А что там нынче с безработицей? Как-то давно про неё не слышно. Что очень даже странно, ведь кризис же на дворе вот уже который год (если почитать сетевых аналитиков, то уже и десятилетий). Ну а какой кризис, особенно если он экономический, может обойтись без безработицы?! Такого не бывает, чтоб как-то обошлось без этого подлого и бесчеловечного явления, столь свойственного капиталистическому миру. Все мы помним старые добрые советские детские книги и взрослые сатирические журналы, где нам рисовали Америку в кризисе и первое, через что нам доносилось это явление, так это толпы безработных. Так вот, где это всё? Почему нет на улицах праздношатающихся толп мужиков с плакатом на груди «Готов работать за еду»? Отчего нет раздачи бесплатной еды для семей людей, оставшихся без работы? По каким причинам государственные чиновники не организуют общественные работы, дабы не дать морально разложиться выкинутым на улицу работникам?
Ответов здесь может быть два. Во-первых, видимо безработных и правда стало как-то мало, ну и либо, во-вторых, времена уже не те, что мы привыкли видеть на картинках, и безработица проявляется как-то по-другому. Что касается первого тезиса, то сразу же можно тогда сказать, что раз нет безработных, то нет и кризиса. Но вот если поглубже покопаться в вопросе, то выясниться, что кризис нынче другой. То есть уместны оба два ответа сразу. Без всяких там «или» и «либо».
Если не полениться и посмотреть официальную статистику, то там можно увидеть, что официальная безработица действительно идёт к низу. Но кто ж верит этой официальной статистике? Вот я нашёл на сайте Росстата сразу две безработицы – и обе снижаются. И что касается официально зарегистрированных безработных, то тут может действительно быть что-то нечестное – в век высоких технологий и широких возможностей самостоятельного трудоустройства на биржу труда обращаются единицы, да и то в основном для того, чтобы какое-то время получать пособие. Но вот численность безработных в экономике в целом тоже снижается неумолимо.
Действительно, с безработными в последнее время как-то туго. Заголовки разных новостных изданий регулярно выдают такой смысловой контекст «требуются работники», «не хватает сотрудников в таких-то отраслях», «запуск нового завода отложен из-за нехватки кадров». Вот я был в отпуске в родных пенатах, так там почти все родственники и друзья жалуются на то, что «отгул лишний раз не взять, сменщика нет» или «на работе засиживаемся до лютого поздна, так как из штата отдела в пять человек нас только трое». Жена друга работала в центре переподготовки безработных и вот буквально недавно ушла оттуда – учить некого, учебная группа в три-четыре человека нерентабельна. Да и на моём родном заводе целый ряд вакансий закрыть не могут и стариков берегут, как зеницу ока. И дело даже не в том, что люди не хотят идти на тяжёлую работу. Людей просто физически нет.
Причины этому весьма понятны. Начнем с того, что демография у нас двадцать лет назад в части рождаемости хромала, а вот в части смертности здесь и сейчас очень даже успешно развивается. Это становится причиной того, что чисто технически с рынка труда много уходит, но мало приходит. По целому ряду отраслей спасали мигранты, но сперва случился ковид, а потом СВО и как-то поиссякли потоки трудовых мигрантов, особенно в регионы. По второй причине с мигрантами начали уходить с рынка труда и родные наши граждане: кто в бега по ближним и/или дальним зарубежьям подался, а кто и решил принять непосредственное участие в этом мероприятии. Вот и получается, что безработица, как пишут авторитеты от экономики, на минимальных исторических уровнях. Но ведь и потребность в кадрах на максимальных.
Вот и возникает вопрос, хорошо ли это? Ну вроде как чисто интуитивно и не очень. Но даже если смотреть на это дело в прикладном смысле – ничего хорошего. Перво-наперво сказывается такая «полная занятость» на тех, кто работает здесь и сейчас – имеющиеся у предприятий и организаций люди в экономике не справляются с текущими повышенными нагрузками. Растет их утомляемость, множится стресс. Качество их труда (вот тут я и по себе знаю) начинает падать, отношение к клиенту ухудшаться, уровень апатии – расти. Заставить «уработанного» человека трудится хорошо и качественно очень сложно. И дело здесь не только в том, что он морально и физически устал. Зачастую его некем заменить, поэтому при альтернативах «либо такой, либо никакой» обычно выбирают первое. Пробуют, конечно, подстегнуть рублём – повышают оклады, поднимают расценки, дают сезонные премии. И оно вроде как даже сказывается на росте качества, но на росте цены конечного продукта, которая от зарплаты зависит непосредственно, это всё же отражается куда сильнее. В общем и целом, мы сейчас это всё и наблюдаем. Пока не так уж выпукло и ярко, но уже зачатки всех этих негативных явлений имеют место быть.
Вот отсюда и возникает вопрос: хороша ли столь важная с точки зрения бытовой психологии полная занятость? Или же всё-таки у экономики должен быть резерв из пока что безработных рабочих рук? Иначе как же меняться под новые и свежие веяния и потребности общества, когда под актуальные технологии некого переучивать – все что есть, очень сильно заняты и либо старые, либо не имеют никакого желания учиться. Конечно с точки зрения самого безработного занятость должна быть однозначно полной. Но вот если мыслить масштабно, то получается, что один довольно умный дядя в Англии 70-ых говорил верно: «безработица жизненно необходима, особенно самим безработным». В общем-то опыт позднего СССР это всё очень хорошо подтверждает.
А как вы думаете, нужна ли полная занятость, и что делать, если она мешает развитию экономики страны? Тема-то ведь любопытная и, так или иначе, касается нас всех.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.