Проект полета «Союз-Аполлон» (Apollo-Soyuz Test Project - ASTP) (другое название принятое в СССР - ЭПАС) возник в ходе переговоров, направленных на разработку общей советско-американской стыковочной системы для спасения в космосе. Концепция общей стыковочной системы была впервые выдвинута в 1970 году. Однако в то время предполагалось, что система стыковки будет разработана для будущих космических проектов, таких как американская космическая станция, космический челнок Спейс Шаттл, а не для американского командно-служебного модуля «Аполлон» (Apollo Command and Service Module - CSM) и советского космического корабля «Союз», которые на то время находились в эксплуатации.
Однако совместный советско-американский космический полет служил политическим целям обеих стран, поэтому концепция миссии стыковки обеих кораблей набирала обороты. В мае 1972 года на саммите сверхдержав в Москве президент США Ричард Никсон и председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин подписали соглашение, предусматривающее стыковку корабля «Союз-Аполлон» в июле 1975 года.
НАСА и его подрядчики изучали способы расширения программы ASTP (ЭПАС) еще до того, как она был официально одобрена. Например, в апреле 1972 года компания McDonnell Douglas предложила создать международную космическую лабораторию «Скайлэб-Салют». Однако полтора года спустя (сентябрь 1973 года) аэрокосмический журнал «Aviation Week & Space Technology» со ссылкой на неназванных чиновников НАСА сообщил, что, хотя в Советском Союзе проявили интерес ко второму полету ASTP в 1977 году, американское космическое агентство «в настоящее время не желает» отвлекать средства от разработки «Спейс шаттла».
Тем не менее, в начале 1974 года Управление полетов (Flight Operations Directorate-FOD) в Космическом центре имени Джонсона НАСА в Хьюстоне, штат Техас, рассмотрело вопрос о возможности второй миссии ASTP в 1977 году. Предложение о полете ASTP 1977 года было направлено на заполнение ожидаемого пробела в пилотируемых космических миссиях США между миссией ASTP 1975 года и первым полетом космического шаттла.
Краткое внутреннее исследование было сосредоточено на требованиях к миссии, за выполнение которых NASA JSC (Космический центр имени Линдона Джонсона — центр НАСА по разработке пилотируемых космических кораблей) несло прямую ответственность. Управление полетами НАСА предполагало, что корабль "Аполлон CSM-119" будет служить основным космическим кораблем совместной миссии 1977 года, и что США снова предоставят стыковочный модуль (Docking Module-DM) для стыковки "Аполлона" с космическим кораблем «Союз». CSM-119 был сконфигурирован как пятиместный спасательный модуль для станции «Скайлэб». Работы по его модификации для использования в качестве резервного космического корабля миссии ASTP 1975 года начались вскоре после того, как третий и последний экипаж «Скайлэба» вернулся на Землю в феврале 1974 года. В НАСА предположили, что если резервный командно-служебный модуль будет признан необходимым для миссии ASTP 1977 года, то незавершенный космический корабль "CSM-115" должен выполнить этот полет. CSM-115, который находился на хранении в Калифорнии, первоначально был построен для отмененной миссии по высадке на Луну «Аполлон-19».
В НАСА также предположили, что основной экипаж ASTP в составе Томаса Стаффорда, Вэнса Брэнда и Дика Слейтона будет служить в качестве дублирующего экипажа для миссии ASTP 1977 года, в то время как дублирующий экипаж ASTP 1975 года в составе Алана Бина, Рональда Эванса и Джека Лусма станет основным экипажем ASTP 1977 года. Однако позже признали, что это предположение, вероятно, не реалистично. Если потребуются новые члены экипажа, , то на их обучение уйдет 20 месяцев. Во время обучения астронавтов должны были пройти 500 часов интенсивного языкового обучения.
По оценкам НАСА, поддержка компании Rockwell международного полета ASTP в 1977 году обойдется в 49,6 миллиона долларов, в то время как затрат на новые эксперименты, девять новых скафандров и оборудование, составят еще 40 миллионов долларов. Достройка и модификация CSM-115 для его резервной роли обойдется в 25 миллионов долларов. Организационные расходы — например, эксплуатация Центра управления полетами и симулятора командного модуля (CMS), печать учебных пособий и полетной документации — составят около 15 миллионов долларов. Таким образом, общая стоимость составит $104,7 млн без резервного корабля и $129,7 млн с резервным кораблем.
Также были выявлены две дополнительные серьезные проблемы, стоящие перед миссией ASTP 1977 года, обе из которых были связаны с планами НАСА по созданию космических шаттлов. Первая заключалась в том, что тренажер корабля Аполлон пришлось убрать, чтобы освободить место для запланированных тренажеров Спейс Шаттла. Оставление его на месте для поддержки миссии ASTP 1977 года отсрочило бы доступность тренажеров шаттла. Более сложная проблема заключалась в том, что 75% существующих полетных диспетчеров НАСА (около 100 человек) потребовались бы для ASTP 1977 года в течение шести месяцев до и во время миссии. В этот же период NASA планировало провести атмосферные летные испытания Спейс шаттла. Пришлось бы нанять новых полетных диспетчеров, если бы НАСА решили проводить одновременно и испытания шаттла, и миссию ASTP 1977 года. Новые диспетчера должны были пройти обучение для поддержки испытаний шаттла, в то время как ветераны-диспетчеры поддерживали бы полет ASTP 1977 года.
Полет Союз-Апполон 1975 год
15 июля 1975 года корабль «Аполлон» (CSM-111) стартовал на ракете «Сатурн-IB» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном на борту. Ракета стартовала со стартового комплекса LC-39 Pad B, одной из двух площадок для запуска ракет Saturn V в Космическом центре Кеннеди, а не с площадок LC 34 и LC 37, используемых для запусков Saturn IB в лунной программе "Аполлон". Это было связано с тем, что в НАСА посчитало, что обслуживание отдельных площадок для ракет «Сатурн-IB» для миссий «Скайлэб» и ASTP будет слишком дорогостоящим. С пускового стола (прозванного «молочным табуретом») стартовали ракеты для миссий «Скайлэб-2,3 и 4". Благодаря такой конструкции ракеты «Сатурн-IB», могли использовать заправочные мачты и мачты для перехода экипажа используемые для ракет «Сатурн-5».
Оказавшись на орбите, Аполлон развернулся и состыковался с стыковочным модулем, который был установлен на второй ступени ракеты. Затем стыковочный модуль был отсоединен и корабль отправился навстречу с космическим кораблем «Союз-19», который стартовал примерно за восемь часов до «Аполлона» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. Оба корабля состыковались 17 июля 1975 и отстыковались 19 июля. «Союз-19» приземлился 21 июля. Корабль "Аполлон" последний космический корабль из серии, приводнился недалеко от Гавайев 24 июля 1975 года.
Предложение о повторении ASTP (ЭПАС) в 1977 году не получило большого распространения. Хотя переговоры, направленные на стыковку американского космического челнока с советской космической станцией «Салют», возобновились в мае 1975 года, никаких планов по новым советско-американским пилотируемым полетам в рамках миссии Союз-Аполлон II не существовало после совместного полета в 1975 году. В 1975-1976 гг. переговорщики по «Шаттлу» и «Салюту» добились прогресса, но США отложили подписание соглашения до тех пор, пока не станут известны результаты выборов в ноябре 1976 г.
В мае 1977 года стороны официально договорились о проведении миссии «Шаттл-Салют». Однако в сентябре 1978 года НАСА объявило, что переговоры завершены в ожидании результатов всестороннего обзора правительства США. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года работа над совместными советско-американскими пилотируемыми космическими полетами была прекращена по рекомендации Государственного департамента США. Она возобновилась десять лет спустя, когда Советский Союз претерпел радикальные внутренние изменения, которые привели к его распаду в 1991 году и возрождению советской космической программы как российской космической программы.
Ну а на этом сегодня все. Спасибо за внимание!