Привет! У нас есть ферма роз в Эквадоре. Коротко — роза, которую вы покупаете в Москве за 100 рублей, стоит 50 рублей на оптовой базе и около 20 рублей на самой плантации после упаковки в ящик. Если снизить себестоимость розы до 15 рублей, то на эти два процента можно безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Поэтому сейчас расскажу про операции и как мы их оптимизируем.
Значит, сначала почему Эквадор. Розы можно растить много где, а в теплицах — хоть на полюсе, но нам нужно экономить на отоплении, поэтому нужна страна с тёплым климатом, где можно снять несколько урожаев в год. То есть на практике — близко к экватору. Подходит та же Кения, например, но там немного другой климат, немного другие почвы и вообще всё немного другое. Эквадор по всем агропараметрам, по оплате труда и по стоимости аренды или покупки земли оказывается лучше. Единственная проблема — он на той стороне планеты.
В Кении ещё есть сложности с заболеваниями, инфекционная картина для растений в Эквадоре другая.
Розы доставляют только самолётом. Разницы между 5-часовым полётом и 14-часовым полётом не так много, и цена перевозки не сильно меняет картину по сравнению с другими вопросами. Поэтому Эквадор сейчас и последние несколько десятков лет — лучший вариант.
Дальше нам нужны удобрения и другие расходники. Если мы растим без них, грубо говоря, то либо у нас цветы будут хуже, либо урожаи реже. Монополист по удобрениям — Германия, поэтому везём судном оттуда. В Латинской Америке своих специализированных удобрений нет. Делают удобрения в Германии, кстати, из наших фосфатов на энергии нашего газа, но не полностью.
Дальше нам нужен хороший куст. Куст живёт год, потом его надо вынимать из земли и сажать на его место новый. Можно два года подряд растить розы на одном кусте, но тогда на второй год они будут мельче и грустнее. В экономике цена куста куда меньше, чем снижение цены за такие цветки.
Потом нужна вода. Что в Африке, что в Латинской Америке есть такой анекдот про то, почему проблемы с антибиотиками. Потому что их надо ведь запить! Так вот, магистральной воды просто нет. Нужна не только своя земля, но и своя скважина (точнее, скважины) и свой водопровод. К счастью, бурить можно прямо в водоносный слой под фермами.
Дальше пластик. Розы защищаются от внешних факторов теплицами — и, главное, от солнца. Иначе солнце их ещё и выжжет.
Зарплата людям. В 2014 году, в первый год работы фермы, один рабочий получал 250 долларов в месяц до вычета налогов. Сейчас 700 долларов. На ферме работает 1800 человек. Их мы ещё кормим два раза в день по закону и обеспечиваем полный соцпакет.
Земля. Лучше покупать. В нашем случае площадь 150 га, из них 149 посаженных. Почему так много — потому что чем больше объём посадок, тем проще обрабатывать той же фумигацией. Плюс у вас объёмные скидки на закупку расходников. Больше ферма — ниже себестоимость цветка.
Собственно, дальше работы по сбору урожая (он идёт круглый год, но мы подгадываем лучшее и самое массовое созревание к началу марта, чтобы 8 марта всё было у вас) — розы подрезаются, переупаковываются и раскладываются по коробкам.
Вот так формируется 20 рублей за цветок.
Дальше очень сложная транспортировка, таможня, дистрибуция по стране или доставка до магазинов в городе с дистрибуционным центром и продажа вам. Про это следующий раз)