Найти тему
Мать в мегаполисе

ШПР

А потом я взяла тайм-аут.

Генеалогическое древо по мнению нейросети.
Генеалогическое древо по мнению нейросети.

Уже не раз упоминала Школу приемных родителей, настало время про нее рассказать.

Тогда, в 2004 году, информации для потенциальных усыновителей было не очень много. Изучала все, что попадалось. Зашла на сайт проекта «К новой семье» и нашла информацию о Школе. Двадцать лет назад все ШПР в стране можно было пересчитать по пальцам. И создавались они энтузиастами и неравнодушными людьми. Обучение в ШПР не было обязательным и, забегая вперед, скажу, что не все опеки знали о существовании такой школы в Москве.

В процессе написания этой статьи нашла старый сайт и новый сайт с таким названием, насколько я поняла, проект трансформировался.

Нашла у себя визитку проекта двадцатилетней давности.
Нашла у себя визитку проекта двадцатилетней давности.

В тот период меня больше всего страшил этап сбора документов и взаимодействия с государственными организациями. В Школе обещали подробно рассказать об этом. И я решила пройти обучение.

Занятия проходили на другом конце города два раза в неделю. По субботам и в будний день, насколько я помню, по четвергам. Удалось на работе договориться, что один день в неделю буду уходить на час раньше, чтобы успевать к началу занятий.

Первое занятие было знакомством. Друг с другом, с преподавателями и с программой. В группе было около 20 человек. Были пары, были, как я, одиночки. Запомнилось, что была одна пара, которая прямо перед началом курса нашла ребенка. Они потом недолго ходили, только пока шло оформление, а когда забрали ребенка домой у них уже появились другие заботы. Для меня это был очень ободряющий пример.

Обучение велось по нескольким направлениям.

1. Законодательство – нам дали информацию по всем необходимым законам и подзаконным актам, необходимым для устройства ребенка в семью. Дали в распечатанном виде, чтобы потом мы могли бы потрясать этими документами при встрече с нерадивыми чиновниками. Мне повезло, пригодилось всего пару раз. Эти знания стали моими «ментальными мускулами» в процессе усыновления.

2. Административное – объяснили, какие документы необходимо оформить, как, где, в какой последовательности, дали образцы всех документов. Научили формировать пакет для подачи в органы опеки, в суд. Много рассказывали, как надо разговаривать с сотрудниками разных учреждений. Не то, чтобы развеялись все мои страхи, но у меня появилась четкая пошаговая схема. И это очень упростило жизнь. Развеялись мифы, появилось понимание, что усыновление возможно.

3. Медицина – дали четкие разъяснения по требованиям к здоровью потенциальных усыновителей, опекунов, приемных родителей. И много времени было посвящено здоровью детей. Научили читать выписки из медицинских карт, чтобы было, хотя бы приблизительное представление о здоровье ребенка. Про гипер- и гиподиагностику. Очень интересно было. Вспомнила, что когда-то думала о медицинском институте, но мой гуманитарный мозг не мог освоить математику на достаточном для поступления уровне, поэтому я даже смотреть не стала в сторону медицины. Знания, которые получила в ШПР до сих пор со мной, я их постоянно расширяю и углубляю, как бы банально это не звучало, но это жизнь. Как однажды мне сказал один врач, который удалял ребенку бородавку: «у нас каждая многодетная мать и медик, и учитель».

4. Психолого-педагогическое – много говорили об установлении контакта с ребенком, об адаптации ребенка в семье, об адаптации родителей, о тайне усыновления, о психологических проблемах, об отношении окружающих. Эта часть здорово зарядила на решение собственных психологических проблем и развитие. До сих пор остановиться не могу. И не хочу.

Мне очень повезло на преподавателей. С нами делились опытом создатели этот проекта, люди, сделавшие очень много для того, чтобы отношение к устройству детей в семью поменялось в обществе, чтобы процедуры стали более четкими и прозрачными, чтобы количество детей без семьи сократилось, а количество детей в семьях увеличилось.

Кладезь информации Алексей Рудов. Находил ответы на все наши административно-юридические вопросы. Щедро делился собственным опытом принятия ребенка в семью. Вселял спокойствие и уверенность.

Педагог до мозга костей (в хорошем смысле), умнейшая, умеющая обратить внимание на мелкие детали, Галина Сергеевна Красницкая. Учила нас, в том числе, на собственном примере взаимодействия с подопечной. До сих пор помню ее урок о выстраивании границ.

Методичка, которую написали, в том числе, Алексей и Галина Сергеевна. Более позднее издание. Как оно ко мне попало, расскажу в следующих статьях.
Методичка, которую написали, в том числе, Алексей и Галина Сергеевна. Более позднее издание. Как оно ко мне попало, расскажу в следующих статьях.

На одно занятие приходила сотрудница опеки. В основном, она повторила то, что мы уже знали о процедурах усыновления и установления опеки. Мне она помогла осознать, что чиновники тоже люди.

Замечательные психологи занимались с нами. К сожалению, не помню всех имен, но знаниями пользуюсь до сих пор.

Очень понравилось упражнения по созданию генеалогического древа собственной семьи по определенной схеме. Сохранился мой результат.

Очень увлекательное занятие
Очень увлекательное занятие

С психологами произошел забавный случай. Одно занятие попадало на майские праздники. Приезжаю в отличном настроении (быстро ехала, пробок не было), сидят два психолога и больше никого нет. Через несколько минут подошел третий психолог. Сидим ждем. Три психолога и я. Решили, что, раз уже приехали, будем заниматься. Отличный урок получился. Меня нагрузили знаниями в тройном размере. Через несколько лет мне понадобилась консультация, нашла телефон одного из этой троицы. Звоню, представляюсь. Понятно, что мои имя и фамилия уже давно забылись. Напоминаю об этом уроке, когда на одного слушателя было три психолога. Человек меня сразу вспомнил.

Было занятие, которое проводила клинический психолог. Интереснейший рассказчик, дала нам много полезной информации.

Позже создали много ШПР и обучение в них для желающих принять ребенка в семью сделали обязательным. Считаю, что это правильно. Да, в этом деле многое зависит от человеческого фактора. Мне Школа очень помогла, и я бесконечно благодарна людям, которые ее создали и которые меня обучали.

Обучение закончилось в мае или в начале июня. Я решила, что не буду сразу же кидаться за ребенком. Мне нужен перерыв, чтобы не только с горячим сердцем, но с холодной головой начинать процесс. Плюс, используя полученные знания, провести подготовительную работу в быту и на работе.

Как я нашла дочку, уже рассказывала. В следующий раз расскажу, как я ходила за сыночком.