Моя подруга собирает посуду Epiag с определённым клеймом.
Когда близкий тебе человек что-то коллекционирует, то тоже начинаешь обращать внимание на предметы с такими характерными чертами.
И сразу возникают вопросы:
- Что это за фарфоровая фабрика EPIAG?
- Что это за стиль?
- Почему такие хваты на крышках?
- Когда производили эти сервизы?
Чтобы ответить на эти вопросы, начнём с базы.
Фарфор и начало фарфорового производства
Технологию создания фарфора изобрели в Китае около 620 года н.э. и сразу сделали из этого гостайну. Через тысячу лет в Японии узнали секрет и тоже начали производить фарфор, сохраняя в тайне технологию. Где, в какой стране не сохранили секрет и кто его выведал неизвестно. Этимология слова «фарфор» указывает на персов. Персидское – fagfur обозначает название области в Китае, где был впервые произведен фарфор.
Фарфор - особый вид тонкой керамики, а также изделия из него.
Состав фарфора - различное соотношение каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины.
В Европе гончары до начала 18 века пытались разгадать секрет производства фарфора и много экспериментировали с различными видами почвы, добавками, технологиями обжига.
Первый собственный европейский фарфор
1707 год, Саксония. Изобретён первый в Европе белый фарфор. Авторы математик, философ Эренфрид Чингауз (поляк) и алхимик Иоганн Бёттгер (немец).
Основной материал для фарфора - каолин, его называли «шнорровская земля» и ею пудрили парики. В Саксонии было множество месторождений каолина.
Благодаря выявлению ключевых ингредиентов, а также подбору их пропорций и оптимальных условий обжига, в 1708 году удалось получить прототип белого неглазурованного фарфора.
15 января 1708 года в сохранившемся лабораторном журнале описывается рецептура и процесс обжига массы с получением белого черепка, — эта дата считается днем рождения первого в мире твердого фарфора.
Его предшественник — традиционный китайский фарфор — мягкий: в его состав входит меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, и он менее прочен).
В марте 1709 года Иоганн Бёттгер подобрал подходящий состав прозрачной глазури, сплавлявшейся с черепком и придававшей ему сверкающую белизну.
23 января 1710 года объявлено об основании «Королевской польской и курфюршеской саксонской фарфоровой мануфактуры».
Первый завод открыли в немецком Мейсене, городе Альбрехтсбурге 6 июня 1710 года рядом с одним из месторождений в Мейсене. На этом заводе до сих пор производится знаменитый мейсенский фарфор.
Мейсенский фарфор можно отличить по скрещенным синим мечам (Gekreuzten Schwerter) на клейме.
Первое клеймо выглядело так:
Первыми изделиями Мейсенской мануфактуры были гладкие или украшенные невысокими рельефными узорами сосуды, которые повторяли формы европейского художественного серебра или образцы китайского фарфора.
В течение первых 25 лет существования Мейсенской мануфактуры наряду с белым производился красный (яшмовый) «бёттгеровский» фарфор. Почти через 200 лет красный фарфор был заново открыт и теперь выпускается в Мейсене под маркой Böttgersteinzeug.
С 1735 года на мануфактуре выпускался только белый фарфор.
Первыми изделиями в Европе из белого фарфора были белые сосуды с налепленными листьями
или расписанные черный и золотой красками.
Они повторяли китайские изделия по форме и росписи, рисункам (бамбук, драконы и пр.).
В 1720-е годы фарфор стали расписывать надглазурными красками богатой цветовой гаммы. Если ранее на мануфактуре применялась «холодная» роспись, то теперь изделия стали покрывать надглазурными красками, которые выдерживают высокие температуры и при обжиге вплавляются в глазурь.
Состав красок разработал известный химик-технолог и художник Иоганн Грегориус Хёрольдт (Герольдт) (Johann Gregorius Höroldt) (1696-1775). Он работал в Мейсене с 1720 года и сам был прекрасным живописцем и тонким колористом, создавшим множество рисунков-образцов для росписи изделий.
С 1730-х годов растёт популярность европейских мотивов росписи фарфора, и постепенно сформировался самостоятельный европейский стиль. Сюжеты были самые разнообразные, в том числе цветочные мотивы.
Иоганн Хёрольдт принёс славу мейсенскому фарфору ещё и тем, что придумал декор из кажущихся живыми цветов.
В России первый фарфоровый завод начал работать в 1744 году - это Санкт-Петербургский императорский фарфоровый завод. Своим мировым уровнем завод обязан таланту русского учёного Дмитрия Виноградова. Учёный впервые в истории составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Его фарфор по качеству не уступал саксонскому, а по составу, приготовленному из отечественного сырья, приближался к китайскому.
Зарождение фарфорового производства в Чехии
Период Австро-Венгрии 1793-1918 гг.
В Австро-Венгрии первый завод начал работу в 1718 году в Вене. Венский завод - второй открывшийся завод в Европе.
Получившая в 1918 году независимость Чехо-Словацкая Республика в то время была составе Австро-Венгрии. Конец 18 века. Чехия в это время является территорией Австро-Венгрии. В западной Чехии в городе Седлеце под Карловыми Варами открывают местонахождения качественных залежей каолина. Это способствовало зарождению и стремительному развитию чешского фарфорового производства. Наладить производство помогают немецкие специалисты из Тюрингии.
В 1793 году в Клаштерце основан фарфоровый завод Thun. Это первый завод на территории Чехии, но не первый в Австро-Венгрии.
В 1794 году в Клаштерце произведен первый чешский фарфор.
Фарфоровый завод Thun производит один из лучших фарфоров в мире до сих пор.
Фарфоровое производство в Чехии растёт быстрыми темпами и к началу 20 века насчитывает несколько десятков заводов. Чешский фарфор маркировался первыми буквами названия мест или фамилий владельцев фабрик, иногда добавлялась надпись "Австрия".
Примеры клейм с сайта Фарфор Dallwitz (Dalovice) Epiag Lofida Porcelain
История EPIAG
Исток - фабрика Dallwitz, 1804-1830 гг.
История этой фабрики началась в 1804 году, когда Иоганн и Венцль Риттер фон Шенау решили основать фабрику по производству керамики в Дальвице. Поскольку им требовался технический специалист, они решили взять в партнеры Бенедикта Хаслахера , который в то время еще работал на керамической фабрике в Праге. Вначале фабрика производила только керамику, до начала производства фарфора еще 27 лет.
В 1807 году на фабрике работало 64 рабочих, а продукция достигла высокого уровня качества.
Немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете был ещё минералогом и шесть раз посещал фабрику в период с 1806 по 1820 годы для изучения местных минералов. В один из приездов Гете заметил сервиз, который настолько впечатлил его, что он решил купить полный сервиз на двенадцать человек в подарок своей жене Кристиане.
В 1821 году компанию возглавил Вольфганг Юлиус Риттер фон Шенау. Он экспериментировал с различными рецептами улучшенных керамических масс, что привело его к решению производить фарфор.
Фарфоровая мануфактура Dallwitz, 1830-1918 гг.
9 декабря 1830 год получено разрешение перевести фабрику в фарфоровый завод. В 1831 году Вольфганг приобрёл медную печатную машину, с помощью которой наносил на фарфор декор.
В 1832 году сменился владелец мануфактуры. Им стал Венцель Лоренц.
Он сразу провёл полную модернизацию фабрики и увеличил штат рабочих.
1840-е годы. Качественным шагом стал переход к украшению изделий деколью. Деколь — технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия. Изображение переносится на изделие с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом. На бумажную основу изображение наносится способами шелкографии или офсетной печати [подробнее].
В 1850 году владельцем стал Франц Фишер. Производятся предметы роскоши, сервизы, вазы, кукольная посуда, статуэтки.
В 1855 году партнёром, а в 1860 году владельцем стал Урфус.
В 1871 году владельцами стали братья Давид и Фридрих Ридль фон Ридельштейны. Они кардинально изменили ассортимент продукции.
С 1883 года выпускались как простые так и роскошные столовые, кофейные и чайные сервизы.
1889 год. Владельцем стала компания Springer & Co. С этого года всё внимание сосредоточено на производстве фарфора, другую продукцию постепенно исключили.
1891 год. Владельцы: Прешольдт, Рудольф Готтлем и Донат Зебиш. Фабрика производила только фарфор, повторно активировав хорошо известную базовую марку «DF» (Фабрика Dallwitz).
В 1917 году зародилась идея создания ассоциации по продвижению фарфора в Богемии. Фабрика Dallwitz была первой, к которой обратился представитель австрийского правительства с предложением создать ассоциацию. Руководство компании согласилось и приняло непосредственное участие в основании первой ассоциации Österreichische Porzellan Industrie AG или сокращенно «ÖPIAG», что в переводе с немецкого означает Австрийская фарфоровая промышленность AG - «ÖPIAG».
Период 1918-1945 гг.
После Первой мировой войны Чехо-Словацкая Республика становится независимым государством, что сказывается и на росте фарфоровой промышленности.
В 1918 году в Карловых Варах организуется акционерное общество фарфоровых фабрик Erste (böhmische) Porzellan Industrie AG Betriebsstätte Dallwitz сокращённо EPIAG, что в переводе с немецкого означает Первая (богемская) фарфоровая промышленность AG, завод в Далвице. В Чехии это было первое акционерное общество Чешской фарфоровой промышленности в Карловых Варах, но по факту - переименование «ÖPIAG».
В период немецкой оккупации с 1938 по 1945 год к клеймам добавлялось "Германия".
Период социалистической Чехословакии 1945-1990 гг.
После Второй мировой войны все заводы национализируются, укрупняются и появляется шесть крупных фабрик по производству столовой посуды, одна - технического фарфора. Государственные заводы социалистической Чехословакии использовали старые клейма известных мануфактур.
Завод Epiag сохранился и продолжил работу. У Epiag изменилась маркировка фарфора. Клейма содержали аббревиатуру Epiag и надпись "Сделано в Чехословакии".
В 1945 году группа EPIAG и фабрики в Альтрохлау (включая Victoria-Werk Schmidt & Co. ) объединились в группу Starorolský Porcelán . Несмотря на то, что сама ассоциация изменила некоторые (но не все) заводы, они продолжали использовать знак EPIAG, иногда только на определенных сериях.
В 1958 году группа Starorolský Porcelán объединилась с Karlovarský Porcelán . Это бывшая фабрика Иоганна Шульда из Гиссхюбеля в этот момент была передана под контроль фабрики в Дальвице, но оставалась относительно независимой. До 1990 года она не была прямым членом Karlovarský Porcelán.
В 1990 году фарфоровые заводы в Йокс-Виквитце возле Якобсдорфа (Якубов) и Гисхюбеле (Кисибль, позже Стружна) были объединены в группу Karlovarský Porcelán.
В 1992 году группа Karlovarský Porcelán была реприватизирована (в лице переданной компании EPIAG DAFA SRO), и несколько заводов решили снова стать независимыми предприятиями, в то время как другие остались в группе в маркетинговых целях.
1997-2002 годы производство не работало.
Настоящее время
Единственная фабрика, которая сегодня до сих пор использует историческую торговую марку EPIAG, — это бывшая фабрика в Дальвице, которая закрылась в 1997 году, но была вновь открыта в 2002 году под названием EPIAG LOFIDA Porcelán CZ sro, используя аббревиатуру EPIAG, чтобы указать на свое происхождение как первого члена EPIAG. группа (O)EPIAG, оказавшая большое влияние на чешскую фарфоровую промышленность.
Таким образом, с 2002 года владельцем является фирма LOFIDA - PORCELÁN CZ s.r.o. Фарфор производится с этого времени под корпоративным брендом Epiag LOFIDA - PORCELÁN CZ s.r.o.
Сейчас фарфор выпускается под этим брендом и с такими клеймами:
О чём говорит клеймо производителя на сахарнице
Сервизы на заводе начали производить с 1850 года. Тогда клеймо было таким:
На сахарнице клеймо видно хорошо, осталось найти все клейма Epiag за все периоды и сопоставить каждое.
На сайте эксперта Кристофера С. Маршалла есть все клейма Epiag с указанием периодов, когда использовалось то или иное клеймо.
На изображении ниже мы видим следующее: сверху «EPIAG», ниже «DF», ещё ниже «Czecho-Slovakia» и 49.
Согласно мнению Кристофера, такое клеймо использовалось примерно в 1946 году.
В Википедии видим, что название страны часто корректировалось. В период с 1938 по 1939 писалось: Чехо-Словацкая Республика, а с 1945 по 1960 Чехословацкая Республика. В период немецкой оккупации и на клейме писалось EPIAG D.F. Germany. Возможно, это не дефис, а перенос?
Нашла на распродажах несколько чайных и кофейных сервизов, а также столовых с чайным комплектом с таким же клеймом.
Что бросается в глаза: все эти сервизы при разном декоре объединяет форма ручек, хвата, также у кофейников, супниц, чайников, сахарниц, соусников и чашек единая форма - чаша, с характерным рельефом нижней части. В галерее можно познакомиться с разными сервизами, произведенными в этот год.
В этой статье найдены ответы на 2 вопроса из 4:
- Что это за фарфоровая фабрика EPIAG?
- Когда производили такие сервизы?
Осталось найти ответ ещё на 2 вопроса:
- Что это за стиль?
- Почему такие держатели на крышках?
Но об этом в следующей статье.