Найти тему

Культовый сервиз «Мадонна» из ГДР, что изображено

Содержание

  1. Где производились сервизы
  2. Характеристики сервизов
  3. Что изображено на сервизах
  4. Ангелика Кауфман
  5. Картина «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером»
  6. Картина «Наказание Купидона»
  7. Использованные источники

**********************

«Мадонна» — неофициальное название разновидности фарфоровых сервизов из ГДР. Эти сервизы массово выпускались в 1960–1970-х годах.

В СССР «Мадонна» считались предметом роскоши и атрибутом материального благополучия, успешности и статусности.

Сейчас сервизы «Мадонна» - символ советской брежневской эпохи.

Где производились сервизы

Производили сервизы несколько фабрик Восточной Германии:

  • Jlmenau (Ильменау, Тиренгия)
  • Reichenbach (Райхенбах, Тюрингия)
  • Oscar Schlegelmilch (Шлегельмильх, Тюрингия)
  • Kahla (Кахла, Тюрингия)
  • Stadtilmer (Штадтильм, Тюрингия)
  • Eisenberg Special Porcelain - SEP (Айзенберг, Тюрингия)
  • Colditz (Кольдиц, Саксония) и другие.

Выпускались столовые, чайные, кофейные сервизы.

Как пишут в различных источниках, качество у сервизов было разное. На мануфактурах "Райхенбах" или "Ильменау" выпускалась дорогая и утонченная посуда, а фабрика "Кахла" ориентировалась на более дешевый и грубоватый вариант исполнения.

Характеристики сервизов

Цвета сервизов: кобальтовый, синий, терракотовый, белый, перламутр, желтый, розовый, зелёный и т.д.

Украшение сервизов: от простого, до пышного, в основном позолота и перламутровое покрытие.

Технология нанесения изображения - деколь.
Деколь — технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия. Изображение переносится на изделие с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом. На бумажную основу изображение наносится способами шелкографии или офсетной печати [подробнее].

Соответствие названия сервиза содержанию. Не соответствует. Образа Мадонны на сервизах не было.
На деколях изображались античные мифы:

  • О борьбе трёх граций с Купидоном (Амуром)
  • О нимфе Каллисто, Юпитере и Диане

Что изображено на сервизе

Главный признак «Мадонны» - деколи с копиями двух картин художницы XVIII века Ангелики Кауфман: «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером» и «Наказание Купидона».

Немецкие фарфористы для своих сервизов упростили изображения и зеркально их перевернули.

Картина «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером»

Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером
Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером

Картина «Наказание Купидона» входит в серию из 6 картин, изображающих противостояние трёх граций и Купидона. Истории о грациях и Амуре распространились в том числе благодаря ренессансу древнегреческих стихотворений Анакреонта.
Главной темой этой серии картин является ссора между эротической любовью и дружбой. Этот мотив был чрезвычайно популярным в европейском искусстве XVIII века. Вся серия картин хранится в музее, посвященном жизни и творчеству Ангелики Кауфман в Шварценберге, Форарльберг (Австрия).

Ангелика Кауфман

Ангелика Кауфман (Angelica Kauffmann) (1741-1807), знаменитая художница и график, представитель классицизма, член Академии Святого Луки в Риме, Французской Королевской академии, Английской академии художеств, Венецианской академии.

Ангелика Кауфман Автопортрет между 1780 - 1785 гг, холст, масло, 76.5 X 63, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ангелика Кауфман Автопортрет между 1780 - 1785 гг, холст, масло, 76.5 X 63, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Стиль её живописи характерно женский, что позже назовут профеминистическим уклоном.

В 21 год она стала членом Флорентийской Академии художеств, что было выдающимся достижением.

О ней написал Гёте: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...».

Гавриил Державин написал оду «К Анжелике Кауфман» (1795):
Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…

В 1766 году Ангелика Кауфман, заручившись многочисленными приглашениями, переезжает в Лондон. Пятнадцать лет, проведенные в Англии, были самыми плодотворными в ее жизни.

В 1780-е годы стала очень известна в Европе благодаря многочисленным портретам знатных особ (в том числе и европейских королевских семей), а также своими историческим и мифологическим композициям.

Идиллические сцены, написанные Ангеликой Кауфман по мотивам историй классической мифологии, переводились в гравюры, использовались в художественной промышленности — благодаря этому искусство Ангелики Кауфман было очень популярно. Mифологические композиции её работ представляют богов и богинь, изображенных в изящной манере стиля рококо.
Считается больше мастером живописи рококо, хотя персонажам ее картин присущи неоклассические позы, а драпировкам и антуражу в ее работах также более свойственен стиль неоклассицизма.

Картина «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером»

Кауфман А, холст, масло, 65.8 × 65.8 см, 1766-1770

Она написана во время её пребывания в Великобритании. Картина составляет пару полотну «Орфей и Эвридика».

Юпитер и Калисто, Ангелика Кауфман, 1760—1770 гг.
Юпитер и Калисто, Ангелика Кауфман, 1760—1770 гг.

Что изображено в сюжете:
Сцена момента соблазнения нимфы Каллисто Юпитером.
Верховный бог Юпитер влюбился в Каллисто, которая была спутницей богини Дианы. Чтобы соблазнить Каллисто, Юпитер принял облик Дианы. После первого поцелуя обман Юпитера раскрылся и Каллисто оказала сопротивление. Однако, через 9 месяцев Каллисто родила. Разразился скандал, в результате которого Диана превратила её в медведицу, а ребенка в медвежонка. Мать с ребёнком стали созвездием Большая медведица.

На картине изображены две девушки. Сидящая слева имеет в волосах полумесяц — атрибут богини Дианы, но в ногах у неё сидит орёл с молниями в лапах — символ Юпитера, указывающий, что это верховный бог.
В сцене сглажены традиционные представления о половых ролях: активной мужской и пассивной женской. Хотя Диана (Юпитер) выступает с инициативой, наклоняясь к нимфе, однако Каллисто не выглядит зажатой и пассивной, она отвечает взглядом, тем самым выражая собственное желание.
Слева от Дианы и Каллисто изображён выглядывающий из кустов Купидон. Он прикасается пальцем к губам в жесте, призывающем сохранить что-то в тайне: может быть обман Юпитера, а может быть что-то, о чём нельзя говорить - женскую страсть.

Герои сюжетов:

  • Каллисто - нимфа, дочь царя Аркадии Ликаона. Спутница богини Дианы.
  • Юпитер - бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, верховное божество римлян.
  • Диана - богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны.
  • Купидон (Амур) - сын Венеры от бога войны Марса. Он неизменный спутник Венеры, стрелял в людей своими стрелами и олицетворял любовное влечение и чувственную любовь.

Картина «Наказание Купидона»

Кауфман А, холст, масло. 64,2 × 63,7 см, Великобритания, конец 1770 годов, музей Форарльберга

«Наказание Купидона», Ангелика Кауфман, конец 1770-х годов
«Наказание Купидона», Ангелика Кауфман, конец 1770-х годов

Что изображено в сюжете:
Купидон привязан к дереву в правой части полотна. Грации держатся от него на значительном расстоянии. В центре картины одна из них переламывает через колена лук Купидона. Две другие грации стоят у неё за спиной и держат в своих руках свои атрибуты — цветы, которыми они видимо хотят заменить оружие Амура, положив конец его бесчинствам.

Герои сюжета:

  • Грации Аглая, Евфросина, Талия, как и все грации в античной мифологии, являлись спутницами и помощницами богини любви Венеры.
    Аглая олицетворяла красоту, великолепие и ликование, Ефросина - радость, веселие, хорошее настроение, а Талия - благополучие, изобилие и празднества. Вместе они являлись олицетворением изящества и привлекательности, а также покровительницами дружбы.
  • Купидон (Амур) - сын Венеры от бога войны Марса. Он неизменный спутник Венеры, стрелял в людей своими стрелами и олицетворял любовное влечение и чувственную любовь.
    Про Купидона пел Олег Даль в фильме «Не может быть!» (режиссёр Л.Гайдай, Мосфильм, 1975). Авторы песни «Золотой Купидон» А.Зацепин и Л.Дербенев.

Вероятно, источниками вдохновения для этой серии картин у Ангелики Кауфман были:

  • Фреска «Венера наказывает Купидона» (Помпеи), фреска была изображена на гравюре Агостино Караччи в конце 16 века.
  • Поэзия Мэтью Прайора, в произведениях которого часто встречались приключениях Купидона. В его стихотворении «Обезоруженный Амур» (1709 год) богиня плодородия Хлоя находит Купидона спящим и связывает его. Когда тот проснулся, она обвиняет его в злобе и взамен на свободу требует его лук и стрелы. Развязав Амура, Хлоя становится владелицей его атрибутов и, следовательно, божественной силы. При этом новая богиня любви распоряжается своим даром более благоразумно.
  • Либретто Пьетро Метастазио «Месть граций» (1735 год). В произведении изображена беседа трёх граций, которые жалуются друг другу на проделки Купидона и благосклонность к такому поведению со стороны их повелительницы Венеры. Аглая рассказывает, что Купидон привязал её во сне к дереву и издевался над ней. Евфросина жалуется, что он ранил её из лука, а когда она пожаловалась Венере, то та его похвалила. Грации решают отомстить сыну и его матери, которые пренебрегают гармонией и порядком, которые так дороги богиням. Хотят провозгласить новую богиню любви — Элизу (именинницу Елизавету), тем самым вернув миру благоденствие.
  • Иллюстрированная антология «Отомщённые грации» Анн-Габриэля Мёнье де Керлона (1769 год). В ней есть гравюра Жана-Мишеля Моро «Грации наказывают Купидона» с изображением связанного грациями Купидона. Купидон изображён юношей.

Для того, чтобы не запутаться, в древней мифологии одни и те же персонажи могут называться по-разному. Например, Юпитер = Зевс, Диана = Венера, Купидон = Амур = Эрос и так далее.

Статьи в этой рубрике

Использованные источники

Еда
993 тыс интересуются