Помните старый анекдот про лебедей и уточку?
Озеро. Лебеди разминают крылья. Красавец-лебедь картинно становится в позы культуриста, растягивая каждое сухожилие, поигрывая мускулами.
Подходит маленькая серая уточка, мнется, начинает (жалобным, слегка писклявым, дрожащим голосом):
- Конееечно… Наверное, на Юг полетите?..
Лебедь, басом, красиво выгибая спину:
- Ну, да, на Юг. Ага. Там тепло, да.
Уточка:
- Конееечно… А я тут останусь… Замерзать…
Лебедь:
- Полетели с нами, да. На Юг. Ага. (тянет мускулистую ногу)
Уточка:
- Конееечно… У вас крылья воон какие… А у меня мааленькие, я упаду, разобьюсь и умру…
Лебедь:
- Так мы тебя, того. Поддержим, да. Воздушные потоки, понимаешь.
Уточка:
- Конееечно… А в дороге я проголодаюсь, обессилею, и умру…
Лебедь:
- Ну, так будем ловить жуков. Да. Сочных жуков.
Уточка:
- Конееечно… Жуки большие, у вас клювы вон какие, а у меня маленький, я не смогу проглотить, подавлюсь…
Лебедь (похрустывая, разминает крылья):
- Так мы тебе их того. Разжуем, да. Будешь есть, нормально же.
Уточка:
- Конееечно…
Лебедь (выпрямившись, глядя на уточку):
- Так. Наxуй.
Серая уточка в данном случае – типичная жертва.
Опыт нахождения в позиции жертвы есть у каждого без исключения, ведь в детстве мы маленькие и зависимые, а это и есть исходное состояние жертвы. С возрастом кто-то скидывает шкурку жертвы, вырастает из нее, кто-то же ,наоборот, так срастается с ней, что в ином обличии не мыслит жизни.
Давайте посмотрим на жертв поподробнее. Человек в позиции жертвы уверен, что ему должны. Первоначальный запрос жертвы – быть спасенным. Соответственно, жертва всегда ищет спасателя, то есть того, кто будет удовлетворять его незакрытые детские потребности. Если спасатель делает что-то не так, как хочется жертве, последняя злится и выкатывает претензии, недовольство (вслух или невербально, например, сложив губы куриной гузкой или тяжко вздыхая).
Вернемся вот к этому: «Первоначальный запрос жертвы – быть спасенным». Запрос этот не только первоначальный, но и невыполнимый. Потому что жертву априори спасти невозможно, иначе зачем это все? Суть жертвенной роли как раз в том и состоит, чтобы всю жизнь искать спасателя. Жертва на самом деле не хочет быть спасенной, вернее, она этого больше всего боится, поэтому не допустит ни в коем случае. Уточка бесконечно будет отбивать подачи лебедя, жалея себя и показывая всем, как мир к ней несправедлив.
Вышесказанное не значит, что жертва – эдакий тайный злодей, подбирающийся к добрым людям с посылом «Посмотрите, какой я несчастный! Как вам не стыдно самим быть счастливыми, когда мне так плохо! А ну-ка, перестаньте счастливиться и идите меня спасать!». Жертва чаще всего сама не осознает, какую роль играет. Она искренне убеждена в том, что «просто так» ее никто никогда не полюбит. Не верит в эмпатию и доброту людей; убеждена, что жизнь «для себя» невозможна – столько обязательств и долгов, какие уж тут удовольствия.
И, наконец, главная установка жертвы – вера в то, что без кого-то значимого невозможно чувствовать радость жизни. Без партнера, покровителя, защитника, принимальщика решений, добытчика и т.п. жертва не умеет жить. Быть зависимой от кого-то – привычное жертвенное положение.
Что же делать с позицией жертвы. Первое и главное – увидеть ее. Понять, что это – привычная роль и, находясь в ней, вы добровольно отдаете свою жизнь в руки других людей. Осознать, что маска уточки-страдалицы надета поверх лисицы. Где-то внутри у лисы есть человечность, однако, чтобы освободить ее, придется признать лисью сущность. И это – признание – далеко не настолько страшно, как вам кажется.