Мрачные истории, полные крови и человеческого ужаса, аккуратно укутанные в метафорический рассказ – это то, что трогает любого человека. Но зачем нам это нужно? Как появился жанр «true crime», что это вообще такое и как он помогает человечеству? Сейчас разберемся.
Считается, что законодателем этого жанра стал американский писатель Труман Капоте. Именного его роман «Хладнокровное убийство» — история о загадочном и хладнокровном убийстве в маленьком городе штата Канзас, совершенном в 1959 году – стал прародителем жанра «true-crime». В то время, естественно, никто не знал, что есть определенные жанровые условности, но когда роман был опубликован – он приковал к себе миллионы глаз.
Но вернемся в наше время. Что такое «true crime» само по себе? Если дословно переводить с английского на русский, то это «реальное преступление». True-crime – это жанр. И в этом жанре может быть выполнено что угодно: роман, видео на YouTube, подкаст.
Железное правило таких историй: они должны нести в своей основе реально случившееся когда-то преступление. Авторы не выдумывают героев, события и сюжет. Они берут их из реальных полицейских архивов, журналистских заметок и историографии человечества. Чаще всего в этих историях море боли, ужаса и страданий. То, что описывается в этих «страшилках» — далеко не для слабонервных.
Главная отличительная черта true-crime – это красочность. Множество деталей, лиц, людей, героев. Все для того, чтобы на контрасте с обычной мирской жизнью подчеркнуть то страшное, что таится за любым преступлением. Да, история true-crime – не просто описание голых фактов, вырванных из контекста, в стиле «злодей сначала сделал это, затем сделал вот это, а потом его нашли следователи». Например, в «Хладнокровном убийстве» значительная часть повествования отведена описанию местных жителей города, кафешек, цветам мимо проезжающих машин.
С помощью подобных приемов авторы создают «эффект присутствия», который пробирает до мурашек. Когда нам описывают нечто пугающее, специально подчеркивая реальность происходящего, это пугает значительно сильнее, чем мистические истории про несуществующих демонических существ. Ведь любой прочитавший true-crime рассказ человек сможет начать сопоставлять себя с людьми, пережившими настоящий ад на земле.
True-crime наших дней: какой он?
В современности люди чаще воспринимают информацию визуально или на слух. Читающей публики с каждым днем становится все меньше. Поэтому сейчас true-crime в основном существует в формате подкастов или видео на YouTube. Кстати, ТВ-шоу отечественного производства «Криминальная Россиия» и «Следствие вели с Леонидом Каневским» тоже можно отнести к true-crime. Но это, как говорится, «совсем другая история».
Кстати, true-crime очень популярен. Например, на стриминговом сервисе Яндекс.Музыка подкасты в жанре true-crime набирают от 2 000 до 40 000 лайков. А вот на YouTube видео в этом жанре набирают от 1.000.000 просмотров до 2.000.000.
Зачем нам нужен true-crime и почему он так популярен?
Многие, особенно те, кому не нравится true-crime, уверены, что любая общественная дискуссия на тему преступлений и ужасов античеловечности – это пропаганда насилия. Их мысль довольно понятна и поддается логике: если говорят о тех людях, которые совершают злодеяния, то значит, что общество поддерживает это? Но все не так однозначно.
Авторы true-crime проектов уверены: этот жанр помогает общественности провести необходимую рефлексию. Помимо этого можно руководствоваться практической пользой: «предупрежден – значит вооружен». Также многие выделяют особую пользу для женщин, так как именно они чаще всего становятся жертвами.
Например, в интервью Юлии Меньшовой врач-психиатр Василий Бейнарович (на своем YouTube-канале он выпускает часовые видео в жанре true-crime) ответил на вопрос о популярности этого жанра среди женской аудитории так:
«Это психологическое успокоение, они [слушатели – прим. ред.] слушают ужасные вещи, но не про себя. То есть, это происходит не с ними. Это происходит где-то отдаленно. Почему, например, истории про американских, европейских, азиатских, иранских маньяков намного приятнее слушать? Потому что это совсем где-то далеко. Когда мы с вами слушаем истории про Головкина, Сливко и так далее… Про наших отечественных «джентльменов» или «дам», то происходит именно факт, что мы знаем эти гаражи, мы знаем эти подъезды. И это страшнее. Дальше – фактор безопасности. Девушки хотят понимать: в каких местах, где более опасно, как лучше действовать, как лучше реагировать и понимать психопатологию этих людей».
Но главное: true-crime разбирается в причинно-следственных связях. Как сказал врач-психиатр Василий Бейнарович в том же интервью – «маньяками не рождаются, ими становятся». А подробный анализ и выявление первопричин помогают избегать подобного в будущем.
Автор: Лариса Нагина