«И тут меня понесло: я начала спорить, хотя мысленно понимала, что моя правота под вопросом. Но поделать ничего с собой не могла – я не могу не спорить, понимаете?! Для меня молча согласиться с собеседником – значит потерять лицо», - примерно так рассказывала одна девушка, назовем ее Ирой, о своем неудачном первом свидании.
Ира – мастер в деле «Проведи первое свидание так, чтобы оно стало последним». Она – настолько ярый спорщик, что мало кто выдерживает ее напора. Ира шутит, что если и найдет мужчину, которому будет нравиться эта черта, то роман их будет скоротечным, потому что они «убьют друг друга в процессе спора».
Почему некоторые так любят спорить? Потому, что их так научили в детстве. Не обязательно учили специально – «Всегда спорь, дочка!» - это мог быть личный пример значимого взрослого. Дети вбирают от своих взрослых то, что поможет им стать наиболее успешными в социуме.
Например, навык переходить улицу на зеленый делает вас успешным в социуме (умение оставаться живым – успех). Навык пользоваться столовыми приборами в ресторане, а не загребать пищу руками, тоже делает вас успешным.
Для некоторых людей умение спорить – неотъемлемая часть успеха. Этому они и учат своих детей. Дети вырастают в твердой уверенности, что тот, кто соглашается молча – слабак и тряпка. Такие ничего не добьются, тьфу. «Чтобы быть значимым, видным, надо подавать голос и всегда быть правым» - вот установка, которой подчиняются они.
В древнем племени, когда тот, кто громче и воинственнее орет, получал бОльшую часть ноги мамонта, эта позиция была оправдана. Сейчас – уже нет. Что делать с этой привычкой? Искать пути использования ее себе на пользу. Или мягко менять себя так, чтобы перестать зависеть от установки «мне нельзя потерять лицо, поэтому я всегда должен быть прав».
2