Предыдущая часть:
Таким образом, вареная колбаса в Свердловске производилась. И в 1959 году, уже при Хрущеве, ее - при некоторых усилиях и удаче - могли достать уже и обычные "советские люди", жители Свердловска.
И вот теперь, уважаемые читатели, мы возвращаемся к "лабазу". К вопросу о том, могли ли в этот "лабаз" 4 килограмма вареной колбасы положить дятловцы.
И для ответа на этот вопрос мы сначала предположим (только предположим!), что эти 4 кг вареной колбасы в "лабаз" положили дятловцы. Это вовсе не значит, что мы с вами в это хоть чуточку верим - это просто такой "логический ход". Мы с вами просто прибегнем в данном случае к методу "доказательства от противного" - очень эффективному методу доказательства, который часто использовали еще Аристотель и древние греки, и который и сегодня широко используется в математике для доказательства каких-либо теорем или в физике для проверки различных гипотез. И при расследовании этой истории этот метод доказательства также нередко оказывается очень эффективным (см. ссылку ниже).
И для этого мы сделаем вид, что верим, что эту колбасу положили в "лабаз" дятловцы. А затем посмотрим, какие выводы и следствия вытекают из этого предположения.
Где дятловцы могли достать вареную колбасу?
Но если дятловцы положили в "лабаз" эту вареную колбасу - значит, они ее где-то предварительно достали. Правильно? А где?
На деревьях, в тайге, вареная колбаса вроде не растет. И на дороге она тоже не валяется. Если только в сказках, но мы же с вами взрослые люди и в сказки не верим? И хотя Хрущев в эти годы пообещал "советским людям", что уже при их жизни в Совдепии будет построен коммунизм - колбасу достать в Совдепии в эти годы было не так просто (см. Фото 1 ниже). Колбасу можно было достать/купить/приобрести только в населенных пунктах. И поэтому мы с вами кратко проследим весь путь дятловцев, все населенные пункты, в которых они останавливались на пути от Свердловска до перевала.
Второй Северный. Этот населенный пункт мы исключаем сразу: Второй Северный в то время был уже нежилым поселком, там не было магазинов и складов с колбасой, и понятно, что купить или приобрести 4 кг вареной колбасы в этом населенном пункте дятловцы точно не могли.
41-й квартал. В этом рабочем поселке "гражданского" предприятия "Энерголесокомбинат" (бывшем лагпункте "Ивдельлага") в то время постоянно проживало (с постоянной ротацией) около 50 рабочих плюс 5-10 человек всякого начальства и обслуживающего персонала (об этом сообщил в своем допросе Дряхлых, который работал там инженером). Их, естественно, регулярно кормили. Но доставлять продукты туда из Вижая часто не могли - дорога плохая и накладно, поэтому туда периодически завозили продукты долгосрочного хранения (крупы, макароны, мясные и молочные консервы), и еду готовили уже там, местные повара. Кормить рабочих, конечно, старались сытно (они все-таки лесозаготовкой занимались), но подешевле. Поэтому вряд ли этих рабочих баловали вареной колбасой. Но даже если допустить, что туда каким-то чудом завезли вареную колбасу - понятно, что купить ее в количестве 4 кг дятловцы не могли (ее же завезли - если завезли - для начальства и для рабочих, и уж никак не для дятловцев).
И единственное, что там можно было купить за свои деньги сверх положенной нормы еды в столовой - это хлеб. Там, видимо, была печка-пекарня, и местные повара пекли из завезенной муки свежий хлеб - ведь завозить каждые два дня свежий хлеб также было дорого и накладно. И этот хлеб рабочие могли купить дополнительно, за свои деньги, - что в голодной послесталинской Совдепии для бывших заключенных ГУЛАГа - составлявших значительную часть рабочих 41-го квартала - было уже большим счастьем.
И дятловцы воспользовались такой возможностью и купили немного свежего хлеба. Об этом сообщается в записи от 27 января в "Общем дневнике":
"Предварительно купили 4 булки хлеба. Мягкий теплый хлеб. 2 штуки съели".
И есть фото, на котором наша Людочка, подобно голодному беспризорному ребеночку, держит в руках кусок хлеба и его уминает (см. Фото 2 ниже).
Но не вареную колбасу. Понятно, что купить 4 кг вареной колбасы в 41-м квартале дятловцы не могли. И его мы также исключаем.
Вижай. Но и в Вижае купить 4 кг вареной колбасы дятловцы также никак не могли. Почему?
Во-первых, срок хранения вареной колбасы с момента ее производства не превышал 2-3 суток. Об этом, в частности, говорится в той самой "Книге о здоровой и вкусной пище", которую я упоминал ранее (см. ссылку ниже):
В продажу выпускается свыше ста сортов различных колбас и колбасных изделий.
Копчёную колбасу покупатели обычно просят в магазине нарезать возможно более тонкими, почти прозрачными ломтиками.
«Книга о вкусной и здоровой пище». Пищепромиздат. 1953. Стр. 58.
Срок хранения варёных колбас при температуре не ниже +8 Ц – 3-е суток. Срок хранения «мясного хлеба» при температуре 0 Ц – +8Ц – 3-е суток. Срок хранения зельцев с момента окончания технологического процесса, включая транспортировку и реализацию при 0 - +6 Ц, ограничивается 12 – 24 часами. Кровяные варёные колбасы высшего и 1-го сортов хранят при температуре 0 - +6 Ц не более 2-х суток. Варёно-копчёные колбасы хранят при 12 -15 Ц до 15-ти суток; при 0 - +4 Ц до одного месяца. Как и сырокопчёные колбасы, сыровяленые можно хранить при температуре не выше +15 Ц до 4-х месяцев. Срок хранения копчёно-варёной и копчёно-запечённой корейки при температуре до +12 Ц - не более 6-ти суток.
«Книга о вкусной и здоровой пище». Москва. Издание 1977 г.
Выше я привел цитаты из этой книги, выпускавшейся в 1977 году - к тому времени в Совдепии уже научились делать сырокопченые колбасы более длительного срока хранения (до 15 суток), и в колбасы уже добавляли специальные консерванты. Но в 1959 году ничего этого еще не было - и срок хранения вареной колбасы не превышал 2-3 суток.
И, собственно, это и было одной из причин, почему в провинциальных городах - даже в Московской области - вареной колбасы в магазинах не было. Копченые, возможно, иногда доставлялись (и они стоили довольно дорого), а за вареной колбасой даже жителям Московской области приходилось регулярно ездить в Москву (см. ссылку ниже).
И это уже в годы "застоя", в конце 1970-х-начале 1980-х годов! А в Свердловской области 1959 года ситуация с вареной колбасой, конечно, была еще хуже, и почти вся вареная колбаса, производившаяся Свердловским мясокомбинатом, немедленно поступала в Свердловск (и там распределялась по различных каналам). А Вижай находился от Свердловска более чем в 500 км, и если вареная колбаса туда когда-то и заглядывала, то доставить ее могли только самолетом или вертолетом и, конечно, только для местного вертухайского начальства.
А во-вторых, Вижай ведь был по сути одним из центров Ивдельлага. И там жили в основном вертухаи и их семьи. Там все было за колючей проволокой, и все распределение продуктов происходило не через свободную торговлю, а по линии снабжения Ивдельлага. Да, там была небольшая столовая, и дятловцы в ней даже позавтракали, но это и все. Из "Общего дневника", запись от 26 января:
"Варить утром не стали, дрова сырые, вечером, пока сварили, часов 6 прошло. Завтракать пошли в столовую, закрепились гуляшом по-столовски и чаем. Когда подали холодный чай, Гося Дятлов изрек, усмехаясь: "Если чай холодный, то выйди и пей его на улице он будет горячее". Оригинальная мысль".
Ивдель. Относительно Ивделя можно сказать все примерно то же самое, что и о Вижае: он находился слишком далеко от Свердловска, и вряд ли вареная колбаса туда могла доехать из Свердловска и поступить в свободную продажу в местный продуктовый магазин.
Кроме того, дятловцы прибыли в Ивдель поздно вечером 24 января, а с утра 25 января Дятлов с Блиновым успели только сбегать на почту для того, чтобы поставить отметки в "маршрутных книжках" (см. ссылку ниже), после чего дятловцы с блиновцами наняли автобус и поехали в Вижай. То есть понятно, что даже времени у них не было на то, чтобы с утра бегать по магазинам (утром воскресного дня - если магазины вообще работали). Поэтому этот вариант мы также исключаем.
Серов. Серов был уже достаточно крупным городом Свердловской области, на поезде от Свердловска до него можно было добраться за полдня. И вареная колбаса вполне могла доставляться из Свердловска в Серов, и даже иногда поставляться в местные магазины.
Поэтому, чисто теоретически, можно допустить, что дятловцы купили 4 кг вареной колбасы, когда они находились в Серове (а там они, в ожидании своего поезда, находились половину дня 24 января). Правда, это противоречит той жесткой экономии денег, которую сразу же ввела Люда Дубинина как "завхоз" группы. Вспомним эту историю, когда дятловцы в Серове порывались сбегать поесть в столовую, но Люда деньги "зажала", так что Юрка Кри, как бы в шутку, стал просить конфеты у прохожих на вокзале, в результате чего угодил в ментовку (см. ссылку ниже).
Свердловск. И единственным местом, где дятловцы вполне реально могли достать вареную колбасу, является Свердловск. Кто-то из них мог, за день до похода или в день выезда из Свердловска, утром 23 января, где-то раздобыть эти 4 кг вареной колбасы. А когда дятловцы, собравшись в 531 комнате общежития УПИ, укладывали рюкзаки и распределяли продукты, положить эти 4 кг вареной колбасы в рюкзак:
"Так, снова в поход! Сейчас сидим в 531 комнате, вернее, конечно, не сидим, а все лихорадочно суют в рюкзаки всякие овсянки, банки, тушенки. Завхоз стоит и смотрит, чтобы у всех все вошло. Где мои пимы? Ю.К. В трамвае в мандолину играть будем? Конечно! Соль забыли! 3 кг. Игорь! Где ты? Где Дорошенко, почему не забирает 20 пачек? Дайте 15 коп. позвонить! Безмен, безмен где? Не влазит, у, черт! Ножик у кого? Юра, довези это до вокзала.
Пришел Славка Хализов. Привет, привет! Дайте 15 коп.! Люда считает деньги, крупные деньги. В комнате художественный беспорядок. А вот мы и в поезде".
И, таким образом, населенными пунктами, где дятловцы могли купить/достать 4 кг вареной колбасы, мог быть только либо Свердловск, либо (с очень малой вероятностью) Серов. Все остальные населенные пункты исключаются.
Продолжение: