Содержание
- Где производились сервизы
- Характеристики сервизов
- Что изображено на сервизах
- Ангелика Кауфман
- Картина «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером»
- Картина «Наказание Купидона»
- Использованные источники
**********************
«Мадонна» — неофициальное название разновидности фарфоровых сервизов из ГДР. Эти сервизы массово выпускались в 1960–1970-х годах.
В СССР «Мадонна» считались предметом роскоши и атрибутом материального благополучия, успешности и статусности.
Сейчас сервизы «Мадонна» - символ советской брежневской эпохи.
Где производились сервизы
Производили сервизы несколько фабрик Восточной Германии:
- Jlmenau (Ильменау, Тиренгия)
- Reichenbach (Райхенбах, Тюрингия)
- Oscar Schlegelmilch (Шлегельмильх, Тюрингия)
- Kahla (Кахла, Тюрингия)
- Stadtilmer (Штадтильм, Тюрингия)
- Eisenberg Special Porcelain - SEP (Айзенберг, Тюрингия)
- Colditz (Кольдиц, Саксония) и другие.
Выпускались столовые, чайные, кофейные сервизы.
Как пишут в различных источниках, качество у сервизов было разное. На мануфактурах "Райхенбах" или "Ильменау" выпускалась дорогая и утонченная посуда, а фабрика "Кахла" ориентировалась на более дешевый и грубоватый вариант исполнения.
Характеристики сервизов
Цвета сервизов: кобальтовый, синий, терракотовый, белый, перламутр, желтый, розовый, зелёный и т.д.
Украшение сервизов: от простого, до пышного, в основном позолота и перламутровое покрытие.
Технология нанесения изображения - деколь.
Деколь — технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия. Изображение переносится на изделие с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом. На бумажную основу изображение наносится способами шелкографии или офсетной печати [подробнее].
Соответствие названия сервиза содержанию. Не соответствует. Образа Мадонны на сервизах не было.
На деколях изображались античные мифы:
- О борьбе трёх граций с Купидоном (Амуром)
- О нимфе Каллисто, Юпитере и Диане
Что изображено на сервизе
Главный признак «Мадонны» - деколи с копиями двух картин художницы XVIII века Ангелики Кауфман: «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером» и «Наказание Купидона».
Немецкие фарфористы для своих сервизов упростили изображения и зеркально их перевернули.
Картина «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером»
Картина «Наказание Купидона» входит в серию из 6 картин, изображающих противостояние трёх граций и Купидона. Истории о грациях и Амуре распространились в том числе благодаря ренессансу древнегреческих стихотворений Анакреонта.
Главной темой этой серии картин является ссора между эротической любовью и дружбой. Этот мотив был чрезвычайно популярным в европейском искусстве XVIII века. Вся серия картин хранится в музее, посвященном жизни и творчеству Ангелики Кауфман в Шварценберге, Форарльберг (Австрия).
Ангелика Кауфман
Ангелика Кауфман (Angelica Kauffmann) (1741-1807), знаменитая художница и график, представитель классицизма, член Академии Святого Луки в Риме, Французской Королевской академии, Английской академии художеств, Венецианской академии.
Стиль её живописи характерно женский, что позже назовут профеминистическим уклоном.
В 21 год она стала членом Флорентийской Академии художеств, что было выдающимся достижением.
О ней написал Гёте: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...».
Гавриил Державин написал оду «К Анжелике Кауфман» (1795):
Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…
В 1766 году Ангелика Кауфман, заручившись многочисленными приглашениями, переезжает в Лондон. Пятнадцать лет, проведенные в Англии, были самыми плодотворными в ее жизни.
В 1780-е годы стала очень известна в Европе благодаря многочисленным портретам знатных особ (в том числе и европейских королевских семей), а также своими историческим и мифологическим композициям.
Идиллические сцены, написанные Ангеликой Кауфман по мотивам историй классической мифологии, переводились в гравюры, использовались в художественной промышленности — благодаря этому искусство Ангелики Кауфман было очень популярно. Mифологические композиции её работ представляют богов и богинь, изображенных в изящной манере стиля рококо.
Считается больше мастером живописи рококо, хотя персонажам ее картин присущи неоклассические позы, а драпировкам и антуражу в ее работах также более свойственен стиль неоклассицизма.
Картина «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером»
Кауфман А, холст, масло, 65.8 × 65.8 см, 1766-1770
Она написана во время её пребывания в Великобритании. Картина составляет пару полотну «Орфей и Эвридика».
Что изображено в сюжете:
Сцена момента соблазнения нимфы Каллисто Юпитером.
Верховный бог Юпитер влюбился в Каллисто, которая была спутницей богини Дианы. Чтобы соблазнить Каллисто, Юпитер принял облик Дианы. После первого поцелуя обман Юпитера раскрылся и Каллисто оказала сопротивление. Однако, через 9 месяцев Каллисто родила. Разразился скандал, в результате которого Диана превратила её в медведицу, а ребенка в медвежонка. Мать с ребёнком стали созвездием Большая медведица.
На картине изображены две девушки. Сидящая слева имеет в волосах полумесяц — атрибут богини Дианы, но в ногах у неё сидит орёл с молниями в лапах — символ Юпитера, указывающий, что это верховный бог.
В сцене сглажены традиционные представления о половых ролях: активной мужской и пассивной женской. Хотя Диана (Юпитер) выступает с инициативой, наклоняясь к нимфе, однако Каллисто не выглядит зажатой и пассивной, она отвечает взглядом, тем самым выражая собственное желание.
Слева от Дианы и Каллисто изображён выглядывающий из кустов Купидон. Он прикасается пальцем к губам в жесте, призывающем сохранить что-то в тайне: может быть обман Юпитера, а может быть что-то, о чём нельзя говорить - женскую страсть.
Герои сюжетов:
- Каллисто - нимфа, дочь царя Аркадии Ликаона. Спутница богини Дианы.
- Юпитер - бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, верховное божество римлян.
- Диана - богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны.
- Купидон (Амур) - сын Венеры от бога войны Марса. Он неизменный спутник Венеры, стрелял в людей своими стрелами и олицетворял любовное влечение и чувственную любовь.
Картина «Наказание Купидона»
Кауфман А, холст, масло. 64,2 × 63,7 см, Великобритания, конец 1770 годов, музей Форарльберга
Что изображено в сюжете:
Купидон привязан к дереву в правой части полотна. Грации держатся от него на значительном расстоянии. В центре картины одна из них переламывает через колена лук Купидона. Две другие грации стоят у неё за спиной и держат в своих руках свои атрибуты — цветы, которыми они видимо хотят заменить оружие Амура, положив конец его бесчинствам.
Герои сюжета:
- Грации Аглая, Евфросина, Талия, как и все грации в античной мифологии, являлись спутницами и помощницами богини любви Венеры.
Аглая олицетворяла красоту, великолепие и ликование, Ефросина - радость, веселие, хорошее настроение, а Талия - благополучие, изобилие и празднества. Вместе они являлись олицетворением изящества и привлекательности, а также покровительницами дружбы. - Купидон (Амур) - сын Венеры от бога войны Марса. Он неизменный спутник Венеры, стрелял в людей своими стрелами и олицетворял любовное влечение и чувственную любовь.
Про Купидона пел Олег Даль в фильме «Не может быть!» (режиссёр Л.Гайдай, Мосфильм, 1975). Авторы песни «Золотой Купидон» А.Зацепин и Л.Дербенев.
Вероятно, источниками вдохновения для этой серии картин у Ангелики Кауфман были:
- Поэзия Мэтью Прайора, в произведениях которого часто встречались приключениях Купидона. В его стихотворении «Обезоруженный Амур» (1709 год) богиня плодородия Хлоя находит Купидона спящим и связывает его. Когда тот проснулся, она обвиняет его в злобе и взамен на свободу требует его лук и стрелы. Развязав Амура, Хлоя становится владелицей его атрибутов и, следовательно, божественной силы. При этом новая богиня любви распоряжается своим даром более благоразумно.
- Либретто Пьетро Метастазио «Месть граций» (1735 год). В произведении изображена беседа трёх граций, которые жалуются друг другу на проделки Купидона и благосклонность к такому поведению со стороны их повелительницы Венеры. Аглая рассказывает, что Купидон привязал её во сне к дереву и издевался над ней. Евфросина жалуется, что он ранил её из лука, а когда она пожаловалась Венере, то та его похвалила. Грации решают отомстить сыну и его матери, которые пренебрегают гармонией и порядком, которые так дороги богиням. Хотят провозгласить новую богиню любви — Элизу (именинницу Елизавету), тем самым вернув миру благоденствие.
- Иллюстрированная антология «Отомщённые грации» Анн-Габриэля Мёнье де Керлона (1769 год). В ней есть гравюра Жана-Мишеля Моро «Грации наказывают Купидона» с изображением связанного грациями Купидона. Купидон изображён юношей.
Для того, чтобы не запутаться, в древней мифологии одни и те же персонажи могут называться по-разному. Например, Юпитер = Зевс, Диана = Венера, Купидон = Амур = Эрос и так далее.