14 мая 1973 года пять двигателей F-1 последней ракеты «Сатурн-5» зажглись, озарив площадку 39A в Космическом центре Кеннеди оранжевым пламенем и окутав округу серым дымом. Через несколько секунд гигантская черно-белая ракета начала свой подъем. Последний «Сатурн-5» нес орбитальную станцию «Скайлэб».
«Скайлэб» была последним остатком проекта НАСА - «Аполлон». Она состояла из цилиндрической орбитальной лаборатории (Orbital Workshop -OWS) диаметром почти 22 фута (6,7 метров), с двумя крыловидными солнечными батареями, цилиндрическим шлюзовым модулем (Airlock Module-AM) и стыковочным адаптером (Multiple Docking Adapter-MDA), а также солнечный телескоп на ферменной монтировке «Аполлон» (Apollo Telescope Mount-ATM) с четырьмя солнечными батареями, расположенными наподобие крыльев ветряной мельницы. Главным подрядчиком по строительству станции была компания McDonnell Douglas, она представляла собой переоборудованную ступень ракеты Saturn S-IVB.
Полностью развернутая, на орбите высотой 435 километров с наклонением 50° относительно экватора Земли, 77-тонная орбитальная лаборатория(OWS) имела длину около 36 метров. Она включала в себя 347 кубических метров жилого и рабочего пространства с давлением внутри до 5 фунтов на квадратный дюйм (0.3 атм). «Скайлэб» вышла на орбиту в беспилотном варианте и полностью снаряженной кислородом, азотом, водой, едой, одеждой, фотопленкой, запасными частями и другими расходными материалами. Командно-служебные модули (CSM) кораблей «Аполлон», запускавшиеся на двухступенчатых ракетах «Сатурн-IB», доставляли на «Скайлэб» экипажи из трех человек и небольшое количество груза.
Первым шагом, который вызвал путаницу было то, что НАСА назвало беспилотную миссию «Сатурн-5» по запуску орбитальной станции - миссией «Скайлэб-1», а первую пилотируемую экспедицию программы - «Скайлэб-2». В итоге экипаж «Скайлэб-2» носил нашивку миссии, разработанную художником фэнтези и научной фантастики Келли Фрис, на которой было обозначено «Скайлэб I». На нашивке экипажа «Скайлэб-3» красовалась надпись «Скайлэб-2», а на нашивке «Скайлэб-4» была стилизованная цифра «3». Перед запуском станция «Скайлэб-1» получил обозначение «Скайлэб А». Если бы запуск не удался, резервная станция, обозначенная как «Скайлэб Б», могла бы быть подготовлена и запущена, хотя, оглядываясь назад, кажется маловероятным, что НАСА выделило бы средства на ее доработку и запуск.
Миссия по запуску станции на самом деле была почти провалена. Корпус станции получил повреждения примерно через минуту после запуска, когда ее противометеоритный щит преждевременно развернулся и оторвался, а затем было потеряно одно из крыльев солнечной батареи вскоре после достижения орбиты. Другая панель не смогла полностью раскрыться, из-за чего «Скайлэб» испытывала нехватку энергии. С исчезновением отражающего противометеоритного щита температура на борту резко возросла, угрожая испортить еду, лекарства и фотопленку.
Инженеры НАСА спешно изготовили солнцезащитный экран и специальные инструменты, а также обучили их использованию астронавтов «Скайлэб-2» -Пита Конрада, Джо Кервина и Пола Вейтца. Экипаж достиг «Скайлэба» 25 мая 1973 года и сумел сделать станцию пригодной для жизни, а затем провел в космосе в общей сложности 28 дней. Экипаж «Скайлэб-3» (Алан Бин, Джек Лаусма и Оуэн Гэрриотт) провели на борту отремонтированной станции 59 дней. После 84 дней в космосе экипаж «Скайлэб-4» (Джералд Карр, Эдвард Гибсон и Уильям Поуг) отстыковался от станции 8 февраля 1974 года.
«Скайлэб» не была первой космической станцией. Эта честь принадлежит советской станции «Салют-1». Станция была запущенна ракетой «Протон», 19 апреля 1971 года. Станция была намного меньше, чем «Скайлэб», с массой при старте всего около 20 тонн. «Салют-1» имел длину 15,8 метра, имел полезный объем 90 кубических метров при давлении внутри в 1 атмосферу. Как и «Скайлэб», «Салют-1» вышел на орбиту беспилотным и укомплектованным расходными материалами. Корабли «Союз» доставляли на станцию экипажи из трех человек и ограниченное количество груза.
Только экипажу «Союза-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева — удалось состыковаться с «Салютом-1» и войти в нее. Они находились на борту с 7 по 30 июня 1971 года. Во время возвращения на Землю в их спускаемом аппарате случайно открылся клапан, который привел к разгерметизации корабля. Члены экипаже не были одеты в скафандры, поэтому погибли при спуске.
В то время, когда летала станция «Салют-1», США и Советский Союз вели переговоры о стыковке американского космического корабля с советской космической станцией. К концу 1971 года стороны договорились о стыковке «Аполлона» со станцией «Салют». На "Аполлоне" и "Салюте" будет находится новый Международный стыковочный механизм (International Docking Mechanism-IDM). Миссия должна была стать испытанием IDM перед его рутинным использованием на будущих советских и американских космических кораблях.
Однако в апреле 1972 года советские переговорщики заявили, что проект новой станции «Салют», не может быть легко модифицирован для включения второго стыковочного узла. Они предложили вместо этого состыковаться с модифицированным «Союзом». 24 мая 1972 года на встрече на высшем уровне в Москве президент США Ричард Никсон и председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин подписали Соглашение о сотрудничестве в космосе, международный договор, который предусматривал широкий спектр совместных проектов, включая стыковку кораблей «Союз-Аполлон». 30 июня 1972 года НАСА назвало новую совместную программу - Проект полета «Союз-Аполлон» (Apollo-Soyuz Test Project - ASTP) (другое название принятое в СССР - ЭПАС).
Неделей ранее команда компании McDonnell Douglas Astronautics Company предложила НАСА совместную космическую миссию, гораздо более амбициозную, чем «Союз-Аполлон» или «Аполлон-Салют». Команда предложила стыковку между станциями «Скайлэб-Б», «Салютом», кораблем «Аполлон» и кораблем «Союз». Получившаяся в результате «Совместная космическая лаборатория» будет способствовать международному сотрудничеству и нести взаимную выгоду от изучения космоса, и что немаловажно проект будет экономить средства.
Советско-американский экипаж должен был проводить наблюдения за Солнцем, звездами и Землей, развивать коммуникационные технологии и проводить биомедицинские исследования. Возможно, самым важным для НАСА является то, что «Скайлэб-Салют» послужит эволюционным шагом между «Скайлэб А» и космическим шаттлом/станцией. Станция позволила бы американскому космическому агентству сохранить свои космические команды нетронутыми во время прогнозируемого перерыва в пилотируемых полетах США между ASTP в 1975 году, и запланированным первым полетом шаттла в 1979 году.
В середине 1976 года компания предложила провести 140-дневную миссию «Скайлэб — Салют». Станция «Скайлэб Б» будет выведена на орбиту высотой 435 километров с наклонением 51,6° . Затем, на следующий день, корабль "Аполлон" с тремя астронавтами должен был стартовать и пристыковаться к порту типа «Аполлон» на борту Skylab B. Затем Советский Союз должен был вывести станцию «Салют» на орбиту высотой 240 километров с наклонением 51,6°, позже запускался корабль «Союз» с тремя космонавтами на борту, оснащенный стыковочным механизмом IDM. «Союз» должен был состыковаться со станцией «Салют», на которой будет также находится стыковочный механизм IDM.
Компания McDonnell Douglas при разработке предполагала (ссылаясь на опубликованные советской стороной данные), что двигательная установка «Салюта» может быть использована для согласования орбит со станцией «Скайлэб-Б». По мере приближения «Салюта» к американской станции два космонавта отстыковывались бы от «Салюта» на корабле «Союз» и стыковались бы с портом "Скалэба", также оборудованным IDM. Затем единственный космонавт на борту «Салюта» должен был довести станцию до стыковки с носовым портом «Скайлэба», оборудованным устройством IDM.
Космонавты и астронавты должны были работать вместе на борту «Скайлэб-Салют» не менее 24 суток (самый продолжительный период работы корабля «Союз» на околоземной орбите, по состоянию на июнь 1972 года). Затем три космонавта должны были отстыковаться и вернуться на "Союзе" на Землю. После этого советская сторона могла бы отправить на станцию по крайней мере еще один экипаж. После 70 дней пребывания на орбите первый американский экипаж вернется на Землю на корабле "Аполлон". Затем второй "Аполлон" должен был доставить второй американский экипаж. Если бы второй корабль состыковался сразу после расстыковки станции с первым кораблем, второй американский экипаж мог бы оставаться на борту «Скайлэб-Салют» до 70 суток.
Как отмечалось выше, американские и советские космические корабли обеспечивали свои экипажи различными газовыми смесями и давлениями. Астронавты и космонавты, проходящие между двумя частями станции «Скайлэб» — «Салют», должны были проходить десатурацию, чтобы приспособится к изменению давления и газовой смеси, и время затраченное на это было бы очень велико. В качестве альтернативы стороны могли бы принять общую атмосферу. Если бы станция приняла богатую кислородом атмосферу «Скайлэб» (0,3 атм), «Салюту» и «Союзу» потребовалась бы улучшенная огнезащита и системы терморегуляции, чтобы поддерживать охлаждение электроники в разреженном воздухе. С другой стороны, если бы было принято советское давление в 1 атм, «Скайлэб Б» потребовался бы существенные структурные изменения, чтобы выдержать повышенное давление, и дополнительные баллоны с кислородом и азотом, чтобы компенсировать потерю воздуха из-за ускоренной утечки. Корабль "Аполлон" не мог выдержать внутреннее давление в 1 атм без повреждений, поэтому должен был оставаться изолированным от связки «Скайлэб»/«Салют»/«Союз». Макдоннелл Дуглас предложила, чтобы на станции должен был быть размещен небольшой шлюз для десатурации и доступа на корабль "Аполлон".
Затем компания предложила компромиссную атмосферу с давлением 0,54 атм., немного богатую кислородом. Станция может выдержать это давление, поясняется в докладе, и изменения, которые необходимо будет внести обеим сторонам, будут примерно одинаковыми по величине.
Некоторые изменения потребуются независимо от того, какая атмосфера будет принята. Компания Макдоннелл Дуглас предположила, что «Скайлэб Б» будет обеспечивать все управление ориентацией международной станцией. Чтобы выполнить это требование, НАСА должно было бы оснастить ее гироскопами на 30% более мощными, чем те, которые планировались для «Скайлэб-А». Конструкция «Скайлэб Б» должна быть усилена, чтобы выдерживать большие стыковочные нагрузки. Кроме того, новый тепловой радиатор должен был быть больше, так как необходимо рассеивать больше тепла, выделяемого тремя советскими космонавтами, когда они работали на борту «Скайлэб Б».
Возможные изменения «Салюта» будут включать в себя увеличение солнечных батарей. Они могут понадобиться, потому что четыре панели на «Скайлэб-Б» затеняют переднюю пару панелей «Салюта», сокращая электроснабжение советской станции примерно на четверть. Предполагалось что «Скайлэб-Б» и «Салют» не будут делить электроэнергию, поэтому США не смогут компенсировать разницу. Однако компания добавила, что, освободив «Салют» от обязанностей по управлению ориентацией, советский модуль сэкономил бы столько же энергии, сколько и недополучил бы.
Через три с небольшим года, после того как компания Макдоннелл Дуглас завершила свое исследование по станции "Скайлэб-Салют", стартовала миссия ASTR (Союз-Аполлон). 15 июля 1975 года на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Союз-19», а через семь часов — последний космический корабль «Аполлон», который не имел официального числового обозначения. Это был последний полет американских астронавтов в космос до первого полета Спейс шаттла в апреле 1981 года.
В 1974 году НАСА изучало миссию ASTP 1977 года. О ней читайте в моей статье.
Примерно в то же время, в начале 1980-х годов, начались работы по стыковке шаттла и «Салюта». Новому сотрудничеству препятствовала внутренняя политика США: администрация Джеральда Форда чувствовала себя неспособной взять на себя обязательства по новому международному пилотируемому полету в преддверии президентских выборов в ноябре 1976 года. Президент Джимми Картер продлил Соглашение о сотрудничестве в космосе в мае 1977 года. В ноябре того же года НАСА и советские инженеры встретились в Москве, чтобы обсудить миссию «Шаттл-Салют». Стороны рассмотрели возможность доставки экспериментального модуля на борт «Салюта» с помощью шаттла, обменялись инженерными данными. К тому времени «Салют-6» уже был на орбите. Новая станция включала в себя второй, установленный на корме, стыковочный узел. В январе 1978 года НАСА завершило разработку предварительного плана миссии «Шаттл-Салют», согласно которому шаттл стыковался с передним портом «Салюта», а «Союз» был пристыкован к кормовому порту.
Однако советско-американские отношения быстро испортились. Техническое совещание «Шаттл-Салют», запланированное на апрель 1978 года, было отложено на неопределенный срок. В сентябре 1978 года НАСА прекратило планирование полета "Шаттл-Салют" в ожидании результатов межведомственного обзора советско-америанского космического сотрудничества, в котором Госдепартамент США играл центральную роль. Ввод советских войск в Афганистан, в декабре 1979 года приостановил почти на десятилетие все дискуссии о стыковке между американскими и советскими пилотируемыми космическими кораблями, хотя сотрудничество сверхдержав в космосе продолжалось — например, программа биоспутников «Космос».
Станция «Скайлэб-Б» так и не была запущена. Она стала экспонатом в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия.
НАСА изучало возможность вывода «Скайлэба-1» на более высокую орбиту и ее повторного использования в эпоху космических шаттлов, но задержки шаттлов и более высокая, чем ожидалось, скорость снижения орбиты привели к тому, что 11 июля 1979 года она вошла в атмосферу Земли. Так закончилась история первой в истории космической станции США.
Ну а не этом сегодня все. Спасибо за внимание!