сюжетов: розы, тюльпаны, астры, душистый горошек, перистый мак, хризантемы и пионы.
Манерная роспись (около 1755 г.)
Натуралистический тип живописи. Стиль цветочного декора, в котором цветы полностью отделились от их живых прототипов в природе. Цветочные композиции на фарфоре отходят от «научности». Мастера начинают избегать симметрии и упорядоченности. Впервые на фарфоре появляются рельефные цветы. Они были расположены в виде отдельных цветочных соцветий или букетов на поверхности фарфоровых предметов, словно засушенные цветы из гербария.
Цветы воспроизводились в упрощенном декоративном стиле, с не встречающимся в природе изгибом (например, в форме буквы S), но всегда в очень интересном, живом положении, «манерная».
Характерным примером манерной росписи может служить тарелка с рельефным декором. В центре композиции цветочный букет, а по краям – цветочные композиции в фигурных золоченых резервах.
В сервизах, созданных в этом стиле, стало популярным украшать небольшим цветком дно кофейных чашечек, в связи с чем появилось ироническое словосочетание «Blumen kaffee» - «Цветочный кофе». Дело в том, что через слабозаваренный кофе в такой чашке можно было увидеть цветок на дне.
«Flowers&Fruits» - «Цветы и плоды» (1760 – 1770-е гг.)
Натуралистический тип живописи. Декор представляет собой попурри из разномасштабных цветов, фруктов, овощей, злаков и орехов, свободно скомпонованных по поверхности фарфоровых изделий. Роспись производит впечатление хаоса, но при этом все детали тщательно прописаны. Мастера стремятся поразить необычным и оригинальным выбором предметов «натюрморта»: рядом с бутонами роз разместилась свекла, а по ботве ползет червяк, по соседству с ними – ветка с лимоном, чья яркая цедра привлекла бабочек.
«Strewned flowers» или «Разбросанные цветы» и «Разбросанные розы» (1770-е гг.)
Натуралистический тип живописи. На фарфоре преобладают яркие красочные тщательно прописанные натюрмортные декоры – хаотично расположенные цветы вперемешку с овощами, фруктами, орехами и ползающими по ним насекомыми.
Статьи в этой рубрике
- Флоральный мотив как европейский стиль декорирования фарфора
Использованные источники
- Эволюция «ботанических» росписей в европейском фарфоре // Мир искусств: Алина Булгакова Вестник Международного института антиквариата. 2019. №3-4 (27-28)